Общая характеристика правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

В юридической литературе нет единства взглядов и на природу права родителей на воспитание детей. Все авторы единодушны в том, что это личное семейное право родителей. По мнению одних авторов, оно является абсолютным правом и существует вне правоотношений. А.И. Пергамент, в частности, считает, что родительские права являются абсолютными, которыми наделяется каждый родитель ... и возникают вне правоотношения. Другие считают право родителей на воспитание относительным правом, но обладающим абсолютным характером защиты. По мнению третьей группы авторов, родительское правоотношение "примыкает к разряду относительных правоотношений, но в то же время ему присущи элементы абсолютных прав, проявляющиеся в возложении некоторых обязанностей на всех третьих лиц, противостоящих участникам родительского правоотношения". Существует также мнение, что в семейном праве вообще нет абсолютных прав[3].

В правовой науке различаются два вида прав и обязанностей (по характеру связи управомоченных и обязанных лиц): абсолютные права и обязанности и относительные права и обязанности. Право на воспитание является абсолютным субъективным правом, в котором праву управомоченного лица противостоит обязанность всех иных лиц воздерживаться от нарушения этого права. По утверждению Р.О. Халфиной, "точная определенность участников не относится к специфическим признакам правоотношения". Не вступая в полемику по признакам правоотношений, мы просто констатируем, что в правоотношениях по воспитанию можно очертить круг обязанных лиц; этот круг не безграничен, в него входят все лица, которые подчинены правопорядку, установленному в данном обществе.

Право на воспитание детей характеризуется следующими чертами:

1) Право на воспитание детей - это мера дозволенного поведения управомоченного лица.

2) Этому праву управомоченного лица соответствует пассивная обязанность всякого третьего лица, подчиненного установленному в данном обществе правопорядку, не препятствовать осуществлению субъективного права на воспитание детей.

3) Субъективное право на воспитание детей является абсолютным правом и не может существовать вне правоотношения.

4) Право на воспитание детей не отчуждаемо по волеизъявлению правообладающей стороны: отказ родителей (заменяющих их лиц) от этого права не допускается. Прекращение правообладания возможно лишь при лишении права на воспитание детей либо освобождения от обязанностей по воспитанию детей на основании акта соответствующего органа (решения суда, местной администрации и др.).

5) Пределы осуществления права на воспитание определяются интересами воспитуемых.

Правом на воспитание детей в первую очередь обладают родители ребенка. Если родители ребенка совершеннолетние, никаких проблем в осуществлении ими права на воспитание своего ребенка (детей) обычно не возникает. Но обладают ли правом на воспитание родители, не достигшие 18 лет? Если им снижен брачный возраст - утвердительный ответ не вызывает сомнений: они полностью дееспособны со времени вступления в брак. Иное положение не состоящих в браке несовершеннолетних родителей ребенка. Несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы по делам, возникающим из трудовых, колхозных и брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда. В некоторых случаях, например при предъявлении иска об установлении отцовства либо о взыскании алиментов несовершеннолетней матерью, не состоящей в браке, равно как и при предъявлении иска об этом к несовершеннолетнему лицу, суд должен обсудить вопрос об участии законных представителей несовершеннолетнего истца или ответчика.

Таким образом, закон наделяет несовершеннолетних трудовой и брачно-семейной дееспособностью, процессуальной дееспособностью по таким делам. Но, помимо указанных, несовершеннолетнему родителю приходится участвовать во множестве иных правоотношений: гражданско-правовых (имущественных и личных неимущественных, например, по защите чести и достоинства несовершеннолетней матери), жилищных (раздел, обмен, бронирование жилой площади и др.), административных и т.п., для участия в которых необходима дееспособность в полном объеме. Несовершеннолетний родитель, не состоявший в браке, не вправе вступать в такие правоотношения без привлечения в качестве своих законных представителей родителей, усыновителей, попечителей или иных правовых воспитателей. Но не всякая несовершеннолетняя мать (равно как и несовершеннолетний отец) находит понимание и поддержку в семье; не исключено, что судьба дочери (подопечной) и ее ребенка безразлична родителям (усыновителям, попечителям), либо несовершеннолетняя мать является выпускницей детского дома и вообще нет людей, к кому бы она могла обратиться за помощью. Как мы видим, не всегда можно рассчитывать, что права и интересы юных матери или отца кем - то будут защищены. Действующее законодательство недостаточно регулирует правовое положение несовершеннолетних родителей, зачастую бесправие последних проецируется, прежде всего, на их детей. Оставляя незащищенными права такой матери, мы ущемляем не только ее интересы, но и интересы ребенка[4].

1.2 Правовые формы воспитания: общая характеристика

 

В настоящее время существуют следующие формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей:

- усыновление (удочерение);

- передача под опеку или попечительство;

- передача на воспитание в приемную семью;

- устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

СК РФ закрепляет в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, передачу ребенка на воспитание в семью (ст. 123 СК РФ). И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

Учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование, другую социальную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[5]).

Помимо государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения. Причем содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в таких учреждениях осуществляются на основе полного государственного обеспечения (ст. 1, 50 Закона об образовании[6]).

С принятием Семейного кодекса появилась возможность использования иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, то есть тех, которые прямо не указаны в ст. 123 СК РФ, но могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т.д.). Поэтому даже суд, например, лишая родителей родительских прав или ограничивая родителей в родительских правах и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение.

В соответствии с п. 2 ст. 123 СК РФ до определения наиболее оптимальных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства[7].

1.3 Некоторые особенности правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей


Проблема защиты прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети - сироты при живых родителях.

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разделе VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронатные семьи.

Приоритетной формой семейного воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно, является усыновление (удочерение) ребенка. Мало того, усыновление (удочерение), по мнению Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

И, наконец, усыновление (удочерение) - это «такая форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей».

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию[8].

Иные индивидуальные формы семейного воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная семья - носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей - сирот на воспитание в чужие семьи. Такое устройство называлось патронатом. В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение. После Октябрьской революции семейный патронат не получил государственного признания и перестал существовать.

В конце 80-х годов прошлого века возникла идея создания детских домов семейного типа. Детские дома семейного типа имели некоторые признаки патроната. В их основу был положен принцип семейного воспитания. Представляется, что именно они стали прообразом современной приемной семьи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты