Правовое регулирование нотариальной деятельности в Республике Беларусь

Министерством юстиции республики готовятся обобщения нотариальной практики, разъяснения по наиболее сложным вопросам, разрабатываются инструкции, положения, информационные письма. При этом исходят из того, чтобы в целом весь нотариат республики, и государственный, и частный, функционировал слаженно и квалифицированно. В регионах регулярно проводятся семинарские занятия по повышению квалификации с участием и государственных, и частных нотариусов.

Кроме безусловно высокой эффективности частного нотариата, его высокой культуры обслуживания, мобильности, приближения его услуг к нуждам физических и юридических лиц, выявились и некоторые негативные обстоятельства его деятельности, на которых хотелось остановиться подробнее.

Во-первых, некоторые частные нотариусы стали под любым предлогом отказывать в удостоверении сделок лицам, имеющим льготы при их совершении.

Во-вторых, частный нотариус стремится географически располагать свой офис в центре городов, что вполне объяснимо с точки зрения заинтересованности его в большем количестве клиентов, но не отвечает истинным потребностям в нотариальных услугах всем гражданам и не удовлетворяет местные исполнительные и распорядительные органы власти.

В-третьих, контроль за деятельностью частных нотариусов не соответствует их высокому статусу - свидетельствовать от имени государства представленные документы.

Вместе с тем частные нотариусы проделали и осуществляют сейчас значительную работу по нотариальному обслуживанию, сняв часть нагрузки с государственных нотариальных контор.

Есть еще один негативный момент в деятельности частного нотариата, в котором менее всего «виноваты» сами частные нотариусы. Дело в том, что по условиям эксперимента взыскиваемая частными нотариусами государственная пошлина, названная нотариальным сбором и после уплаты налогов поступающая в доход частного нотариуса, оказывалась чрезвычайно высоким доходом по сравнению с заработной платой государственных нотариусов. Иными словами, за одну и ту же работу чистый доход частных нотариусов оказывался несравненно выше зарплаты их коллег в государственном секторе.

Государство, ставшее на путь строительства рыночных отношений, не вправе противодействовать получению доходов от деятельности субъектов. Однако «никто правомерно не может за счет общенародного достояния стать таким собственником, если таковыми не будут признаны все остальные члены общества» должно быть, и это отвечает принципу социальной справедливости, «стартовое равенство прав всех членов общества». В данном случае взыскивается государственная пошлина, и в соответствии со ст. 97 Конституции Республики, ст. 2 Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» «все суммы налогов и сборов зачисляются в бюджет Республики Беларусь».

Это досадное недоразумение несколько скомпрометировало идею частного нотариата. Однако положение в этом вопросе откорректировал Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь» от 3 мая 1997г., согласно которому в доход частного нотариуса поступает не более 23% взыскиваемой им государственной пошлины. Указанный размер отчислений выбран не случайно. Именно столько (согласно анализу) идет на содержание государственного нотариата от взыскиваемой им государственной пошлины. Таким образом, обе формы нотариата оказались примерно в равных условиях. В дальнейшем практика покажет, в какой степени именно этот процент соответствует не только существованию, но и развитию частного нотариата. При определении размера отчислений следует, безусловно, учитывать, что при совершении нотариальных действий частный нотариус отвечает всем своим имуществом.

В целях повышения эффективности проводимого в республике эксперимента в одном из сельских районов частному нотариусу было разрешено совершать все, предусмотренные законом, нотариальные действия. Лично заинтересованный в результатах своего труда частный нотариус открыл свою контору в наиболее людном месте, поддерживал тесный контакт с местными исполнительными органами, организовал консультационные пункты в сельских советах. В результате целенаправленной, инициативной работы нотариуса его деятельность оказалась намного эффективней, а в бюджет он отчислял доход больше, чем государственная нотариальная контора района, т.е. действовал нотариат, нужный и гражданам, и государству. В ходе начала эксперимента возникла сложность с определением статуса частного нотариуса: или он являлся предпринимателем, извлекающим доход, или должностным лицом, совершающим нотариальные действия от имени государства? На уровне законодательной и исполнительной власти статус частного нотариуса определен не был. Ведомственными нормативными актами была закреплена обязанность нотариуса лишь выплачивать налог с сумм превышения доходов, полученных от нотариальной деятельности над расходами по ставкам, предусмотренным Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с граждан». Такая неопределенность впоследствии пагубно сказалась на их правовом режиме, и в 1996 г. частные нотариусы были зарегистрированы как частные предприниматели. В научной литературе существуют различные точки зрения по поводу понятия «нотариат», включающий два его вида: государственный и частный. Некоторые ученые считают, что нотариат в настоящее время представляет собой «систему государственных органов и должностных лиц», выполняющих нотариальные действия. Другие полагают, что нотариат представляет «систему органов», «систему государственных органов и должностных лиц, которые обеспечивают и осуществляют юридическую деятельность», а некоторые, что нотариат включает в себя отрасль законодательства, регулирующую нотариальную деятельность и соответствующий учебный курс. Соответственно этому в законодательствах различных стран понятие «нотариата» различно. Так, в Законе Украины «О нотариате» он определен как система органов и должностных лиц. В соответствии с Законом Литовской республики «О нотариате» он является совокупностью нотариусов. В соответствии с Законом «О нотариате» Эстонской республики нотариат определен как публично-правовой институт Основы о нотариате Российской Федерации не раскрыли это понятие.

Представляется, что нотариат в постсоциалистическом обществе вполне правомерно следует отнести к публично-правовому институту, прежде всего потому, что он выполняет публичную функцию защиты интересов граждан в сочетании с интересами всего общества и государства. Нотариус действует от имени государства, имеет печать с изображением Государственного герба страны. Действия, совершаемые таким нотариусом, гарантируются и защищаются государством. Частный нотариус не имеет права совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих родственников, а также на имя и от имени работников своего нотариального бюро. Частный нотариус, организуя свой труд, получает от государства частицу его «власти», но действует в рамках законов и предоставленных полномочий как независимое должностное лицо.

Таким образом, институт нотариата - уникальный институт, частные представители которого, выполняя публично-правовые функции в интересах граждан, юридических лиц и государства и действуя от имени государства, сохраняя известную свободу и самостоятельность, являются должностными лицами.

Правовую основу деятельности нотариата составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» и другие акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.

Основной задачей нотариата в Республике Беларусь является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.

Нотариат (лат. «nota» - знак) - это система государственных органов и должностных лиц, назначение которых состоит в удостоверении сделок и иных бесспорных фактов, имеющих юридическое значение. Виды нотариальных действий, составляющих содержание нотариальной деятельности, устанавливаются законодательством.

В систему нотариата входят:

1. Государственные нотариусы. Для совершения нотариальных действий в районах, городах, районах в городах Министерством юстиции образуются государственные нотариальные конторы и их филиалы. Одна из государственных нотариальных контор в столице и областных центрах учреждается в качестве первой государственной нотариальной конторы для совершения наиболее сложных нотариальных действий и осуществления методического руководства государственными нотариальными конторами соответствующей административно-территориальной единицы. Организация и деятельность государственных нотариальных контор регулируется Положением о государственной нотариальной конторе и Положением о первой государственной нотариальной конторе (утв. приказом Министерства юстиции Республики Беларусь от 8 декабря 2000г. № 338). Нотариальные действия в государственных нотариальных конторах совершают заведующие, заместители заведующих, старшие государственные нотариусы, государственные нотариусы. На должности государственных нотариусов назначаются граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование. Для определения уровня профессиональной подготовки лиц, желающих занять должности государственных нотариусов, в Республике Беларусь создана Квалификационная комиссия по вопросам нотариальной деятельности (действует на основании Положения о квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 октября 2003 г. № 28). По результатам сдачи квалификационного экзамена лицом, желающим заниматься нотариальной деятельностью, Комиссия принимает решение о допуске его к нотариальной деятельности, на основании которого Министерство юстиции выдает такому лицу свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью.

Сдаче квалификационного экзамена предшествует прохождение стажировки сроком до одного года. Прохождение стажировки (сроком до 6 месяцев) и сдача квалификационного экзамена обязательны также в случае 3-летнего перерыва в работе в качестве нотариуса (ст. 26 Закона о нотариате). Управление государственной нотариальной конторой осуществляется заведующим, который наряду с решением вопросов организации работы возглавляемого им учреждения вправе совершать все нотариальные действия в качестве государственного нотариуса.

2. Уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов. В населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор и нотариальных бюро, нотариальные действия совершают должностные лица, на которых решением местного исполнительного и распорядительного органа возложено выполнение нотариальных функций. Это может быть руководитель, его заместитель, секретарь или иной член исполнительного и распорядительного органа (ст. 11 Закона о нотариате).

3. Должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь. По общему правилу совершение нотариальных действий за границей возложено на консульские учреждения Республики Беларусь. Перечень консульских должностных лиц, совершающих нотариальные действия, установлен Консульским уставом Республики Беларусь (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1996 г.1). В соответствии с п. 1.3 указанного нормативного акта к ним относятся руководитель консульского учреждения, генеральный консул, консул, вице-консул, консульские агенты.

В соответствии со ст. 5 Закона о нотариате нотариальная деятельность в Республике Беларусь основывается на принципах законности, беспристрастности, независимости, тайны нотариального действия. Представляется необходимым к числу принципов нотариальной деятельности отнести также принципы содействия гражданам ц юридическим лицам в защите своих прав и интересов ц государственного языка нотариального делопроизводства. Исходя из общеправового принципа законности, который закреплен в ст. 7 Конституции Республики Беларусь и применительно к нотариату конкретизируется в Законе о нотариате, нотариусы и уполномоченные должностные лица при осуществлении нотариальной деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней актами законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты