Организационные основы местного самоуправления

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, как уже отмечалось, решение ряда важнейших вопросов, закрепленных в ч. 10 ст. 35 Федерального закона 2003 г., например:

-                     принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

-                     утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

-                     установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и др.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Например, в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 33 Устава г. Ставрополя Ставропольская городская Дума присваивает звание «Почетный гражданин города Ставрополя».[16]

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. При этом глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования (п. 13 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г.).

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в том случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, — председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. Так, Ставропольская городская Дума избирает из своего состава Председателя.

Регламент Ставропольской городской Думы определяет общий порядок ее деятельности, основные правила и процедуру работы, в том числе вопросы подготовки и проведения заседаний, осуществления нормотворческой деятельности, работы ее депутатов и реальных органов.[16]

Основной формой работы Ставропольской городской Думы являются ее заседания, которые могут быть очередными и внеочередными. Очередные заседания Думы созываются председателем Думы не реже одного раза в два месяца. Примерные сроки их проведения и вопросы, вносимые на рассмотрение, определяются перспективными и текущими планами работы Думы и постоянных комиссий. Внеочередные заседания Думы созываются ее председателем по своей инициативе, по предложению главы города или по требованию не менее половины от общего числа депутатов.

Заседание Думы правомочно, если на нем присутствует большинство от избранного числа депутатов. Депутаты Думы обязаны присутствовать на ее заседаниях. При невозможности присутствовать на заседании по уважительной причине депутат заблаговременно информирует председателя Думы.

Совещания депутатов проводятся с целью предварительного рассмотрения вопросов, предлагаемых для внесения в повестку дня очередных заседаний Думы.

Депутатские слушания являются одной из форм работы Думы и се органов, используемой в целях публичного обсуждения, всестороннего и полного изучения вопросов, требующих нормативного правового регулирования либо связанных с выполнением принятых Думой нормативно-правовых актов.

Ст. 29 Устава г. Ставрополя описывает структуру Ставропольской городской Думы. В соответствии с ней Ставропольская городская Дума самостоятельно определяет свою структуру. При этом из состава депутатов Ставропольской городской Думы на срок их полномочий избираются:

-                     председатель и его заместитель (заместители — сейчас их два);

-                     комитеты.

Положение этих субъектов муниципального права конкретизируется в Регламенте Ставропольской городской Думы. В нем указывается, что постоянные комиссии Думы:

-            осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, относящихся к ведению Думы, проводят депутатские слушания;

-        осуществляют контрольные функции в рамках своих полномочий;

-        дают заключения и предложения по вопросам финансирования по направлениям, относящимся к сфере их ведения;

-            решают вопросы организации своей деятельности;

-            рассматривают иные вопросы, относящиеся к их ведению.

Предусмотрено создание следующих постоянных комиссий:

-            мандатной и по вопросам депутатской этики;

-            по бюджету, финансам, налогам, сборам и банкам;

-            по экономике и инвестициям;

-            по собственности;

-            по законности и местному самоуправлению;

-            по социальным вопросам;

-            по вопросам городского хозяйства;

-            контрольной.

Также в Ставропольской городской Думе могут создаваться:

-                     депутатские объединения (в составе не менее трех человек);

-                     временные комиссии и иные рабочие органы.

Для организационного, правового и материально-технического обеспечения работы Ставропольской городской Думы, оказания помощи ее депутатам, комитетам и другим созданным ею органам образуется аппарат Ставропольской городской Думы.[16]

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 73 Федерального закона 2003 г. (т.е. в порядке муниципально-правовой ответственности). Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены досрочно в следующих случаях:

-          принятия указанным органом решения о самороспуске;

-          вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

-          преобразования муниципального образования.[16]


ГЛАВА 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


3.1.Правовой статус главы муниципального образования


Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.[6]

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

-                     избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

-                     в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

-                     в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

-                     не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

-                     в случае формирования представительного органа муниципального района в порядке делегирования исполняет полномочия его председателя.

Указанные ограничения не распространяются на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

В соответствии со ст. 47 Устава г. Ставрополя глава города Ставрополя — мэр города Ставрополя является высшим должностным лицом города Ставрополя и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наименования «глава города Ставрополя» и «мэр города Ставрополя» тождественны.

Главой города Ставрополя может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший 21 года. Он избирается на муниципальных выборах населением города Ставрополя на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок его полномочий пять лет.

Глава города Ставрополя (как и вообще главы муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством) подотчетен непосредственно населению города Ставрополя и Ставропольской городской Думе.[16]

Руководитель муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования и является председателем муниципального Собрания. Решение об его избрании принимается большинством голосов от установленной численности депутатов муниципального Собрания. Руководитель муниципального образования осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

В соответствии с федеральным законодательством глава муниципального образования в пределах своих полномочий:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты