Существуют следующие способы подражания (имитации) почерку другого лица: подражание «на глаз» (срисовывание) без предварительной тренировки и с предварительной тренировкой; подражание «по памяти». Подражание «на глаз» без предварительной подготовки представляет собой срисовывание. Подделыватель непосредственно с текста, выполненного другим лицом, стремится воспроизвести конфигурацию букв, присущую почерку этого лица. Подделыватель обычно воспроизводит лишь форму букв.
При выполнении текстов путем подражания без предварительной подготовки воспроизведение движений, свойственных другому лицу, является для подделывателя трудной задачей. Автоматизм движений нарушается, каждое движение контролируется и подвергается оценке, в результате чего можно наблюдать признаки, свидетельствующие об исполнении текста с подражанием: замедленный темп письма, нарушение координации движений, уменьшение связности между элементами букв и самими буквами, увеличение размера и разгона букв, «бедность» вариантов частных признаков почерка, сходство наиболее «броских» признаков почерка.
Эксперт может встретить также в тексте наличие исправлений, обводку отдельных букв и другого. Такой способ подражания позволяет подделывателю воспроизвести лишь внешнее сходство букв в рукописи. В этом случае эксперт будет наблюдать признаки почерка подделывателя. Неизменившиеся признаки почерка подделывателя встречаются в больших по объему рукописных текстах и, в особенности, в конце текста, когда у пишущего теряется контроль над своими действиями.
При сравнительном исследовании подписей от имени Утегенова С.С. в расчетных документах с образцами подписей Утегенова С.С., установлены различия и сходства некоторых общих и частных признаков подписей. Сходство признаков на вывод не повлияло, оно объясняется вариационностью, простым выполнением подписей, а также выполнением подписей с подражанием подписи Утегенова С.С., о чем свидетельствуют, в частности, уменьшение темпа письма, нарушение координации движения при выполнении росчерка, увеличение нажима при выполнении первой буквы росписи «У» и другие признаки. В данном примере видно, что для лица имитировавшего подпись Утегенова, не составило особой сложности подделать его подпись, так как она по своему строению проста, однако данное лицо не смогло добиться полного сходства подписи. Это объясняется, прежде всего, большими различиями по общим и частным признакам почерка имитатора и имитируемого почерка, которые имитатор не смог преодолеть из-за отсутствия тренировки.[112]
При сравнительном исследовании подписи от имени Ерхова В.П. в кредитном договоре и образцов подписи Ерхова В.П. были выявленные различающиеся признаки, которые явились устойчивыми, существенными, в своей совокупности индивидуальными и достаточными для категорического отрицательного вывода о том, что исследуемая подпись от имени Ерхова В.П. в кредитном договоре выполнена не Ерховым В.П., а другим лицом с подражанием подписи Ерхова.[113]
Само подражание «на глаз» ведет в известной степени и к изменению признаков почерка подделывателя независимо от его желания. Подражание «на глаз» с предварительной подготовкой. Для данного способа подражания характерным является то обстоятельство, что подделыватель не экспромтом, как это имело место в первом случае, а длительное время тренируется в воспроизведении и оценке признаков почерка лица, которому подражает. Известно, что навык формируется в упражнении. Его нельзя выработать в один прием, необходима более или менее длительная тренировка. Чем длительнее будет процесс тренировки, тем больший объем признаков почерка лица, которому подражают, будет наблюдаться в тексте и меньше будет признаков почерка подделывателя. В этом случае возможности идентификации личности по почерку ограничены. При изучении текста, выполненного подражанием «на глаз» с предварительной тренировкой, эксперт будет наблюдать следующие признаки: сравнительно быстрый темп исполнения, совпадение большинства общих признаков почерка подделывателя и лица, которому он подражает, а также совпадение наиболее ярких, броских частных признаков почерка, проявляющихся не только в отдельных буквах, но и в буквах, связанных между собой.
Такие частные признаки почерка, как относительное размещение точек начала движений при выполнении букв и их элементов, последовательность движений, форма движений при выполнении начальных и заключительных частей элементов букв и другие, как правило, переносятся без изменений в текст, выполняемый с подражанием, из собственного почерка подделывателя.
Из сказанного выше следует, что признаков, свидетельствующих о выполнении текста с подражанием почерку другого лица, в этом случае будет значительно меньше.
Подражание почерку другого лица «по памяти». Этот способ подражания связан с воспроизведением признаков почерка другого лица, которые подделыватель пытается запомнить в процессе чтения того или иного документа, написанного другим лицом, то есть документов, наблюдавшихся ранее. В этом случае подделыватель, как правило, не в состоянии запомнить и воспроизвести комплекс движений другого лица. В рукописи будут преобладать признаки обычного почерка исполнителя.
При подражании «по памяти» возможно появление еще одной группы признаков. Эти признаки возникают как результат неправильного понимания подделывателем сложности движений при выполнении букв, то есть желая вспомнить особенности выполнения отдельных букв, он вносит в них элементы воображения. Признаков сходства будет очень мало. Подражание «по памяти» почерку другого лица возможно в случае сходства почерка лица, которому подражают, и почерка подделывателя. Подражание «по памяти» встречается в экспертной практике очень редко.
Исследование рукописей, выполненных с подражанием почерку другого лица, имеет свои особенности. На стадии предварительного исследования при осмотре рукописи, эксперт должен обратить внимание на темп ее выполнения. Если эксперт установит, что текст выполнен замедленным темпом, то надо решить вопрос, не является ли это свидетельством маскировки пишущим своего почерка.[114] Как известно, в текстах, выполненных измененным почерком (маскировка), броские признаки различаются, а совпадают более мелкие особенности, проявляющиеся в буквах и их элементах. Эксперт должен установить факт выполнения рукописи с подражанием почерку другого лица.
Для исследования рукописи, выполненной с подражанием почерку другого лица, эксперту нужно иметь образцы почерка лица, в отношении которого есть предположение, что рукопись выполнена с подражанием его почерку, и образцы почерка предполагаемого подделывателя в большом количестве и выполненные с разной степенью тщательности. Экспериментальные образцы почерка подделывателя желательно представить в виде текста, аналогичного по содержанию исследуемому тексту.
При детальном раздельном исследовании рукописи, выполненной с подражанием почерку, другого лица, эксперт выявляет и предварительно оценивает признаки необычного исполнения (темп выполнения, признаки нарушения координации движения и другое) с точки зрения размещения и повторяемости их в тексте. При сравнительном исследовании сопоставление проводится в два этапа — исследуемый текст сравнивается с образцами почерка лица, которому подражали, а затем с образцами почерка предполагаемого подделывателя по темпу, стройности, общим признакам почерка. Особенно следует обратить внимание на связность и вариационность частных признаков. Для рукописи, выполненной с подражанием, характерна так называемая «бедность» вариантов. Такой порядок исследования дает эксперту возможность установить факт подражания, а затем и способ подражания. При оценке выявленных признаков эксперт должен учитывать соотношение совпадающих и различающихся признаков почерка как с почерком лица, которому подражали, так и с почерком подделывателя.
При сравнительном исследовании почерка, которым выполнены рукописные записи в справках для получения кредитов на различных лиц с образцами почерка этих лиц были выявлены существенные различия как общих, так и частных признаков почерка, а так же установлено, что все исследуемые подписи выполнены одним лицом с подражанием почерку других лиц. Далее выше указанные подписи были сравнены с образцами подписей Степаненко И.Н., которая по версии следствия предположительно подделала подписи от имени других лиц в документах на получение кредита, и установлены совпадения общих и следующих частных признаков почерка, например, конструктивное строение при выполнении строчной буквы «а» – усложненное, за счет повторения движения в овале, форма движений при выполнении начального дугового штриха строчной буквы «г» - прямолинейная, первого элемента строчной буквы "з" – петлевая, заключительной части второго элемента строчной буквы "в" – петлевая и другие совпадения по частным признакам.[115] В данном случае присутствует имитация почерка другого лица с предварительной тренировкой.
Подытожив сказанное, следует сказать, что изменение почерка может быть естественным и умышленным. К естественным обстоятельствам, при которых почерк изменяется относятся: необычная внешняя обстановка письма, внутреннее состояние пишущего, непривычная установка пишущего, не связанная с желанием изменить свой почерк и так далее. Видами умышленного изменения почерка являются: скорописная маскировка почерка, подражание печатному шрифту, перемена пишущей руки (леворучное письмо), подражание почерку другого лица (имитация). Наличие признаков изменения почерка, особенно умышленное значительно усложняет для эксперта решение вопроса об исполнителе спорной рукописи, но не препятствует решению вопроса о ее исполнителе.
Заключение
Установление экспертами-криминалистами исполнителя рукописных текстов происходит путем исследования в них различных признаков письма, в том числе и признаков почерка. Под почерком понимают зафиксированную в рукописи систему движений, которыми она выполнена. В основе этой системы лежит двигательный навык исполнения письма, который специфичен для каждого человека. Поэтому почерк каждого человека отличается от почерка других людей определенной совокупностью признаков, то есть индивидуален. Признаки, входящие в эту совокупность, устойчивы. Они проявляются в письме каждого человека многократно и независимо от его желания, от условий, в которых написаны тексты. Этими двумя свойствами – индивидуальностью и устойчивостью – определяется значение признаков почерка при проведении почерковедческой экспертизы.
Как всякий объект идентификации, почерк имеет общие и частные признаки. В основу этого деления положен объем проявления двигательных особенностей руки пишущего. Общие признаки почерка – это признаки, которые отражают особенности движения руки при выполнении всех знаков и связей между ними или же их большинства. Частные признаки почерка – это признаки, которые характеризуют особенности движений руки при выполнении определенных знаков, их элементов, связей определенных знаков, их элементов, связей определенных знаков между собой, элементов в определенных знаках.
Для установления исполнителя рукописного текста кроме идентификационных признаков почерка большое значение имеют неидентификационные (диагностические) признаки почерка, которые позволяют установить пол, возраст, психическое состояние, основные черты характера, род занятий и другие данные об исполнителе рукописного текста. Получение следователем этих данных позволяет облегчить розыск преступника или иного участника уголовного процесса, а значит значительно ускорить процесс расследования по уголовному делу. Однако, значение неидентификационных признаков почерка при исследовании рукописных текстов, записей и подписей недостаточно оценено практиками. Такого рода исследования в экспертной практике встречаются довольно редко. Решение это проблемы возможно, во-первых, с помощью разработки научных положений, методик в этой области и на их основе специальной литературы, во-вторых, необходимо обучение специалистов – почерковедов в области диагностических исследований, в-третьих, - реальное использование разработанных методик на практике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21