Направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе

Именно семья служит для детей той социальной средой, где сохраняются нравственные ценности, опыт, культурные традиции, позволяющие освоить опыт прошлых поколений и внести вклад в развитие общества. Основа крепкой семьи — брачные отношения, поэтому брак пользуется особой защитой со стороны государства. Это означает законодательное признание свободы брака, формального равноправия супругов, права на получение алиментов от разведенного супруга и т.д.

Каждая мать имеет право на защиту и поддержку общества. Не забываются при этом и права детей, которые в силу закона могут быть отделены от семьи против воли лиц, которые осуществляют воспитание. Это может иметь место только в случаях, когда указанные лица не справляются со своими обязанностями или если дети могут оказаться без надзора.

Конституция Республики Казахстан в ст. 27 признает охрану материнства и детства, защиту семьи одной из важнейших обязанностей государства. Это означает, что к семье государство должно относиться как к величайшей ценности. Оно обязано создавать социально-экономические предпосылки для полноценного материнства, здорового детства и защищать права матери и ее ребенка. Защита семьи со стороны государства заключается также в создании социально-экономических предпосылок ее существования. Государство защищает семью путем охраны прав ее членов, с помощью норм Закона «о браке и семье» и т.д.

Охрана окружающей среды в настоящее время стала одной из важнейших социальных проблем, стоящих перед человечеством. Поэтому те конституции, которые принимались в последнее десятилетие, закрепили в своих статьях обязанность государства обеспечивать и контролировать нормативное состояние окружающей среды и обязанность предпринимателей соблюдать экологические требования при производственных процессах. В случае нарушения этих правил виновные обязаны возмещать причиненный ущерб.

Конституция Республики Казахстан в ст. 31 закрепляет право гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

Обеспечить соблюдение этого права можно в первую очередь при наличии усовершенствованной системы законов.

Институт социальной системы охватывает отношения, составляющие первичную, естественную основу человеческого общества. Конституционное законодательство исходит из того, что народ Казахстана с его общей исторической судьбой привержен идеалам свободы, равенства и согласия, он несет высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями. Поэтому земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности [4].

В Конституции закрепляются главные направления социальной политики государства: 1) охрана труда и здоровья граждан; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 4) развитие системы социальных служб; 5) назначение государственных пенсий и социальных пособий; 6) охрана окружающей среды. Преодоление кризисных явлений в экономике, стабилизация общественных отношений - условия для эффективности социальной политики государства, что подтверждается в Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан - 2030», в котором в соответствии с долгосрочными приоритетными целями и стратегией реализации объявлено: «Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев улучшать экологическую среду» (Долгосрочный приоритет 4: Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана) [10].

Существенная предпосылка полновластия народа и реальной свободы личности, являющейся фундаментом гражданского общества — это экономические отношения, закрепленные конституционно.

Институт экономической системы — это совокупность конституционных норм, регулирующих общественные отношения людей по поводу собственности, производства и потребления материальных и нематериальных благ. Конституционное регулирование названных отношений идет по пути создания благоприятных условий для их развития и надежных правовых гарантий беспрепятственного осуществления, закрепления прав собственника и предпринимателя. «В Республике Казахстан, - гласит ст. 6, -признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом» (п. 1, 2). «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для законной предпринимательской деятельности... Недобросовестная конкуренция запрещается» (п.4 ст. 26). Новизна, демократизм и распространенность этого статуса на всю территорию Республики Казахстан делают его необходимым интегрирующим фактором экономической жизни страны. Обновлен в казахстанском законодательстве и реализован подход к предпринимательству прежде всего как к сфере частных, а не сугубо государственных интересов. Подтверждением тому служит новый Гражданский кодекс Республики Казахстан, развивающий и конкретизирующий конституционные положения.

В гражданском обществе важное место отводится духовно-культурной жизни. Конституционно-правовые основы духовно-культурных отношений заключаются в регулировке общественной жизни. Для укрепления позиций гражданского общества государство заинтересовано в создании условий для оптимального развития духовно-культурной сферы личности, тем самым, развивая гражданскую активность, сознание и патриотизм.

Важную роль в развитии духовно-культурных отношений играют наука и культура. Государство признает науки, искусства и культуру, содействует их развитию. Оно не принимает участия в решении вопросов профессиональной деятельности в данной сфере, предоставляя самим участникам отношений заниматься этим. Отсутствуют идеологический контроль за творческим процессом и цензура в отношении произведений литературы, искусства и науки" [12].

Политические отношения — это отношения, возникающие в ходе осуществления политической власти в обществе. Данные отношения нуждаются в четкой и грамотной юридической регламентации. С ее помощью происходит управление делами гражданского общества. В осуществлении политической власти принимают участие государство и институты, образующие политическую систему общества (политические партии и движения).

Единственным ее источником признается народ Казахстана, он же является носителем суверенитета. Политическая власть реализуется через систему политических институтов (организаций) предусмотренных и закрепленных нормами Основного Закона. Центральное место в политической системе принадлежит государству. В соответствии с п. 4 ст. 3 Конституции Республике Казахстан государственная власть едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Согласно соответствующим статьям Конституции Республике Казахстан ее осуществляют Президент Республики Казахстан, Парламент, Правительство и Конституционный Совет Республике Казахстан, а также суды и органы прокуратуры [7].

Необходимым звеном в механизме осуществления политической власти выступают политические партии. «В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Не допускается слияние общественных и государственных органах организаций политических партий» (п. 1 ст. 5). Парламентом Республики Казахстан был принят Закон «О политических партиях» от 2 июля 1996 года, регулирующий функционирование партий как конституционно-правового института в целом.

Политическая власть в обществе реализуется особым политическим механизмом — политической системой. Нормы конституции обычно не только фиксируют важнейшие элементы политической системы — государство, политические партии и другие, но и закрепляют порядок деятельности политической системы, основы взаимоотношений между ее элементами. Иными словами, конституционное законодательство определяет основы политического процесса в обществе, т.е. формы, способы и направления политической деятельности ее субъектов

Среди важнейших видов политического процесса можно отметить избирательный, законодательный, бюджетный.

Политическая, в том числе и государственная, власть в любом государстве осуществляется с помощью особой системы приемов, методов, способов и форм. Их закрепление в конституции позволяет судить о характере политического режима, который установлен в стране. Он дает возможность определить форму правления государства, Уровень политической свободы, которой обладают его граждане.

Развитому гражданскому обществу присущ демократический политический режим правления. Он характеризуется активным участием граждан в политической жизни: наличием форм прямой и представительной демократии; широкой системой прав и свобод граждан, реализация которых гарантирована.

Казахстан - страна восходящей демократии. А демократия немыслима без законности. Демократическое государство не может быть не правовым. За годы независимости Казахстан, безусловно, серьезно продвинулся к достижению этой цели. Но правовым государство становится лишь в случае, если само общество является таковым. Для того, чтобы и государство, и общество могли называться правовыми, необходимы как минимум три условия: современное, качественное законодательство, адекватное ему правоприменение и надлежащее правовое сознание. Многое уже сделано по всем трем направлениям.

Конституция, обладая верховенством и прямым действием на территории страны, не подменяет систему действующего права. Положения и нормы Основного Закона реализуются также через соответствующее его букве и духу многоотраслевое законодательство. Новым этапом более полной реализации положений и норм Конституции стала Концепция правовой политики, одобренная Президентом страны [13], Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2001 года, Закон «О внесении изменений и дополений в Конституцию Республики Казахстан» от 22 мая 2007г.

Конституция Республики Казахстан от 1995 г., создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода и постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

Становление и функционирование гражданского общества во внегосударственной сфере общественных отношений не означает его изолированности от государственно-правовых институтов, организационной деятельности государственных органов и организаций, правовых средств воздействия на деятельность организаций и поведение людей в системе гражданского общества. Конституция закрепляет основы формирования, развития и защиты гражданского общества, определяет начала его взаимосвязей с государством. Она должна провозгласить приоритет гражданского общества над государством, обеспечивающим условия нормального его функционирования.


2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН


2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан


Порой гражданское общество отождествляется с государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей. Изучая проблему гражданского общества в Казахстане, не следует отбрасывать все положительное, что выработало человечество за довольно продолжительный период построения гражданского общества в других странах мира. Во многих высокоразвитых странах существуют полноценные гражданские общества, а вернее будет сказать, эти страны достигли такого уровня развития благодаря сформировавшемуся гражданскому обществу, которое вывело их на путь общественного прогресса. Граждане этих стран знают и желают использовать свои права и выполнять свои обязанности, обладают достаточной правовой культурой. От активности, правосознания, самоорганизации гражданского общества во многом зависят показатели уровня жизни в целом. Поэтому нашей стране следует учитывать опыт зарубежных стран, которые достигли в этой области сравнительно больших результатов. Создание открытого демократического гражданского общества, общества, опирающегося на право, ответственность и предприимчивость граждан стоит в ряду важнейших фундаментальных задач в нашей стране в силу демократизации общественной жизни и усвоения уроков тоталитарного прошлого, отголоски которого еще накладывают заметный отпечаток на современную жизнь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты