1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ №760 от 13.12.2005 г. В заявлении указывается полное, сокращенное и фирменное наименования общества, местонахождение постоянно действующего органа, его фамилия, имя, отчество, паспортные данные, данные о заявителе, подлинность подписи которого обязательно удостоверяется нотариально, при этом нотариус не удостоверяет содержание заявления, а подтверждает, что подпись сделана определенным лицом. Кроме того, в заявлении подтверждается, что содержащиеся в нем сведения, уставных и иных документах, достоверны; соблюден порядок оплаты уставного капитала, создание общества согласовано с государственными органами - Закон о конкуренции требует согласие антимонопольного органа при образовании общества путем реорганизации в форме слияния, если суммарная стоимость активов реорганизуемых лиц превысит 30 млн. МРОТ.
2) решение о создании общества в виде протокола (решения);
3) учредительные документы;
4) выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного лица - учредителя; Как правило, с выпиской возникают определенные сложности, т.к. законодательство целого ряда стран разрешает существование компаний «де-факто» - они подлежат учету (регистрации) лишь при необходимости по законодательству страны, где они находятся, осуществляют деятельность. Думается, у таких компаний возникнут трудности при создании организаций на территории РФ.[26]
5) документ об оплате государственной пошлины. В соответствии со ст.333.16, 333.33 части второй Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), ст.2 Закона о регистрации при обращении заявителя за совершением юридически значимых действий, взимается пошлина в размере 2 000 рублей.
Приведенный перечень исчерпывающий и регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов.
Установленный законодателем упрощенный порядок государственной регистрации применим не для всех обществ, что обусловлено спецификой деятельности и правового статуса отдельных лиц и необходимостью дополнительного государственного контроля в некоторых сферах деятельности. Данная норма по существу сохраняет для некоторых обществ разрешительный порядок образования. Специальный порядок образования, установленный для кредитных организаций, предусматривает участие в процедуре регистрации двух органов: ЦБ РФ, принимающего решение о регистрации, и собственно регистрирующего органа - ФНС РФ.
Отказ в государственной регистрации допускается только в трех случаях: непредставления необходимых документов; представление документов в ненадлежащий орган; выявление регистрирующим органом, что учредителем общества является организация, находящаяся в процессе ликвидации, или, что общество возникает в результате реорганизации такой компании. При отсутствии указанных оснований должностное лицо Инспекции ФНС принимает решение о регистрации, которое является основанием для внесения записи в государственный реестр.
Закон о регистрации не содержит нормы об обязательной публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Тем не менее, учитывая, что на сегодняшний день практически каждая компания обязана публиковать в СМИ информацию о реорганизации, уменьшении уставного капитала и пр., сообщения публикуются в изданиях разной тематики в разрозненной форме, создано специализированное издание - журнал «Вестник Государственной Регистрации», которое оперативно доводит сведения об организациях, их реорганизации или ликвидации до заинтересованных лиц.[27]
Данные регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц - федеральный информационный ресурс, единый для всей России, ведение которого осуществляется на бумажных и электронных носителях. Реестр открыт для всеобщего ознакомления, благодаря чему любой субъект может получить информацию о конкретной организации.[28]
В реестре должны содержать такие сведения и документы об обществе, как полное, сокращенное, фирменное наименование; местонахождение, по которому осуществляется связь с обществом; способ образования (создание, реорганизация); сведения об учредителях (участниках); подлинники (нотариально удостоверенные копии) уставных документов; сведения о правопреемстве; дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, или дата получения регистрирующим органом уведомления о таких изменениях (при создании филиалов и представительств); способ прекращения общества; размер уставного капитала, что в силу открытости данной информации позволяет оценить имущественную благонадежность контрагента; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени общества, его паспортные данные; сведения о лицензиях общества; о филиалах и представительствах; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), дата постановки на учет, которые присваиваются при создании общества на основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ;[29] коды по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; номер, дата регистрации в качестве страхователя во внебюджетных фондах; сведения о банковских счетах.
Принцип открытости сведений, содержащихся в реестре, нашел свое отражение в праве любого субъекта запросить сведения, содержащиеся в нем. По общему правилу объем запрашиваемой информации не ограничен, исключение: паспортные данные, ИНН физических лиц, эта информация предоставляется только органам государственной власти. Сведения из ЕГРЮЛ предоставляются в форме: выписки из реестра; копии документа из регистрационного дела; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Предоставление сведений осуществляется на платной основе: от 200 руб. до 400 руб. за каждый документ. Регистрирующие органы, их работники несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность за отказ в предоставлении, несвоевременное представление сведений, содержащихся в реестре, за необоснованный отказ в регистрации, иное нарушение. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей государственным служащим, на него налагаются дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение.[30] Заявитель, само общество несут ответственность за непредставление или несвоевременное представление, представление недостоверных сведений в ИФНС - штраф до 50 МРОТ и т.д.
Следующим шагом уже участников общества является разработка и утверждение эскиза печати, открытие банковского счета и т.д.
Обязанность общества иметь печать закреплена нормативно, но в то же время ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта РФ - Московской области, не определены порядок, сроки, способы и иные условия исполнения этой обязанности. Согласно обычаям делового оборота эскиз печати разрабатывается исполнительным органом и утверждается общим собранием, и должен содержать полное фирменное наименование на русском языке и местонахождение общества. От этих требований отступать нельзя, но факультативно включить в эскиз наименование на иностранном или любом языке народов РФ, товарный знак, логотип.
Для реализации права выступать в имущественном обороте от собственного имени, посредством совершения гражданско-правовых сделок, обществу необходим банковский счет, наличие которого является возможностью производить расчеты с контрагентами по сделкам. Общество вправе открывать счета на территории РФ и за ее пределами. При этом между обществом и банком оформляется договор банковского счета, определяющий права и обязанности сторон, порядок распоряжения средствами на счете и пр.
При идентификации общества используются коды общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее - ОК), как одной из составляющих системы стандартизации, применяемые в области статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, межведомственного информационного обмена.[31] Росстат включает общество в состав единого государственного регистра предприятий и организаций и устанавливает идентификацию по ОКПО - ОК предприятий и организаций, ОКВЭД - ОК видов экономической деятельности, и др. Общество в течение 5 дней с момента представления в соответствующий фонд регистрирующим органом, сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, должно быть зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном Фонде обязательного медицинского страхования[32]; в исполнительном органе Фонда социального страхования, как страхователь (работодатель) - по всем видам такого страхования с момента заключения с работником трудового договора;[33] в территориальном органе Пенсионного фонда - как компания, производящая выплаты физическим лицам[34] или осуществляющая прием на работу по трудовому договору на вознаграждения по которому начисляются страховые взносы.[35]
Отметим, что ФНС, Федеральная служба государственной статистики и государственные внебюджетные фонды участвуют в реализации концепции «одного окна», основной принцип которой - межведомственный электронный обмен информацией о субъектах, проходящих государственную регистрацию, дабы исключить их непосредственное обращение в эти организации. Так, ФНС в срок 5 рабочих дней с момента регистрации общества представляет сведения о нем в территориальные органы внебюджетных фондов и Росстата.[36]
Подводя итог, хочется заметить, что попытка законодателя упростить порядок образования общества, в частности, посредством реализации концепции «одного окна», на практике оказывается не идеальной. Зачастую у государственных внебюджетных фондов не хватает материально-технического, информационного оснащения для успешной реализации упомянутой концепции. Концепция есть - ресурсов для ее исполнения нет.
Образование общества требует определенных затрат - временных, финансовых - это оплата услуг юриста по разработке уставных документов, услуг оценщика, государственных пошлин и сборов, со стороны учредителей, которые солидарно отвечают по обязательствам, связанным с созданием общества, взятым кем-либо из них. Обязательства, взятые учредителями в период и по поводу образования общества, и ответственность по ним не переходят к обществу после государственной регистрации, которая обеспечивает легитимацию предпринимательской деятельности, возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведения хозяйственных операций, способствует устойчивости экономического оборота; ЕГРЮЛ, как обязательный атрибут имущественного оборота, выступает гарантией обеспечения интересов лиц, вступающих в гражданские правоотношения.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
2.1 Право собственности как основа ведения предпринимательской деятельности обществом с ограниченной ответственностью
Имущественную основу хозяйственной деятельности общества составляет право собственности. Как известно, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее обществам с ограниченной ответственностью, обособляется от имущества иных лиц. Юридической формой такого обособления является закрепление имущества на самостоятельном балансе организации. Создавая филиалы и представительства, общество передает им часть имущества, которое отражается на отдельном балансе структурного подразделения; при этом имущество остается собственностью общества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14