Общая характеристика правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях принятия судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства. По достижении малолетним 14 лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении им 18 лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК РФ)[41].

Основания для назначения и выплаты денежных средств

1. Назначение и выплата денежных средств производятся на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находящихся под опекой (попечительством), родители которых неизвестны или не в состоянии лично осуществлять их воспитание в связи с:

- лишением или ограничением их родительских прав;

- признанием их в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно дееспособными или объявлением их в установленном порядке умершими;

- согласием родителей (родителя) на усыновление ребенка, воспитывающегося (находящегося) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- заболеванием, препятствующим выполнению ими родительских обязанностей (туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; ограничения способности к трудовой деятельности III или II степени);

- отбыванием наказания в исправительных учреждениях или содержанием под стражей в период следствия;

- розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов, отсутствием сведений об их месте нахождения (оформленном в установленном порядке).

2. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на тех детей, родители которых могут лично осуществлять их воспитание и содержание, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания и т.п.).

Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на детей, которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных учреждениях.

Порядок назначения денежных средств:

1. Назначение денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется на основании решения органа опеки и попечительства.

2. Для получения денежных средств на содержание ребенка опекун (попечитель) представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства с опекаемым ребенком:

а) заявление о назначении денежных средств;

б) копию свидетельства о рождении ребенка;

в) копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей (решение суда о лишении родителей родительских прав, свидетельство о смерти и т.п.);

г) справку с места жительства ребенка о совместном его проживании с опекуном (попечителем);

д) справку об обучении в образовательном учреждении ребенка старше 16 лет;

е) выписку из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства);

ж) справку территориального органа социальной защиты населения о прекращении выплаты ежемесячного пособия на ребенка.

3. В случае возникновения оснований для назначения денежных средств на содержание ребенка после установления опеки (попечительства) опекун (попечитель) обращается с письменным заявлением о назначении денежных средств и документами, в орган опеки и попечительства, на учете которого состоит подопечный.

Орган опеки и попечительства в 15 - дневной срок с момента обращения опекуна (попечителя) устанавливает обоснованность его просьбы, принимает решение о назначении денежных средств на содержание ребенка, копия которого выдается опекуну (попечителю).

4. Орган опеки и попечительства вправе назначить денежные средства на содержание ребенка в решении об установлении опеки (попечительства).

Основания для отказа в назначении денежных средств

Основаниями для отказа в назначении денежных средств на содержание ребенка являются:

отсутствие отношений опеки (попечительства) между заявителем и ребенком.

Решение органа опеки и попечительства об отказе в назначении денежных средств на содержание ребенка может быть обжаловано опекуном (попечителем) в суде.

Порядок выплаты денежных средств

1. Выплата денежных средств производится опекуну (попечителю) со дня вынесения органом опеки и попечительства решения о назначении денежных средств на содержание ребенка с возмещением опекуну (попечителю) расходов на содержание подопечного за период с момента возникновения оснований на их получение.

2. Денежные средства на содержание ребенка выплачиваются опекуну (попечителю) ежемесячно в полном размере не позднее 20 числа текущего месяца или пересылаются с согласия опекуна (попечителя) в тот же срок на открытый в банке лицевой счет либо через отделение почтовой связи.

3. Денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), назначаются и выплачиваются опекуну (попечителю) до достижения подопечным 18 - летнего возраста, включая месяц его рождения, за исключением случаев, которые могут повлечь за собой прекращение их выплаты.

Денежные средства на содержание обучающегося подопечного в возрасте от 16 до 18 лет выплачиваются при представлении попечителем справки из образовательного учреждения независимо от его типа, вида и ведомственной принадлежности. Справка представляется два раза в учебный год - с 1 по 15 октября и с 1 по 15 марта.

Для выплаты денежных средств на содержание подопечных детей в возрасте от 16 до 18 лет, не обучающихся и не трудоустроенных по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) в связи с отсутствием рабочих мест или по иным основаниям, лишающим впервые ищущих работу возможности ее получить, попечитель ежеквартально представляет в орган опеки и попечительства соответствующие документы, подтверждающие наличие этих оснований.

4. Назначенные денежные средства на содержание ребенка, своевременно не полученные опекуном (попечителем), выплачиваются за прошедший период, но не более чем за год, если обращение за ними последовало до достижения подопечным 18 - летнего возраста.

Денежные средства, не полученные по вине органа опеки и попечительства, выплачиваются за весь прошедший период.

5. Излишне выплаченные денежные средства на содержание ребенка взыскиваются с опекуна (попечителя), если переплата произошла по вине опекуна (попечителя). Взыскание излишне выплаченных денежных средств производится на основании решения суда.

Денежные средства на содержание ребенка, излишне выплаченные по вине органа опеки и попечительства, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.

6. При изменении места жительства подопечного выплата денежных средств на его содержание производится по новому месту жительства с момента получения личного дела подопечного и его регистрации.

Основания для прекращения выплаты денежных средств

1. Основаниями для прекращения выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю) являются:

а) достижение ребенком совершеннолетия;

б) передача ребенка на воспитание в приемную семью;

в) устройство ребенка на полное государственное обеспечение в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в другие аналогичные учреждения;

г) усыновление ребенка;

д) трудоустройство подопечного несовершеннолетнего;

е) вступление подопечного в брак;

ж) объявление подопечного несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

з) освобождение, отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей;

и) возвращение ребенка родителям (родителю);

к) смерть опекуна (попечителя), подопечного.

2. Выплата денежных средств на содержание ребенка прекращается на основании решения органа опеки и попечительства с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства.

3. Орган опеки и попечительства в трехдневный срок со дня принятия решения о прекращении выплаты денежных средств на содержание ребенка направляет копию данного решения опекуну (попечителю)[42].

3.3 Приёмная семья


Одним из отличительных признаков приемной семьи является специфическое основание возникновения - договор о ее создании. В этой связи весьма сложным представляется вопрос о том, в каких правоотношениях состоят приемные родители и органы опеки и попечительства - Семейный кодекс Российской Федерации на него прямого ответа не дает.

В юридической литературе на сегодняшний день сложилось четыре точки зрения по данной проблеме. Сторонники первой утверждают, что исследуемый договор имеет трудовой характер, вторые полагают, что он является семейно-правовым, третьи считают его разновидностью гражданско - правовых договоров и, наконец, последние говорят о смешанной правовой природе договора о передаче ребенка в приемную семью.

Использование в ст. 152 СК РФ таких терминов, как "труд", "размер оплаты труда", наводит на мысль о том, что между органом опеки и попечительства и родителем - воспитателем складываются трудовые правоотношения. Позицию о трудовой природе отношений приемных родителей и органа опеки и попечительства поддерживает Г.С. Скачкова. По ее мнению, воспитание ребенка в приемной семье является определенной трудовой функцией. Причем такая работа производится приемными родителями по найму за вознаграждение, выплачиваемое им органами опеки и попечительства, которые выступают в данном случае в качестве работодателя.

Обращение к подзаконным нормативным правовым актам, регулирующим вопросы организации приемной семьи, не вносит на этот счет никакой определенности. Так, письмо Министерства образования России "Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями"[43] называет договорными такие отношения, в основе которых лежит договор возмездного оказания услуг, но при этом в самом названии документа речь идет о трудовых отношениях.

Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ, трудовой договор - соглашение, по которому "работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка". Однако особенность деятельности родителя-воспитателя состоит в том, что на него возлагается чрезвычайно широкий круг обязанностей: воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, интеллектуальном и духовном развитии. Таким образом, он выполняет по отношению к приемному ребенку те же обязанности, что и родитель по отношению к своим детям. При этом он свободен в выборе времени исполнения своих обязанностей, режимом и распорядком дня не связан. Все это не позволяет выделить конкретную трудовую функцию родителя - воспитателя, а также время его труда и отдыха в приемной семье.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты