Иногда следователи в постановлении о назначении почерковедческой экспертизы сообщают сведения о предполагаемом исполнителе, где указывают его состояние здоровья, наличие увечий (например, отсутствует большой палец правой руки) и тому подобное. Если такие сведения не содержатся в постановлении о назначении экспертизы, эксперт должен выяснить их по материалам дела или послать запрос следователю.
Установить причину изменения почерка эксперт может и при осмотре рукописи, в частности, если рукопись выполнена на необычном материале (ткани, дереве) или непривычным пишущим прибором (спичкой, гвоздем).
Изучение признаков письма эксперт проводит по общим правилам методики — от общего к частному. При изучении общих признаков особое внимание следует обращать на координацию движений и темп письма, так как эти признаки наиболее подвержены влиянию «сбивающих» факторов, и изучить их с учетом устойчивости. В случае обнаружения признаков нарушения координации движений, темпа письма, причем устойчивого их проявления на протяжении всей рукописи, эксперт на этапе раздельного исследования может высказать лишь предварительное суждение о том, что при выполнении рукописи на пишущего действовали какие-то необычные условия. Окончательное решение об условиях выполнения рукописи эксперт может принять лишь после тщательного сравнения с соответствующими образцами почерка предполагаемого исполнителя.
При оценке признаков эксперту, как правило, не удается разграничить признаки по действиям различных необычных условий, то есть установить конкретную причину, определенное «сбивающее» обстоятельство. Это объясняется тем, что многие признаки при воздействии разных причин изменяются одинаково. Комплексы таких признаков могут повториться в рукописях многих лиц. Эксперт лишь констатирует факт выполнения рукописи в каких-то необычных условиях без их конкретного определения.
В то же время нарушение признаков, связанное с необычными условиями, не препятствует установлению исполнителя.
В экспертной практике встречаются случаи, когда установление условий выполнения рукописей является самостоятельным заданием.
Например, могут быть поставлены вопросы:
1) выполнена ли рукопись лицом, находившимся в состоянии физической усталости?
2) не выполнена ли рукопись лицом в состоянии опьянения? и так далее.
Независимо от характера поставленной задачи эксперту необходимо выявить признаки, происхождение которых объясняется именно необычным состоянием писавшего. Для решения неидентификационной задачи необходимы также образцы почерка предполагаемого исполнителя. Исследование проводится по обычной экспертной методике: предварительное исследование, детальное исследование, оценка признаков и вывод.[97]
Умышленное изменение почерка связано с перестройкой уже имеющегося у пишущего письменно-двигательного навыка, то есть с изменением динамического стереотипа. Полного разрушения системы навыков, определяющих стереотипность движений при письме, здесь, как правило, не происходит и последняя сохраняется. В рукописях, выполненных умышленно измененным почерком, отображаются две группы признаков — измененные, возникшие в результате нарушения стереотипных движений, и неизменившиеся, свойственные обычному почерку пишущего.
Наличие в рукописи (подписи) признаков обычного почерка позволяет проводить исследование умышленно измененного почерка согласно основным положениям методики почерковедческой экспертизы. Вместе с тем исследование таких рукописей имеет особенности, связанные с изучением и оценкой изменившихся признаков, что в свою очередь заставляет решать и такие вопросы, как установление факта и степени изменения почерка, определение неизменившихся устойчивых признаков, изучение влияния изменения одних признаков на изменение других, определение вариационности признаков почерка. Следует заметить, что для рукописи, выполненной намеренно измененным почерком, характерна неестественная многовариантность признаков. При умышленном изменении письма пишущий, как правило, изменяет общие и отдельные частные признаки почерка.
Видами умышленного изменения почерка являются:
1) скорописная маскировка почерка;
2) подражание печатному шрифту;
3) перемена пишущей руки (леворучное письмо);
4) подражание почерку другого лица (имитация).
Выполнение рукописи путем изменения скорописи есть произвольное, комплексное изменение строения почерка. Изменению здесь подвергаются общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, а также структуру движений по их траектории, и отдельные частные признаки почерка. При установке пишущего на умышленное изменение выработанности почерка наблюдается ее снижение. Повысить степень выработанности почерка произвольно, без тренировки, пишущему не удается, так как его письменно-двигательный навык приспособлен к уже определенному уровню автоматизированного письма. Снижение степени выработанности почерка вызывает изменение других взаимозависимых признаков, в частности, координации движения и темпа письма, сложности, размера, разгона и другое. Почерк становится маловыработанным, как у плохо пишущего лица.
Нарушение координации движения проявляется в небольших отклонениях от принятого направления в пределах элементов букв (угловатость в овальных и полуовальных элементах, извилистость и угловатость прямых элементов, неточность движений при выполнении начальных и заключительных частей букв) и в неточности движений при выполнении сочетаний букв, слов, фраз на протяжении всей рукописи (неравномерность протяженности движений по вертикали и горизонтали, неустойчивость наклона, неравномерность размещения движений по вертикали).
Темп движения становится неравномерным в отдельных частях рукописи. Быстрое выполнение текста проявляется в таких признаках, как постепенное утолщение и утоньчение начал и окончаний элементов, упрощение строения букв, увеличение связности. Медленное письмо, наоборот, характеризуется тупым началом и окончанием элементов букв, строение букв при этом приближается к школьным прописям либо появляются усложненные варианты, связность снижается.
Эксперт должен учитывать, что при письме измененным почерком последующие части текста выполняются быстрее, чем начальная. Иногда встречаются случаи, когда начальная часть текста выполняется пишущим в более быстром темпе, чем остальная. Такой признак является очень существенным, так как в неизмененном почерке он не встречается.
Претерпевают изменения и отдельные частные признаки почерка. Наиболее частым искажениям подвергаются: строение букв «б», «д», «ж», «м», «х»; форма движений при соединении элементов в буквах «ж», «л», «м», «М», «н»; форма движений при выполнении начальных частей элементов в буквах «н», «и», «п» и заключительных частей элементов в буквах «б», «д», «р», «ц», «щ», «я», а также вид соединения движения при выполнении букв и их элементов (слитный вид изменяется на интервальный). Изменение указанных частных признаков почерка связано в основном с замедлением темпа движений при выполнении текста, а, следовательно, снижением выработанности.[98]
Эксперт должен помнить, что если рукопись велика по объему, в отдельных ее фрагментах, в заключительной ее части, сохраняются общие и частные признаки почерка. Сказывается утомляемость, зрительный контроль над процессом письма ослабевает, и пишущий возвращается к привычным, автоматизированным для него движениям, к обычному почерку.
При наличии в рукописи таких фрагментов эксперт должен проявлять осторожность в решении вопроса о необычности выполнения ее, то есть о действии каких-то «сбивающих» факторов на пишущего в процессе письма. Необходимо особенно тщательно и всесторонне исследовать такие фрагменты рукописи, ибо в них содержатся неизмененные признаки почерка исполнителя, по которым возможна идентификация личности.
Искажение почерка путем изменения формы и направления движений. В рукописи эксперт может заметить одновременное сочетание двух или более различных форм и направлений движений. Так, наряду с прямолинейно-дуговой в тексте могут встретиться выпрямленная и неоднократно-угловатая, либо округлая и извилистая формы движения, а также разное сочетание левоокружных и правоокружных движений. Любые из указанных выше форм и направлений движений могут встретиться не только как сочетание, но и как самостоятельный способ изменения почерка.
Наклон пишущий изменяет обычно с правого на левый или прямой, то есть на противоположный привычному наклону почерка. При этом способе изменения наблюдается неустойчивый наклон элементов букв, письменных знаков и их сочетаний; линия строки ступенчатая. Изменение наклона в свою очередь влечет за собой изменение и других признаков. Так, при изменении наклона с правого на левый уменьшается протяженность движений по вертикали и по горизонтали, связность, как правило, уменьшается. Частные признаки обычно сохраняются без существенных изменений, кроме таких, как размещение точек начала, окончания движений и точек пересечения движений, форма движений при выполнении и соединении элементов букв и букв между собой. Эти признаки наиболее сознательно контролируются пишущим в процессе письма и поэтому чаще подвергаются изменениям.
Искажение почерка путем изменения размера букв как самостоятельный способ маскировки встречается редко. Изменение высоты букв может проявиться в увеличении или уменьшении протяженности движений по вертикали. Изменение размера обычно протекает параллельно с изменением такого признака, как разгон, что объясняется взаимной зависимостью отношений протяженности по вертикали и горизонтали. Так, при увеличении размера почерка разгон уменьшается, а при уменьшении размера — увеличивается. При изменении размера почерка, как правило, сохраняется автоматизм письма, признаки обычного письма претерпевают незначительные изменения, поэтому несложно идентифицировать исполнителя рукописи.
Изменение связности проявляется в ее уменьшении, отрывистом выполнении букв в словах. Отрывистое выполнение предполагает как раздельное выполнение букв с интервалами в их размещении, так и присоединение букв. Изменение связности почерка иногда вызывает увеличение таких признаков, как размер и разгон почерка.
Изменение частных признаков является также одним из способов искажения почерка. Изменяются, как правило, наиболее «броские» признаки с точки зрения пишущего, то есть признаки, которые им осознаются. Изменению подвергаются: прямолинейная, дуговая и овальная формы движения в буквах «в», «г», «е», «ж», «и», «м», «л», «п», «р», «т», «у», «ф», «щ», «ы» изменяются на извилистую; в буквах «т», «п», «р», имеющих дуговую форму движений, появляется двойная угловатость; в буквах «ж», «к», «л», «н», «р», «х» появляются дополнительные петлевые движения (так называемая неоднократность петлевых движений); простое строение букв заменяется усложненным; слитный вид соединения движений заменяется интервальным; протяженность движений по вертикали увеличивается.[99]
Изменяя те или иные частные признаки почерка, пишущий не знает механизма их образования и поэтому сохраняет целый комплекс признаков, присущих его обычному почерку. В силу этого эксперту надо помнить, что в пределах одной рукописи одни и те же признаки в одних и тех же буквах будут встречаться в измененном и неизмененном вариантах.
Степень изменения признаков почерка, как общих, так и частных, зависит от объема рукописи: чем короче текст, тем легче пишущему выдержать изменение тех или иных признаков на протяжении всего текста и, наоборот, чем больше объем рукописей, тем труднее выдержать выбранный способ изменения. В большом тексте эксперт обязательно обнаружит наряду с измененными признаками и признаки неизмененные, то есть признаки, присущие обычному его почерку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21