Ещё одной особенностью в работе УИМ в сельской местности является борьба с продажей фальсифицированной алкогольной продукции и вина домашней выработки (ст. 153-1, 266-1 КоАП ПМР). И УИМ особо должен обратить внимание этому вопросу, так как именно он является организатором борьбы с пьянством.
Для этого УИМ в сельской местности особое внимание должен уделить:
- предупреждению пьянства на производстве;
- выявлению продажи фальсифицированных спиртных напитков;
- предупреждению продажи гражданам вина домашней выработки;
- направлению хронических алкоголиков на лечение от алкоголизма (т.е. в ЛТП);
- предупреждению пьянства в быту и среди несовершеннолетних;
Исходя из сводок МВД ПМР мы можем отметить, что за последние годы число преступлений связанные с наркоманией увеличилось, в связи, с чем руководством МВД проводятся рейды и операции (МАК, УРОЖАЙ) по выявлению лиц, занимающихся выращиванием наркосодержащих культур, хранением, изготовлением и сбытом наркотических средств и психотропных веществ.
Если 20 лет тому назад сельские жители не знали, что такое наркомания, то сегодня и сельский житель знает, что такое наркотические вещества, а поэтому УИМ в сельской местности должен проводить работу:
-по охране полей, на которых выращиваются наркосодержащие культуры;
-выявлять лиц, которые выращивают на приусадебных участках и неугодьях наркосодержащие культуры;
-выявлять лиц, которые заключают договоры с администрацией колхозов и берут земли в аренду для выращивания овощей, фруктов и злаков и на этих же полях выращивают мак;
Принимать меры к ликвидации самовольно засеянных полей.
Согласно Приказу МВД ПМР №80 от 24.12.2004г. УИМ в процессе работы, через доверенных лиц и внештатных сотрудников милиции должен выявлять:
- притоны наркоманов;
- источники поступления наркотических веществ;
- лиц, потребляющих наркотические вещества и ставить этих лиц на учёт, принимать к ним индивидуально-профилактические и другие меры воздействия;
В отношении лиц, страдающих наркоманией и уклоняющихся от добровольного лечения - своевременно направлять и оформлять материалы для лечения в ЛТП.
Также, согласно Приказа МВД ПМР №80 от24 февраля 2004г., УИМ должен выявлять лиц, ведущих паразитическое существование, живущих не по средствам, извлекающих нетрудовые доходы путём:
- сдачи в поднаём жилых помещений;
-занятия запрещённым кустарным промыслом или другой индивидуальной трудовой деятельностью;
-уклонение от подачи деклараций;
-скупки и скармливание скоту и птице хлеба и других продуктов питания;
- совершения фактов хищения;
- продажи вина домашней выработки;
- незаконное пользование энергией и газом в быту;
- занятие браконьерством и других корыстных преступлений;
И, в установленном порядке обеспечивать привлечение виновных к ответственности.
2. Общественные формирования в сельской местности и их участие в борьбе с правонарушениями
Для более или менее успешного выполнения всех указанных обязанностей УИМ необходимо укреплять связи с общественными организациями, формированиями, призванными вести борьбу с правонарушениями, либо создавать такие формирования.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, соблюдение законности и укрепление правопорядка в стране немыслимы без участия в этом деле граждан. Опора на поддержку граждан и общественных объединений - одно из непременных условий эффективной деятельности правоохранительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений, устранению порождающих их причин.
2.1 Организационно-правовые формы участия граждан в обеспечении правопорядка
Граждане содействуют правоохранительным органам, в том числе и органам внутренних дел, в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности как индивидуально - на добровольной основе, так и через общественные объединения.
Согласно Законодательства ПМР "Об общественных объединениях" последние могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения.
Общественные объединения в соответствии со своими уставами преследуют социальные, политические, культурные, воспитательные и иные общественно полезные цели. Органы государства оказывают поддержку общественным объединениям в их социально полезной деятельности. Вместе с тем общественные объединения участвуют в реализации задач и функций органов государственной власти. Многие общественные объединения осуществляют воспитательную работу, организуют культурный досуг своих членов, ведут борьбу с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, непосредственно участвуют в обеспечении правопорядка.
Деятельность ряда общественных объединений непосредственно связана с профилактикой правонарушений, охраной правопорядка. Так, общественные воспитатели несовершеннолетних оказывают помощь родителям или лицам, их заменяющим, в воспитании несовершеннолетних, педагогическими коллективами, администрацией предприятий и учреждений по месту работы несовершеннолетнего, с ОВД (милицией), с общественными организациями по месту учёбы или жительства несовершеннолетнего, с врачами и другими специалистами.
Функции по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам по защите прав и законных интересов клиентов осуществляет лица (организации), занимающиеся охранной деятельностью. Органы внутренних дел выдают лицензии (разрешения) на занятия этой деятельностью и осуществляет за ней контроль. Предприятиям, осуществляющим охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Охранно-сыскные организации привлекаются, прежде всего, для поддержания правопорядка на улицах и в других общественных местах, а также используются при проведении целевых оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с угонами автотранспортных средств, хищения имущества.
В некоторых республиках, краях и областях образованы и действуют координационные советы (центры) социально-профилактической направленности. В их состав входят председатели советов войны и труда, товарищеские суды, представители предприятий, учреждений и организаций, сотрудники правоохранительных органов. Эти центры решают задачи по предупреждению правонарушений, проводят воспитательную работу с несовершеннолетними, оказывают иную помощь органам внутренних дел. Финансовое и материально-техническое обеспечение социально-профилактических центров осуществляется за счёт средств местного бюджета.
Общественные формирования
Общественные формирования, непосредственно участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Важная роль в охране общественного порядка, в обеспечении общественной безопасности и борьбе с преступностью, а также иными правонарушениями принадлежит специальным общественным формированиям: НД по охране общественного порядка; административным комиссиям; общественным пунктам охраны правопорядка; внештатным сотрудникам милиции и др.1
Народные дружины
НД создаются в районах, городах и других населённых пунктах. Порядок образования и деятельности НД, их задачи, обязанности и права, материально-техническое обеспечение, а также руководство определяются соответствующими положениями о НД.
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и должностные лица оказывают всемерное содействие и помощь НД. Во время проведения органами внутренних дел и НД совместных мероприятий по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений оперативное руководство работой НД осуществляют соответствующие должностные лица органов внутренних дел.
НД участвуют в охране общественного порядка на улицах, площадях, в парках и других общественных местах: оказывают содействие органам внутренних дел, прокуратуре, судам и юстиции в их деятельности по укреплению общественного порядка: принимают участие в борьбе с хулиганством, пьянством, хищениями собственности и другими правонарушениями: участвуют в проведении воспитательной работы в трудовых коллективах и среди населения по соблюдению существующих правил общежития и предупреждению антиобщественных поступков: участвуют в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних; участвуют в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов и в предупреждении дорожно-транспортных происшествий; принимают меры по оказанию неотложной помощи лицам, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений, а также находящихся в общественных местах в беспомощном состоянии; участвуют в спасении людей, имущества и поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах; участвуют в проведении мероприятий по охране и защите природных богатств, борьбе с нарушениями правил охоты и рыболовства и др.1
В целях обеспечения выполнения указанных обязанностей НД предоставлены соответствующие права. НД имеют право требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений; требовать от нарушителей предъявления документа, удостоверяющего личность; составлять в отсутствии работников милиции или иных уполномоченных лиц протокол в случаях злостного нарушения общественного порядка или причинением правонарушением имущественного или иного ущерба гражданину или организации с последующей передачей протокола начальнику штаба (командиру) НД; доставлять в милицию или в штаб НД лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, а также для установления личности нарушителя и составления протокола, если нет возможности составить его на месте нарушения; при этом нахождение доставленного лица в штабе НД не может продолжаться более одного часа; изымать орудия совершения правонарушения и незамедлительно передавать их в милицию. НД наделены и другими правами, предусмотренными действующим законодательством.2
Противодействие законной деятельности НД, посягательство на жизнь, здоровье и достоинство НД в связи с их деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой ответственность согласно закону.
Основными формами и методами работы НД являются: патрулирование и выставление постов на улицах, площадях, парках и в других общественных местах; проведение рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших; проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения, установление шефства НД над такими лицами; разъяснение гражданам законодательства и правил общежития; оформление материалов на правонарушителей и направление их в соответствующие органы государства и общественные организации: выпуск сатирических плакатов и фотовитрин, использование средств печати, радио и телевидения в целях профилактики правонарушений и воздействия на нарушителей; обсуждение поведения нарушителей на заседаниях штаба НД.
Руководство деятельностью НД осуществляет штаб и командир НД, назначаемый на должность и освобождаемый от должности штабом НД по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти.
Для осуществления повседневной работы по управлению НД и организации их взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами могут вводиться штатные должности работников аппарата управления в штабах НД. Схему должностных окладов, объем, и источники финансирования аппарата управления НД определяют органы исполнительной власти.
Исполнение обязанностей и отдельных функций работников аппарата управления штабов НД может осуществляться НД на общественных началах, на договорной или возмездной основе.