Направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе

В ст. 1 Конституции Республики Казахстан [4] фиксируются принципы его организации и дается его качественная характеристика. Рассмотрим подробнее конституционные принципы, характеризующие качественную сторону государства Республика Казахстан.

Конституция Республики Казахстан дает определение Республике Казахстан, перечисляя ряд ее важнейших признаков:

Республика Казахстан - демократическое государство;

Республика Казахстан - унитарное государство;

Республика Казахстан - правовое государство;

Республика Казахстан - социальное, светское государство.

Это значит, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения, а только признает их, соблюдает и защищает их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием. Государство, становясь правовым, демократичным, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

Республика Казахстан - правовое государство (ст. 1). [4] Во многом это положение Конституции можно, и видимо нужно рассматривать как конституционную идею, которая полностью претворится в жизнь в будущем. Правовое государство утверждается длительное время, и факт провозглашения его таковым, закрепленный даже в Конституции, сам по себе еще ни о чем не говорит.

Смысл идеи правового государства состоит в том, что все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане действуют в строгом соответствии с правовыми нормами, то есть в государстве господствует право. Но так как правовые нормы обычно содержаться в различных источниках, то, говоря о верховенстве права, мы подразумеваем верховенство закона. Подобные роль и место закона обусловлены рядом причин и, прежде всего тем, что главные, основополагающие общественные отношения регулируются законами, через них правовые начала воплощаются во все сферы общественной жизни.

Верховенство закона — это его всеобщность, то есть в государстве не должны остаться неурегулированными наиболее важные общественные отношения, подобный вакуум нельзя заполнить нормами органов исполнительной власти. Оно означает также, что закрепленные в законе положения, устои общества остаются непоколебимыми при любых обстоятельствах.

Утверждению идеи правового государства, верховенству права в целом и верховенству закона в частности посвящена ст. 34 Конституции. В ней говорится: "Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц" - это означает, что, как граждане, так и государственные органы власти, органы местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Казахстан и законы.

Вместе с тем Республика Казахстан существует в правовом сообществе и, следовательно, должно соизмерять свое законодательство с правилами, которые признаются другими государствами, содержаться в международных договорах. Поэтому ст. 3 п. 4 фиксирует, что "международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона". [4]

Далее, в правовом государстве государство и личность взаимно ответственны, то есть несут одинаковую юридическую ответственность за свои действия, не согласованные с законом, а потому все нормативные акты, затрагивающие права человека и гражданина и тем более предусматривающие ответственность за их нарушение, должны быть опубликованы, они не могут применяться, если не опубликованы официально для всеобщего сведения. Так, п. 4 ст. 4 Конституции гласит: "Все законы, международные договоры, участником которых является республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения". Далее п.2 ст. 74 конкретизирует, что "законы и иные нормативные акты, признанные ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению". [4]

Республика Казахстан - социальное государство (ст 1). Под социальным понимается такое государство, деятельность которого направлена на достижение высокого благосостояния общества, общественного прогресса. Эта деятельность выражается в социальной политике государства.

Социальная политика - часть, сторона политики государства в целом. Она призвана регулировать отношения между государством и обществом, государством и отдельными социальными группами, обеспечить рост благосостояния граждан, удовлетворение их интересов, материальных и духовных потребностей. Социальная политика сопряжена с другими сферами политики государства, в связи, с чем нередко употребляются такие словосочетания, как социально-экономическая, социально политическая деятельность и т. д.

Важнейшие направления социальной политики государства определены в ст. 27, 28, 29, 30, 31. Более того, возводя социальную политику в ранг одного из принципов основ конституционного строя, некоторые конституции зарубежных стран тем самым подчеркивают ее значимость, что характеризует то или иное государство как государство социальное. Ст. 1 Конституции Республики Казахстан в понятие дефиниции "социальное государство" вкладывает именно этот смысл. [4]

Республика Казахстан - светское государство (ст. 1). Термин "светское государство" сопряжен с отношением данного государства к религии. Светским признается государство, в котором религия, религиозные объединения не связаны с государством, не могут влиять на его политику в тех или иных сферах, не вправе вмешиваться в деятельность государственных органов, систему образования и т. д. Сказанное обеспечивается отделением церкви от государства и светским характером государственного образования.

В светском государстве никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Нельзя заставить, обязать кого-либо исповедовать какую-нибудь из религий. В соответствии со ст. 22 Конституции "каждый имеет право на свободу совести (п.1). Осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством (п.2)". Вместе с тем, все религиозные объединения равны перед законом" [4]

Свобода создания религиозных организаций, невмешательство государства в их деятельность не означают, что эта деятельность ничем не ограничена. Она должна осуществляться в строгом соответствии с законом, не может посягать на личность, жизнь и здоровье граждан, не должна быть направлена на подрыв основ конституционного строя Республики Казахстан.

В Республики Казахстан как светском государстве наряду со свободой религиозной деятельности допускается свобода атеистических убеждений. При этом общественные объединения граждан, целью которых являются пропаганда и распространение атеистических убеждений, так же, как и церковь, отделены от государства.

Закрепление унитарного государства на конституционном уровне является одной из конституционно-правовых форм разрешения территориальной организации нашего государства.

Классическая модель унитарного государства, имеющая место во многих зарубежных государствах, характеризуется следующими основными признаками:

1.                единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;

2.                имеется единая, строго централизованная система государственных органов, юрисдикция которых распространяется также и на территорию всей страны. Функциональная, предметная и территориальная компетенция высших органов власти и подчиненной им центральной администрации ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов;

3.                единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность. Никакие административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут;

4.                единая система права. Местные органы исполнительной власти обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит сугубо подчиненный характер;

5.                единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей
территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права.

6.                территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельности. Создаваемые в этих административно-территориальных единицах местные исполнительные власти органы власти в той или иной степени подчинены центральным органам власти и центральной администрации. Их правовой статус определяется правовыми нормами, входящими в единую общегосударственную систему права;

7.                составные части государства не имеют права территориального верховенства;

8.                суверенитетом обладает только государство в целом.

В Республике Казахстан в соответствии с Конституцией не возникает необходимости создавать особые государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, к примеру, в виде автономий. У нас национальный вопрос решается путем конституционного закрепления норм, запрещающих "разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни..." [4]; норм, устанавливающих: «все равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка; отношения к религии, убеждений, места жительства или любым иным обстоятельствам»; предоставлением гражданам, независимо от их национальной принадлежности, равных возможностей избирать и избираться во все представительные органы, в том числе высших эшелонов власти; созданием школ и других учреждений культуры [4].

Конституционно-правовой принцип целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости своей территории является особенностью нашей Конституции. Этот принцип характерен и присущ конституциям большинства зарубежных стран. Следует отметить, что это объективная закономерность, ибо нация немыслима без исторически сложившейся территории, и именно она органически связана со своей территорией. Расчленение, разделение территории может быть допущено, но только в пределах самой республики, на основании соответствующего законодательства: соответствующих конституционных норм и норм конституционного Закона Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года "О государственной независимости Республики Казахстан", который «закрепляет правовые основы охраны государственной границы и ее обеспечения, порядок установления и содержания режима государственной границы РК, пограничного режима, режима в пунктах пропуска, регулирует отношения в области государственной границы Республики Казахстан». [5]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты