Общая характеристика правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

В связи с этим суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству истребовать у органа опеки и попечительства документы, подтверждающие невозможность усыновления ребенка лицами, постоянно проживающими на территории РФ. Данное требование закреплено в п. 7 ч. 2 ст. 272 ГПК РФ и ст. 6 Федерального закона (далее – ФЗ) от 16 апреля 2001 г. "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"[26]. Судам предписывается выяснить срок нахождения сведений в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч. 2 п. 4 ст. 124 СК РФ дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Важно отметить, что ранее срок пребывания ребенка на централизованном учете составлял три месяца, а ФЗ от 28 декабря 2004 г. "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" этот срок был увеличен до шести месяцев.

Требуется установить, какие меры предпринимались по передаче ребенка в семью, проживающую на территории РФ, в том числе, была ли возможность передать ребенка на воспитание родственникам. Для всесторонней проверки невозможности усыновления ребенка на территории РФ, в том числе, причин, по которым кандидаты в усыновители отказались от усыновления ребенка, предлагается допрашивать в качестве свидетелей родственников ребенка, а также лиц, отказавшихся от его усыновления.

При исследовании судом заключения об условиях жизни лиц, проживающих в иностранных государствах, и о возможности их быть усыновителями, рекомендуется проверять вправе ли организация, предоставившая заключение, давать заключения подобного рода.

Верховный Суд РФ обращает внимание судов на то, что документы усыновителей, составленные в иностранном государстве, подлежат легализации в установленном порядке. Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания. Суды должны принимать иностранные официальные документы без легализации в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (ч. 5 ст. 71 ГПК РФ).

В частности, не требуется легализации документов, исходящих из государств - участников Конвенции, отменяющей требование легализации официальных иностранных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 г. Для России Конвенция вступила в действие с 31 мая 1992 г. Конвенция не отменяет полностью необходимости удостоверения подлинности подписей и печатей на документах, исходящих из государств - участниц. Для этого предусмотрено проставление апостиля. Он проставляется на самом документе либо на листе, прикрепляемом к документу и должен соответствовать утвержденному Конвенцией образцу.

Во избежание незаконной посреднической деятельности при усыновлении детей, а также для защиты интересов детей, усыновляемых гражданами, проживающими в иностранных государствах, законодательство устанавливает ряд требований к представительствам иностранных организаций, занимающихся деятельностью по усыновлению. Соответствие предъявляемым требованиям и право на осуществление деятельности, связанной с усыновлением российских детей, подтверждается наличием аккредитации.

Решение об аккредитации представительства иностранной организации (отказе в аккредитации, ее досрочном прекращении или продлении ее срока) принимает Министерство образования и науки РФ по согласованию с Министерством иностранных дел РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Представительства иностранных организаций аккредитуются сроком на 1 год.

Для продления срока аккредитации иностранные организации подают заявление в Министерство образования и науки РФ не позднее, чем за 30 дней до истечения срока аккредитации.

В Постановлении указывается, что представительства иностранных организаций по усыновлению, не имеющие аккредитации, не вправе представлять в суд какие-либо документы по усыновлению, а также представлять кандидатов в усыновители. Это же правило распространяется на организации, срок аккредитации которых истек или которым отказано в аккредитации.

Не принимаются документы от представительства иностранной организации, если их оформление не входит в полномочия, предоставленные организации в своей стране. В частности, если по законодательству иностранного государства, усыновительному агентству предоставлено право представлять интересы усыновителей только на определенной территории, выход за ее пределы расценивается как превышение полномочий.

Усыновление детей иностранными гражданами осуществляется по законодательству государства, гражданином которого является усыновитель, а если усыновителем выступает лицо без гражданства - законодательство страны, где данное лицо имеет постоянное место жительства (п. 1 ст. 165 СК РФ). Вместе с тем, должны обязательно учитываться требования норм российского законодательства о детях, которые подлежат усыновлению, о требованиях к усыновителям, о разнице в возрасте между усыновителем и усыновленным, о порядке усыновления, о получении согласия родителей, согласия супруга усыновителя, а также самого ребенка, достигшего десятилетнего возраста.

Не допускается усыновление ребенка независимо от гражданства усыновителя и соответственно независимо от законодательства государства, применяемого к этому усыновлению, если в результате такого усыновления будут нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ. Согласно ст. 21 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., государства - участники Конвенции должны обеспечить, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны.

Для проверки соответствия усыновления интересам ребенка и соблюдения тех требований российского законодательства, которые должны быть учтены в силу прямого указания закона, судам предписывается исследовать выданное компетентным органом иностранного государства заключение как с точки зрения норм российского права, так и законодательства иностранного государства, гражданином которого является усыновитель. При этом рекомендуется обращать внимание на соблюдение требования о разнице в возрасте, учитывать то, что законодательство отдельных государств не допускает усыновления детей одинокими лицами.

Отсутствие необходимых сведений, а также предоставление их неуполномоченными лицами влечет отказ в удовлетворении заявления об усыновлении. Так, например, не может считаться надлежащим документ, выданный, хотя и управомоченным органом, но не по месту проживанию усыновителя.

В силу п. 1 ст. 166 СК РФ в целях установления содержания норм иностранного семейного права суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции РФ и другие компетентные органы РФ либо привлечь эксперта в области иностранного права. Исходя из абз. 3 п. 1 ст. 166 СК РФ и ч. 3 ст. 272 ГПК РФ суд также вправе предложить заинтересованным лицам представить документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, легализованные в установленном порядке (ч. 4 ст. 71 ГПК РФ).

Если содержание норм иностранного семейного права, несмотря на предпринятые выше меры, не будет установлено, суд применяет законодательство Российской Федерации (п. 2 ст. 166 СК РФ).

Решая вопрос об отсутствии у заявителей заболеваний, препятствующих им быть усыновителями, судам предписано руководствоваться Перечнем заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542. Применение российского нормативного акта диктуется ст. 165 СК РФ, согласно которой положения ст. 127 СК РФ о запрете усыновления, в том числе, и по состоянию здоровья, применяются и в отношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в иностранных государствах. Суд вправе потребовать от кандидата в усыновители не только заключения о состоянии здоровья, составленного по законодательству государства, гражданином которого он является или в котором постоянно проживает, но и заключения, оформленного в соответствии с требованиями российского законодательства. Следует отметить, что истребование медицинского заключения, оформленного в соответствии с российским законодательством - право, а не обязанность суда. Такое требование обычно предъявляется при наличии сомнений в достоверности представленного заключения или его составления компетентным лицом. Поводом может послужить и предоставление иными лицами, участвующими в деле сведений о наличии у усыновителя заболеваний, препятствующих усыновлению[27].

Поскольку п. 2 ст. 125 СК РФ обязывает усыновителей лично познакомиться с усыновляемым ребенком, в ходе судебного разбирательства судье надлежит исследовать обстоятельства общения заявителей с усыновляемым ребенком, убедиться в установлении между ними контакта. Кандидатам в усыновители в целях установления контакта с ребенком, выдается направление на общение с ребенком. По результатам такого общения усыновители по установленной законодательством форме составляют заявление, где указывают, согласны ли они после личного общения на усыновление ребенка или нет. При отказе от усыновления кандидат в усыновители должен указать причины.

О выполнении требования об установлении личного контакта с ребенком могут свидетельствовать различные доказательства. В частности, сведения о том, что усыновляемый в течение определенного времени проживал у усыновителя. Переписка с усыновляемым может свидетельствовать об установлении личного контакта между усыновителем и усыновляемым, но не исключает необходимости личного общения. Как следует из законодательства, предполагается непосредственное общение, встреча с усыновляемым, а не только общение с помощью различных средств связи.

Правовое последствие усыновления - возникновение у усыновителей прав и обязанностей, идентичных правам и обязанностям родителей, в том числе, и обязанности содержать ребенка. В связи с этим Верховный Суд РФ поясняет, что если с родителя усыновленного ребенка до вынесения решения об усыновлении в судебном порядке взыскивались алименты, он в соответствии с п. 2 ст. 120 СК РФ освобождается от их уплаты. Однако освобождение от уплаты алиментов происходит не автоматически. Для этого родитель, обязанный уплачивать алименты, должен обратиться в суд с просьбой по правилам ст. 440 ГПК РФ, предусматривающей порядок прекращения исполнительного производства. Вступившее в законную силу решение суда об усыновлении - безусловное основание к прекращению выплаты алиментов.

Решение суда об усыновлении не освобождает родителя, с которого в судебном порядке взыскивались алименты, от дальнейшей их уплаты, если при усыновлении ребенка за этим родителем в соответствии с п. 3 ст. 137 СК РФ были сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности. В указанном случае все вопросы, связанные с изменением размера взыскиваемых алиментов, освобождением от их уплаты, должны рассматриваться судом в порядке искового производства по заявлению заинтересованных лиц.

В п. 18 Постановления разъясняются положения ст. 274 ГПК РФ о содержании решения об усыновлении.

В резолютивной части решения об удовлетворении заявления об усыновлении, необходимо указать об удовлетворении просьбы заявителей (заявителя) об усыновлении ребенка, о признании ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) с указанием всех данных об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимых для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния, в том числе о записи усыновителей (усыновителя) в качестве родителей в книге записей рождений, об изменении фамилии, имени, отчества, даты и места рождения ребенка, а также о сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из родителей усыновленного или родственников его умершего родителя, если эти вопросы были положительно разрешены судом по просьбе заявителя либо заинтересованных лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты