Почерковедческая экспертиза

Подытожив выше изложенное, следует сказать, что почерк, как система зафиксированных в рукописи письменных знаков, обладает свойствами индивидуальности, относительной устойчивости, сохраняемости и вариционности. Это означает, что абсолютно любой почерк, естественно при наличии достаточного количества исследуемого и сравнительного материала, можно идентифицировать, то есть установить его исполнителя.


2.2 Понятие идентификационных признаков почерка


Факт индивидуальности и относительной устойчивости почерка позволяет лишь ставить вопрос об идентификации личности. Но знания только свойств сравниваемых объектов недостаточно для идентификации личности. Необходимо выявить и изучить в исследуемых почерках все части, стороны, элементы, которые в своей совокупности позволяют эксперту установить тождество или различие.[29]

Такими приметами, показателями, с помощью которых эксперт устанавливает личность по почерку, являются признаки, особенности письменно-двигательного навыка, отобразившиеся в рукописи. Ввиду того, что идентификация личности по материально-фиксированным отображениям (письму) устанавливается по признакам, их классификация имеет большое практическое значение для решения конкретных задач, стоящих перед почерковедческой экспертизой.[30]

Признаки принято делить на существенные и несущественные. Чтобы познать объект, составить представление о нем, надо установить, выделить наиболее существенное. Другими словами, необходимо определить его сущность, которую в свою очередь невозможно установить без выделения наиболее существенных признаков. При таком делении признаков нужно помнить, что существенное для наших целей – не всегда существенно для самого объекта. Все зависит от того, какие цели мы преследуем при изучении того или иного объекта. Эксперта-почерковеда при установлении исполнителя спорного документа в процессе исследования почерка, прежде всего, интересует графика выполнения письменных знаков.

При делении признаков на существенные и несущественные следует помнить, что все признаки, с помощью которых мы в процессе идентификации решаем вопрос о тождестве или различии, являются для наших целей существенными. Такие признаки в криминалистике называются идентификационными. Но существенность тех или иных признаков для целей идентификации не устанавливается заранее для каждого объекта. Прежде необходимо исследовать текст спорного документа, образцы почерка конкретного лица, затем определить по каким существенным признакам мы будем устанавливать личность. Разработанные методики почерковедческой экспертизы могут лишь подсказать общее направление хода исследования. Выбор существенных признаков в каждом конкретном случае будет строго индивидуален. Эксперт устанавливает лицо, исполнившее рукопись по определенной совокупности существенных признаков. Для другого почерка эта совокупность признаков будет иной. Существенные признаки могут быть заранее определены только для установления определенных классификаций: рода, вида, группы. Там эксперт имеет дело не с единичным объектом, а с группой объектов. В связи с тем, что степень существенности тех или иных признаков можно заранее определить только для той или иной конкретной группы почерков для установления определенных классификаций. Такие признаки следует считать безотносительно существенными. Для некоторых групп почерков безотносительно существенные признаки будут различными. Так, безотносительно существенными признаками для отнесения почерков в группу высоко выработанных являются: высокая степень выработанности, ускоренный темп движений, высокая степень непрерывности фиксируемых движений (связность) и другое.

Деление признаков на относительно существенные и безотносительно существенные необходимо каждый раз при изучении различных сторон объекта при постановке самой проблемы исследования. Но при идентификации личности по почерку деления признаков на относительно и безотносительно существенные недостаточно.

Большое практическое значение для почерковедения имеет деление признаков на общие и частные. Следует разграничивать общие признаки, выражающие наиболее общие черты, присущие всем однородным объектам и служащие для установления определенных классификаций; и общие признаки, характеризующие конкретный почерк в целом. Круг общих признаков, с помощью которых устанавливаются определенные классификации, намного шире круга общих признаков конкретного объекта. Их количество увеличивается в результате перехода при установлении классификаций некоторых частных признаков объекта в соответствие с общими признаками, почерка, с помощью которых из общей массы выделяются почерки упрощенного строения, причинами которых являются недостаточность координации движений, неоднородность, неравномерность протяженности направления движений, их пространственной ориентации, выпрямление формы движений (возвратные, угловатые движения, выпрямляются дугообразные), сокращение протяженности, заключающейся в утрате элементов и их частей и количества движений; увеличение непрерывности движений и другое. В данном случае общие признаки выражают наиболее общие черты, свойственные группе почерков упрощенного строения. Но такие признаки почерка, как неоднородность и неравномерность протяженности движений, направление движений, их пространственная ориентация, выпрямление форм движений, сокращение протяженности движений и другие являются в свою очередь частными признаками почерка конкретного лица, так как они характеризуют отдельные части, элементы определенного целого (почерка).[31]

Такое дифференцирование общих признаков имеет принципиальное значение для определения групповой принадлежности, установления тождества объекта. Так общими признаками для дифференцирования почерков по степени выработанности являются точность, темп движений при выполнении письменных знаков, степень непрерывности фиксируемых движений и другие. Отсутствие этих признаков в исследуемом почерке не позволит эксперту определить степень выработанности, но не помешает (конкретных обстоятельствах) установлению исполнителя рукописи. В экспертной практике такие случаи встречаются при исследовании крайне ограниченного объема почеркового материала, например, цифрового письма, кратких текстов и так далее.

Общие признаки почерка делятся на три группы:

1)      характеризующие пространственную ориентацию (размещение) движении;

2)      отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка;

3)      отражающие структуру движений по их траектории.

Наличие и особенности проявления первой группы признаков во многом зависят от глазомера пишущего. Они дают возможность эксперту судить о навыке пишущего, определенным образом размещать текст относительно краев листа, частей текста относительно друг друга и различных ориентиров. Рассмотрим особенности этой категории общих признаков почерка.[32]

Размещение самостоятельных фрагментов документов — заголовков, обращений, дат, подписей, резолюций изучается относительно основного текста и срезов листа бумаги, на котором исполнена исследуемая рукопись. В рукописях разных лиц заголовки, обращения могут размещаться на определенном расстоянии от первой строки основного текста, слева, справа или в центре листа бумаги. Даты, подписи и резолюции также могут быть расположены на различном расстоянии от основного текста, в различном положении, то есть по центру, справа, слева.

Такие признаки, как наличие или отсутствие полей, их размер, форма, конфигурация линий полей, рассматриваются относительно левого и правого срезов листа бумаги предыдущей строки. У каждого человека при письме вырабатываются определенные навыки по размещению начальных и заключительных движений. Их положение в строке рукописи образует левые или правые поля, или те и другие. Поля считаются малыми, если расстояние от левого (правого) среза листа бумаги до начальных (заключительных) движений в каждой строке не превышает одного сантиметра, средние - от одного до трех сантиметров, большие - три сантиметра. По форме площадь полей может быть прямоугольной или трапециевидной. Это зависит от расстояния начальных и заключительных движений в каждой строке текста. Конфигурация линий полей в зависимости от различных изменений расстояний от срезов листа бумаги до начальных (заключительных) движений при выполнении строк на протяжении всей рукописи может быть прямой, вогнутой, выпуклой, ломаной, извилистой.[33]

Размер красной строки или размещение начального движения в первой строке абзаца относительно начала предшествующей строки и других строк зависит от расстояния, на которое отступила рука пишущего от левого среза листа бумаги. Размер красной строки считается средним, если расстояние от начала первой строки абзаца до начального движения в остальных строках этого же абзаца будет приблизительно два с половиной — три сантиметра, малым, - если это расстояние не превышает двух сантиметров, большим, — если три сантиметра и более.

Размер интервалов между строками может быть изучен только при исследовании рукописи, выполненной не на линованной бумаге. Размер интервалов между строками определяется относительно высоты строчных букв. Большим интервалом считается, если расстояние между строками больше высоты двух строчных букв; средний - равен двойной высоте строчной буквы; малый - равен или несколько больше высоты буквы.

Размер интервалов между словами – еще один признак, определяющий пространственную ориентацию. Малый интервал равен ширине одной буквы; средний — двойной ширине букв; большой интервал превышает ширину двух букв. Размещение линии письма относительно бланковой строки может быть над линовкой, под линовкой, совмещаться с линовкой. Направление линии письма в строке может быть горизонтальным — параллельным горизонтальному срезу листа бумаги; поднимающимся и опускающимся.Форма линии письма в строке бывает: прямая, выпуклая, вогнутая, извилистая, изломанная (ступенчатая).[34]

Размещение движений при выполнении знаков препинания относительно предшествующего слова, относительно линии письма или линии строки и положение знака переноса слов относительно линии строки бывает различным. Размер интервала между знаком препинания и предшествующим словом считается большим, если превышает ширину двухэлементной буквы; средним — в пределах ширины такой буквы; малым — меньше ширины. Знаки препинания в рукописях могут находиться на линии письма или бланковой строки, либо выше или ниже ее. Знаки переноса слов относительно линии строки могут располагаться в рукописи на линии строки или ниже ее, параллельно линии строки или под углом к ней.

При сравнительном исследовании рукописных записей в бланке доверенности на распоряжение и управления автомобилем от имени Нарушева Н.М., с образцами почерков Нарушева Н.М. и Хатоева О. М. лишь с образцами почерка Хатоева О.М. установлены совпадения всех общих и всех частных признаков почерка, позволяющие сделать вывод, что данные записи выполнены не Нарушевым, а Хатоевым. Так, например, установлено совпадение таких общих признаков, как размещение линии письма относительно линии линовки – смешанное (на линовке, или над линовкой), форма линии письма в строке – извилистая и ряда других признаков.[35]

К признакам второй группы относятся выработанность почерка и степень сложности движений, отражающиеся на строении его в целом. Анализ этой группы общих признаков почерка позволяет эксперту установить степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка пишущего. Степень выработанности — один из основных показателей уровня овладения человеком письменно-двигательным навыком. О степени выработанности, этом сложном признаке почерка, исследователя информируют темп и координация движений при письме. Темп выполнения рукописи может быть быстрым, средним и медленным. Следует отметить, что темп движений при письме может быть привычным и измененным. Он может меняться у человека в зависимости от целей и задач, стоящих перед пишущим. Чем сложнее движения, отображенные в строении почерка, тем медленнее темп письма и наоборот. Исходя из этой зависимости, можно заключить, что в группе высоковыработанных почерков самыми медленными по темпу исполнения письменных знаков будут усложненные почерки; самыми быстрыми — упрощенные. Под координацией движений при письме понимается степень согласованности движений пишущего при выполнении элементов письменных знаков, букв и при их связывании. В зависимости от уровня овладения письменно-двигательным навыком — темпа и координации движений — различаются мало-выработанные, средневыработанные и высоковыработаниые почерки. Маловыработанный почерк характерен для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка остановилось на начальных стадиях обучения письму в школе (1—4 классы). Средневыработанными считаются почерки с еще не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период на стадии освоения связного и быстрого письма, или для учеников в этот период обучения письму. Высоковыработанными почерками обладают лица, у которых сформировался письменно-двигательный навык. Для высоковыработанного почерка характерен быстрый темп письма, автоматичность и высокая координация движений. Соответственно для маловыработанных и средневыработанных характерны низкие и средние темп и координация движений.[36]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты