Организационные основы местного самоуправления

-                     смерти;

-                     отставки по собственному желанию;

-                     признания судом недееспособным или ограниченно дееспобным;

-                     признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

-                     вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

-                     выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

-                     прекращения  гражданства  РФ,  прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии, с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий
гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

-                     отзыва избирателями;

-                     досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

-                     призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;[16]

-                     в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г.[6]


3.3. Правовой статус исполнительно-распорядительного органа муниципального образования


В ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывается, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.[6]

По мнению В.В. Пылина, «исполнительный орган местного самоуправления представляет собой правоприменительный, исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, создаваемый специально для повседневного функционирования в системе местного самоуправления с целью проведения в жизнь (исполнения) принимаемых населением и представительным органом решений и общеобязательных правил в процессе управления и регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни местных сообществ».[10, c.621]

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.     

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) — представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. В этом случае уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Трудовой контракт с руководителем муниципалитета заключается руководителем муниципального образования. Порядок проведения конкурса и условия трудового контракта устанавливаются решением муниципального Собрания в соответствии с федеральным законом и законами города. Руководителем муниципалитета может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, имеющий высшее образование и практический опыт управленческой деятельности не менее двух лет.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Основания досрочного прекращения полномочий главы местной администрации и расторжения контракта устанавливаются ст. 37 Федерального закона 2003 г.

Местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.


3.4. Правовой статус контрольного органа муниципального образования


Глубокое и всестороннее изучение правового статуса контрольного органа муниципального образования невозможно без первоначального определения его понятия и структуризации элементов. Следует отметить, что разработка проблемы понятия и структуры статуса в теории муниципального права пока оставляет желать лучшего, несмотря на большое количество работ, посвященных функциям, компетенции и полномочиям органов местного самоуправления.

В теории права популярно следующее определение правового статуса: «...это признанная конституцией или законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, непосредственно закрепляемых за теми или иными субъектами права».[13, c.373]

Несколько более широкое определение дал А.С. Пиголкин, который под общим правовым статусом субъекта понимал «совокупность право- и дееспособности, необходимых для возникновения конкретных правоотношений, а также общих прав и обязанностей, реализация которых не порождает конкретные правоотношения (свобода слова, обязанность исполнять законы и др.)». [14, c.500]

Подобные определения часто используются и учеными — представителями отраслевых юридических наук, в том числе науки в теоретическом и практическом отношении наиболее близкой к муниципальному праву — конституционного права.

Нельзя не отметить, что при таком подходе понятие правового статуса подменяется перечислением элементов его структуры, (такое определение называется остенсивным) и перечисляются далеко не все элементы правового статуса (т.е. происходит его сужение).

Поэтому следует согласиться с Н.А. Богдановой, которая считает, что правовой статус — это «теоретическая конструкция, соединяющая нормативные характеристики, теоретические представления, и реальную практику реализации правовых установлений».[7, c.5]

Таким образом, исходя из этого определения и положений Федеральною закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. можно сформулировать следующее определение: правовой статус контрольного органа муниципального образования — это теоретическая конструкция, соединяющая нормативные характеристики, научные представления и практику реализации правовых установлений о положении органа местного самоуправления, образуемого в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и закрепленном за муниципальным образованием на ином вещном праве.

Выше уже говорилось о том, что сужение структуры правового статуса до прав и обязанностей индивида либо полномочий должностного лица или органа власти вряд ли достаточно обоснованно, поскольку в правовом статусе различных субъектов имеют место и другие элементы, не сводимые к правам и обязанностям либо полномочиям, например гарантии.

В связи с этим Н.А. Богданова предлагает следующее структурирование категории правового статуса в конституционном праве:

- место в обществе и государстве, социально-политическая
роль и назначение;

-         общая правоспособность;

-         права и обязанности, или компетенция и ответственность;

-         гарантии устойчивости и реальности правового состояния субъектов.[8,c.5]

В целом с подходом Н.А. Богдановой следует согласиться. Однако применительно к особенностям правового статуса органов местного самоуправления вообще и контрольного органа муниципального образования в частности в эту структуру необходимо внести некоторые коррективы. По нашему мнению, в муниципальном праве первый элемент структуры статуса должен быть сформулирован более узко — как положение субъекта в системе местного самоуправления (для должностного лица или органа — в системе органов местного самоуправления). Это связано с тем, что отрасль муниципального права, несмотря на свою важность, в отличие от конституционного права не является ведущей и базовой отраслью российского права. При этом отдельно нельзя не подчеркнуть значения порядка формирования данного органа местного самоуправления или наделения полномочиями соответствующего должностного лица.

А такой элемент правового статуса по Н.А. Богдановой, как общая правоспособность субъекта, в данном случае целесообразно рассмотреть вместе с компетенционно - функциональным блоком элементов правового статуса. В ч. 2 ст. 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. указано, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с этим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.[6]

Что касается такого элемента правового статуса, как ответственность, то, по нашему мнению, речь должна идти не только об ответственности самого субъекта, но и шире — об ответственности за нарушение норм, регулирующих деятельности данного субъекта права, со стороны любых субъектов. В этом случае ответственность будет выступать одним из действенных средств обеспечения устойчивости и реальности правового состояния данного субъекта.[15,c.185]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты