Организационные основы местного самоуправления

Организационные основы местного самоуправления

РЕФЕРАТ


Курсовая работа содержит 17 источников используемой литературы, из них важной нормативной базой послужила Конституция Российской Федерации, немало важную роль сыграл Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Выполнена на тему: «Организационные основы местного самоуправления».

Целью курсовой работы изучение теоретической системы представлений о сущности и формах местного самоуправления, его роли в современном обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-         изучить признаки и систему органов местного самоуправления;

-         рассмотреть представительный орган муниципального образования;

-         определить правовой статус органов местного самоуправления.

Предметом исследования курсовой работы является изучение организационных основ местного самоуправления в Российской Федерации.

Информационной базой для исследования темы курсовой работы послужили учебные пособия таких авторов как И.В. Выдрин, А.С. Прудников, и др., нормативно-правовая база в области организации государственного управления.

ВВЕДЕНИЕ


В современной России важным направлением цивилизованной государственности является организация эффективного управления территориями и общественно- политическими процессами. Такое управление в нашем государстве распределено в соответствии с Конституцией РФ между федеральной государственной властью субъектов Российской Федерации и местным самоуправлением.

На каждом уровне управления органы власти решают свои задачи в пределах той компетенции, которая установлена законодательством, а конечными результатами их деятельности являются уровень социально- экономического развития и качество жизни населения соответственно государства в целом, субъекта РФ, муниципального образования.

В настоящее время местное самоуправление для большинства граждан, проживающих в нашем государстве, стало достаточно обыденной и стабильной частью объективной реальностью.

Конституция РФ 1993 г. гарантировала местное самоуправление на всей территории Российской Федерации, определив население как основной субъект местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, несколько обособив в правовом и организационном отношениях местное самоуправление от государственной власти.

Соответственно появилось как бы два вида деятельности органов публичной власти в РФ: государственное управление (управление государственными делами и решение государственных задач) и муниципальное управление (решение вопросов местного значения, управление делами муниципального образования).

Реализация муниципального управления как компетентной профессиональной деятельности муниципальных служащих и функционирования соответствующих органов управления невозможна без местного самоуправления в Российской Федерации и на этом фоне объяснить особенности российского муниципального управления.

Таким образом, тема курсовой работы представляется весьма актуальной и важной. Именно, построение крепкой, внешне устойчивой организационной основы на местном уровне, определяет функции и полномочия государственных структур.

Целью курсовой работы является изучение теоретической системы представлений о сущности и формах местного самоуправления, его роли в современном обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-         изучить признаки и систему органов местного самоуправления;

-         рассмотреть представительный орган муниципального образования;

-         определить правовой статус органов местного самоуправления.

Предметом исследования курсовой работы является изучение организационных основ местного самоуправления в Российской Федерации.

Информационной базой для исследования темы курсовой работы послужили учебные пособия таких авторов как И.В. Выдрин, А.С. Прудников, и др., нормативно-правовая база в области организации государственного управления.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

муниципальное образование местное самоуправление

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть не только непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. [1] В ч. I ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г говорится, что органы местного самоуправления — это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.[6]

Должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Значительная часть ученых-муниципалистов полагает, что должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга его полномочий может выступать в качестве муниципального органа (например, глава муниципального образования).[8,с.136] Такая точка зрения вытекает и из практики Конституционного Суда РФ, который указал, что понятия «органы местного самоуправления» и «должностные лица местного самоуправления» не являются взаимоисключающими.

Орган местного самоуправления имеет определенные признаки.

1.   Создается и действует от имени соответствующего муниципального образования. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Поэтому государственные органы (за отдельными исключениями) не участвуют в формировании органов местного самоуправления.[2]

2.  Создается и действует на основе законов или других нормативно-правовых актов — в установленных ими формах и методами. Так, Федеральный закон 2003 г. предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

3.  Реализует полномочия по решению вопросов местного значения,
совокупность которых составляет его компетенцию. С общетеоретической точки зрения орган местного управления выполняет свойственные только ему задачи и функции, реализуя общие функции местного самоуправления. Такие полномочия закрепляет Федеральный закон 2003     г., другие федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты.

4.  Характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью в структуре местного самоуправления. Каждый орган местного самоуправления в определенных рамках относительно самостоятелен и организационно обособлен.  Некоторые органы местного самоуправления являются юридическими лицами. В соответствии п. 2 ст. 41 Федерального закона 2003 г. органы местного самоуправления, которые в соответствии с этим Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Однако структурные подразделения таких органов местного самоуправления самостоятельностью не обладают, как и правами юридического лица (например, комиссии представительного органа муниципального образования).[6]

Также данный признак подчеркивает различие между органами государства и органами местного самоуправления (хотя большая часть признаков у них общая). В соответствие со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (значит, не являются частью общего государственного аппарата, а органы государственной власти не являются частью структуры органов местного самоуправления).[2]

 5. Наделен властными полномочиями. Это означает, что его решения принимаются от имени муниципального образования, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой (в том числе государства). В соответствии с п. 3 ст.7 2003 г. муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.[6]

Данный признак позволяет отличать муниципальные органы (как и государственные) от учреждений и организаций, таковыми не являющихся. Например, учреждения здравоохранения, образования и науки (вузы, научно-исследовательские институты, школы и т.д.) властными полномочиями не обладают и не могут выносить общеобязательных решений (хотя должностные лица этих учреждений и организаций имеют некоторые властные полномочия).

Упорядоченная в соответствии с нормативно-правовыми актами совокупность органов местного самоуправления составляет систему, имеющую определенную структуру, т.е. внутреннее строение.

В соответствии со ст. 34 2003 г. структуру органов местного самоуправления составляют:

-          представительный орган муниципального образования;

-          глава муниципального образования;

-          местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

-          контрольный орган муниципального образования;

-          иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, является наличие в структуре органов местного самоуправления:

-            представительного органа муниципального образования;

-            главы муниципального образования;

-            местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).

Другие органы местного самоуправления являются факультативными (например, контрольный орган). Из этой классификации несложно заметить, что принцип разделения властей, применяемый на государственном уровне, не в полной мере может быть реализован в местном самоуправления, однако определенным образом он все же себя проявляет.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек — на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты