Общая характеристика правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Общая характеристика правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Понятие и субъекты права на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей
1.2 Правовые формы воспитания: общая характеристика
1.3 Некоторые особенности правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
1.4 Место правовых норм, регулирующих правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в системе семейного законодательства
Глава 2. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Усыновление (удочерение) детей
2.2 Опека и попечительство над детьми
2.3 . Приёмная семья
2.4 Фактическое воспитание и патронаж
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и практическое значение выбранной темы дипломного исследования не вызывает сомнения, так как проблемы воспитания детей всегда привлекали внимание общественности. Современная система защиты прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей - сирот.
Нездоровые социальные отношения привели к возникновению "социального сиротства" - сиротства при живых родителях, когда дети, имеющие родителей, воспитываются не ими, а "выпадают" из семьи. В настоящее время почти миллион детей воспитываются без семьи, и лишь десятая их часть не имеет в живых родителей. Каждый из детей, оставшихся без попечения родителей, должен получить надлежащее воспитание.
Комплексный анализ всех существующих правовых форм воспитания оставшихся без родительского попечения детей в нашей стране не проводился. Отдельные правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей являются самостоятельными предметами исследования в ряде научных работ. Их анализу посвящены труды А.М. Беляковой, Я.Р. Веберса, Е.М. Ворожейкина, И.В. Жилинковой, Ю.А. Королева, А.Е. Казанцевой, Г.К. Матвеева, А.М. Нечаевой, Н.В. Рабинович, В.А. Рясенцева, Г.М. Свердлова, А.Г. Харчева, Д.М. Чечота, Т.В. Шахматова, Я.Н. Шевченко и других ученых.
Для исследования данной проблемы имеют важное значение цивилистические работы С.С. Алексеева, С.Н Братуся, О.С. Иоффе, О.Д. Красавчикова, Ю.К. Толстого, Р.О. Халфиной, Л.С. Явича, В.Ф. Яковлева.
Многие работы, в которых развивалось учение о праве детей на свое надлежащее воспитание и правовых формах воспитания детей, не утратили научной ценности и представляют значительный интерес. Однако происходящая в нашей стране законодательная реформа выявила необходимость пересмотра ряда принципиальных начал, на которых до сих пор строилось регулирование отношений по воспитанию оставшихся без родительского попечения детей.
Так, существенные изменения претерпел институт усыновления: отменены инструкции, содержащиеся в которых противопоказания к усыновлению ранее часто являлись непреодолимым препятствием к принятию в семью ребенка, оставшегося без родительского попечения. Тем не менее, сама процедура усыновления почти не изменилась, и до сих пор остается длительной и сложной. Недостаточно внимания уделяется организации Центров усыновления детей.
До сих пор юридически не закреплен приоритет семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, таких как: усыновление, опека (попечительство), патронат, фактическое воспитание, приемная семья. Остаются на уровне эксперимента и не получают должного правового регламентирования две новые для России правовые формы воспитания оставшихся без родительского попечения детей - приемная семья и детский городок (детский дом семейного типа); не определен их правовой статус. Требует возрождения в качественно новом состоянии такая правовая форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, как патронат. Практически неразработанным является институт фактического воспитания. В частности требуется разработка специального нормативного акта, регулирующего фактическое воспитание как правовую форму воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Нуждаются в упорядочении некоторые аспекты жизненно важного права - права на воспитание детей. Отсутствует юридическое закрепление такого права за ребенком, как права на свое надлежащее воспитание. Для некоторых правовых воспитателей, в частности для фактических воспитателей, законодательно не закрепляется обязанность воспитывать детей, принятых на воспитание, что негативно отражается на правах и интересах этих детей.
Цель настоящего дипломного исследования - обосновать решение наиболее существенных проблем воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, таких как:
- систематизация правовых форм воспитания детей и возникающих при этом правоотношений по воспитанию детей;
- правовой анализ каждой традиционной и экспериментальной правовой формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие и субъекты права на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Рассмотреть правовые формы воспитания;
3. Раскрыть некоторые особенности правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
4. Определить место правовых норм, регулирующих правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в системе семейного законодательства;
5. Провести сравнительный анализ с действующим законодательством в области воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
В дипломном исследовании используются труды ученых - юристов по общей теории права, исследования правовых проблем семейного, гражданского и частично жилищного законодательства, работы в области семейного права, гражданско-процессуального права. В процессе работы над дипломом изучалась практика учреждения и осуществления прав и обязанностей правовыми воспитателями при всех правовых формах воспитания детей, судебная практика, практика создания и деятельности приемных семей, проводилось обследование последних.
Дипломная работа состоит из
введения, двух глав, которые логично поделены на параграфы, заключения и списка
использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Понятие и субъекты права на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей
Субъектами семейных отношений могут быть только граждане. В их число входят супруги, родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители), дети (в том числе усыновленные), другие члены семьи в случаях, прямо предусмотренных Семейным кодексом РФ (далее – СК РФ) (дедушка, бабушка, внуки, родные братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица). Особенностью семейных отношений является их лично-доверительный характер, так как главное место в них занимают именно личные связи членов семьи. По своему характеру семейные отношения отличаются строгой индивидуализацией участников и незаменимостью их другими лицами, в том числе и иными членами семьи. Поэтому установленные СК РФ семейные права и обязанности являются неотчуждаемыми, "внеоборотными", непередаваемыми ни в порядке универсального правопреемства, ни по соглашению сторон. Например, алиментные обязательства членов семьи не могут быть переданы другим лицам и т.п. Семейные отношения, как правило, являются длящимися и связывают между собой не посторонних людей, а близких: супругов, родителей и детей, других родственников (родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки). Возникают семейные отношения (как личные, так и имущественные) из своеобразных юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство, усыновление, принятие ребенка на воспитание в приемную семью[1].
Субъектами семейных отношений являются лица, наделенные семейными правами и обязанностями. В их число входят супруги, родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), дети (в том числе усыновленные), другие члены семьи в случаях, прямо предусмотренных СК (дедушка, бабушка, внуки, родные братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица).
Субъекты семейных правоотношений (т.е. семейных отношений, урегулированных нормами семейного права) наделяются законом семейной правоспособностью и семейной дееспособностью. В СК РФ нет понятий семейной правоспособности и дееспособности. Определение этих категорий разработано в теории семейного права, где отмечается как близость семейной правоспособности и дееспособности с правоспособностью и дееспособностью в гражданском праве, так и их определенное своеобразие.
Семейная правоспособность - это юридическая возможность (способность) гражданина иметь семейные права и обязанности (право на вступление в брак; право родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним и др.). Семейная правоспособность, как и гражданская, возникает с момента рождения гражданина, но ее содержание зависит от его возраста. Семейная дееспособность - это юридическая способность (возможность) гражданина самостоятельно (своими собственными действиями) приобретать и осуществлять семейные права, создавать для себя семейные обязанности и исполнять их. Полная дееспособность граждан в семейном праве возникает, как и в гражданском, с восемнадцати лет. Не обладают семейной дееспособностью лица, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства[2]. Несовершеннолетние обладают семейной дееспособностью не в полном объеме, т.е. являются частично дееспособными. Однако в семейном праве для участия в семейных правоотношениях не обязательно обладать полной дееспособностью. Например, частичная дееспособность несовершеннолетнего ребенка не препятствует возникновению правоотношения между ним и его родителями (правоотношения по воспитанию, образованию и содержанию ребенка).
Воспитание как социальное понятие употребляется в двух смыслах: в нравственно-психологическом и в правовом. В нравственно - психологическом смысле воспитание - это "внедрение"; определенного мировоззрения, нравственности и правил человеческого общежития, выработка определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развитие определенных черт, физических свойств и т.п. В понятие "воспитание" входят: "сохранение и развитие физического и психического здоровья ребенка, передача ему собственного жизненного опыта, знаний, навыков, создание нормальных материально - бытовых условий его жизни". Эти процессы воздействия на воспитуемого проводятся в определенных границах и получают закрепление в нормах права, вследствие чего воспитание как общественное отношение выступает уже как правовое отношение. Поэтому его анализ не может ограничиться характеристикой нравственно - психологического воздействия воспитателя на воспитуемого. Задача состоит в том, чтобы выявить также и юридическое содержание права на воспитание.
В юридической литературе "право на воспитание" трактуется различно: и более широко, и более узко. Субъективное право родителей на воспитание своих детей трактуют широко: "как право своим личным воздействием влиять на детей и как право передавать детей на воспитание и обучение". Включают в понятие "воспитание" также предоставление содержания своим несовершеннолетним детям. "Право на воспитание" равнозначно понятию "родительские права"; с ее точки зрения, "родительские права не представляют собой совокупности всех правоотношений, возникающих между родителями и детьми в связи с родством, а являются правом на воспитание ребенка". Представляется, однако, что между этими понятиями нельзя ставить знак равенства. Так, право на истребование ребенка от лиц, удерживающих его у себя не на основании закона или решения суда, является одним из родительских прав, но в содержание права на воспитание не входит. Понятие "родительские права" значительно шире понятия "право на воспитание" и включает в себя право на воспитание как один из составляющих его элементов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16