Общая характеристика правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии с п. 1 ст. 269 ГПК РФ дела об усыновлении ребенка гражданами РФ подсудны районным судам по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка. Если же усыновители - граждане РФ, постоянно проживающие за пределами, иностранные граждане или лица без гражданства, то дела этой категории рассматриваются по месту жительства (нахождения) ребенка, но уже не районными судами, а судами субъектов РФ. Таким образом, при сохранении территориальной подсудности в зависимости от гражданства и места жительства усыновителя изменяется родовая подсудность.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающее усыновить ребенка, проживает на территории РФ либо состоит в браке с гражданином РФ и желает совместно с ним усыновить ребенка, то согласно п. 1 Постановления, действует общее правило, что обращаться следует в суд субъекта РФ. Никаких исключений для таких ситуаций не установлено. Разъяснение подтверждается положениями части 3 п. 1 ст. 165 СК РФ.

Заявление об усыновлении должно оформляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к исковым заявлениям (ст. 131 ГПК РФ), а также требований, установленных ст. 270 ГПК РФ.

Статья 270 ГПК РФ предусматривает указание в заявлении фамилии, имени, отчества и места жительства усыновителя (усыновителей), фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства (нахождения) усыновляемого ребенка, сведений о родителях усыновляемого, наличии у него братьев и сестер, обстоятельств, обосновывающих просьбу усыновителей и документов, их подтверждающих, а также просьбы об изменении фамилии, имени, отчества, даты рождения ребенка в возрасте до одного года, о записи усыновителей в качестве родителей в записи акта о рождении[23].

Следует отметить, что включение в заявление об усыновлении просьбы об изменении имени, отчества, фамилии, даты рождения ребенка, внесении изменений в запись о родителях, обязательно, если усыновители желают осуществления указанных действий. Поскольку заявление указанной просьбы - право, а не обязанность усыновителей, заявление об усыновлении будет считаться надлежаще оформленным и при ее отсутствии.

В ст. 270 ГПК РФ указывается на то, что просьба об изменении даты рождения может быть заявлена при усыновлении ребенка в возрасте до одного года. Это правило закреплено и в ст. 135 СК РФ. Причем в первоначальной редакции статьи никаких исключений из данного правила не предусматривалось. 28 декабря 2004 г. в ст. 135 СК РФ внесены изменения, согласно которым по причинам, признанным судом уважительными, изменение даты рождения усыновленного ребенка может быть разрешено при усыновлении ребенка, достигшего возраста одного года и старше. К сожалению, аналогичные изменения не были внесены в ГПК РФ. Хотя Верховный Суд РФ не разъяснил данной ситуации, очевидно, что приоритет должен быть отдан ст. 135 СК РФ, и суд должен принять к рассмотрению просьбу об изменении даты рождения детей, старше одного года. Обоснованность и целесообразность подобных изменений должны исследоваться в судебном заседании.

Изменение имени, отчества и фамилии ребенка, достигшего 10 лет, допускается только с его согласия. Просьба об этих изменениях может быть включена в заявление и при отсутствии информации о мнении ребенка. Оно может быть выяснено в процессе подготовки к судебному разбирательству, а в случае присутствия ребенка в судебном заседании - при рассмотрении дела.

Указание в заявлении сведений о родителях усыновляемого необходимо, поскольку согласно ст. 129 СК РФ, по общему правилу, требуется их согласие на усыновление, а при необходимости, они могут быть привлечены к участию в судебном заседании (ст. 273 ГПК РФ). Кроме того, согласно п. 3 ст. 137 СК РФ при усыновлении ребенка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца, если усыновитель - женщина.

Что касается информации о братьях и сестрах, то она также важна, поскольку усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей (п. 3 ст. 124 СК РФ). Причем, как указывается в п. 13 Постановления, это правило распространяется как на полнородных, так и на неполнородных братьев и сестер.

Усыновление братьев и сестер разными лицами допустимо, если дети не знают о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья. Наличие одного из указанных обстоятельств не означает предрешенности вопроса о раздельном усыновлении: суд во всех случаях должен всесторонне исследовать обоснованность раздельного усыновления и его соответствие интересам детей.

Как уже отмечалось, рассмотрение дела об усыновлении предполагает сбор значительного числа документов, на основании которых решается вопрос об усыновлении. Существенную роль здесь играет орган опеки и попечительства. На него в процессе подготовки дела к судебному разбирательству суд возлагает обязанность подготовить заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам ребенка (п. 1 ст. 272 ГПК РФ). К данному акту должны быть приложены документы, перечисленные в п. 2 ст. 272 ГПК РФ. В ст. 272 ГПК РФ речь идет только о документах, обязанность получения и представления которых лежит на органе опеки и попечительства. Обстоятельства, которые обязаны документально подтвердить заявители, указаны в ст. 271 ГПК РФ. Причем, если ст. 271 ГПК РФ не предусматривает истребования иных документов от заявителя, то от органа опеки и попечительства суд может требовать иные документы, если это необходимо для рассмотрения дела по существу. Например, если согласие родителей на усыновление не требуется, орган опеки и попечительства должен представить документы, подтверждающие наличие указанных в ст. 130 СК РФ обстоятельств[24].

Ни законодательство, ни Верховный Суд РФ не определяют, в течение какого срока должно быть подготовлено заключение органа опеки и попечительства. Срок для представления заключения должен установить суд, исходя из предусмотренного законодательством двухмесячного срока рассмотрения гражданских дел, который исчисляется с момента подачи заявления. При установлении срока для подготовки заключения можно руководствоваться тем, что при постановке гражданина на учет в качестве желающего усыновить ребенка, заключение о его возможности быть усыновителем должно быть подготовлено в течение 15 дней со дня подачи заявления (п. 9 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275. Если требуется обследование условий жизни усыновителей по делу об усыновлении (удочерении), суд вправе приостановить производство по делу (ст. 216 ГПК РФ).

Поскольку большинство из предусмотренных законодательством документов оформляется по строго определенным правилам, судам предписывается проверять соответствие этих документов предъявляемым требованиям, наличие на них подписей уполномоченных лиц и печатей, а также то, что документ выдан компетентным органом или лицом (п. 5 Постановления). Так, требования к заключению органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления установлены Приказом Минобразования РФ "Об утверждении типовых форм документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях".

В Постановлении обращено внимание судов на то, что состояние здоровья ребенка должно подтверждаться не справкой медицинского учреждения или врача, а заключением экспертной медицинской комиссии, созданной в установленном порядке. Требования к заключению эксперта и его форма утверждены Приказом Минздравмедпрома РФ № 369, Министерством образования РФ "О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью". По строго определенной форме составляется также заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями. Она утверждена Приказом Министерства здравоохранения РФ "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями".

Как и в Постановлении 1997 г., разъясняется недопустимость объединения просьбы об усыновлении с требованиями о защите имущественных прав ребенка. Так как усыновитель приобретает права законного представителя ребенка лишь в случае удовлетворения просьбы об усыновлении и только после вступления в силу решения суда, до этого момента он не вправе обращаться в суд за защитой имущественных прав ребенка.

Допускается рассмотрение в одном процессе просьбы об усыновлении двух или более детей, независимо от того, являются ли дети по отношению друг к другу братьями или сестрами. Возможность объединения в одном заявлении просьбы об усыновлении двух или более детей определяется в соответствии со ст. 151 ГПК РФ. В данном случае основанием объединения является то, что просьбы заявляются одним лицом. Если суд признает, что раздельное рассмотрение вопросов об усыновлении двух и более детей будет способствовать более правильному рассмотрению и разрешению дела, он вправе рассмотреть их раздельно.

Заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и его соответствии интересам ребенка требуется во всех случаях без исключения, в том числе, и тогда, когда усыновление осуществляется отчимом или мачехой. Данное пояснение подтверждается ст. 125 СК РФ и ст. 272 ГПК РФ, не устанавливающими никаких исключений для усыновления ребенка мачехой или отчимом. Интересно отметить, что в предыдущей редакции п. 3 ст. 129 СК РФ и в Постановлении 1997 г. содержалось противоположное положение. Законодатель устанавливал исключения из правила о составлении заключения для случаев усыновления ребенка отчимом или мачехой. Данное положение было исключено законом от 27 июня 1998 года.

Позиция действующего законодательства представляется обоснованной, так как не всегда предоставление равных родительским прав отчиму или мачехе, соответствует интересам ребенка, даже если ребенок проживает с ними совместно.

Для усыновления ребенка отчимом или мачехой сделано исключение, касающееся уровня дохода и наличия отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения. Если по общему правилу усыновление при отсутствии должного уровня дохода и качественного жилья не допускается, то при усыновлении ребенка отчимом или мачехой несоблюдение указанных условий не является основанием для отказа в усыновлении (п. 1 ст. 127 СК РФ). Следует отметить, что хотя данные обстоятельства в отношении отчима или мачехи решающего значения не имеют, вместе с тем они могут в совокупности с другими обстоятельствами привести орган опеки и попечительства, а впоследствии суд к выводу о несоответствии усыновления интересам ребенка[25].

С учетом существующей экономической ситуации законодатель установил право суда отступить от положений, касающихся уровня дохода и наличия жилья надлежащего качества, в ситуациях, когда суд сочтет усыновление отвечающим интересам ребенка. Среди оснований для вывода о возможности усыновления при нарушении рассматриваемых требований, в Постановлении приводятся случаи, когда ребенка усыновляет родственник, ребенок проживает в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновитель проживает в сельской местности и имеет подсобное хозяйство, усыновитель имеет жилье, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта (п. 8 Постановления). Следует отметить, что если большая часть оснований не вызывает возражений, то последнее представляется спорным. Дело в том, что минимальные стандарты, которым должны соответствовать жилые помещения для признания их таковыми, установлены федеральным законодательством. Что касается условий данного населенного пункта, то они не должны быть хуже, нежели установленные на федеральном уровне гарантии. Таким образом, требования, предъявляемые на уровне определенных регионов не должны быть ниже санитарных и технических норм, предусмотренных федеральным законодательством. Анализируя приведенное разъяснение, можно предположить, что суд имел в виду не установленные нормативными актами требования, а фактическое состояние жилищного фонда в той или иной местности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты