Правовое регулирование нотариальной деятельности в Республике Беларусь

Лицо, впервые приступающее к работе нотариуса, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:

«Я, (фамилия, собственное имя, отчество), торжественно присягаю, что буду добросовестно исполнять обязанности нотариуса, защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц, государственные интересы, хранить тайну нотариального действия, всегда и везде беречь чистоту высокого звания нотариуса». Нотариус подписывается под текстом присяги. Текст присяги хранится в личном деле нотариуса. Лицо, не принесшее присяги, не может исполнять обязанности нотариуса. При исполнении своих обязанностей нотариус должен соблюдать Правила профессиональной этики нотариуса. Правила профессиональной этики нотариуса представляют собой совокупность норм, определяющих требования, предъявляемые к нотариусу при исполнении им профессиональных обязанностей, в том числе во взаимоотношениях с клиентами, коллегами, представителями государственных органов и иных организаций. Порядок принесения присяги и Правила профессиональной этики нотариуса устанавливаются Министерством юстиции Республики Беларусь. Нотариусы, уполномоченные должностные лица имеют право истребовать сведения и (или) документы, необходимые для совершения нотариальных действий; составлять проекты сделок, заявлений; изготавливать копии документов и выписки из них; давать разъяснения и консультации по вопросам совершения нотариальных действий; приостанавливать или откладывать совершение нотариального действия.

Нотариусам, уполномоченным должностным лицам законодательством Республики Беларусь могут быть предоставлены дополнительные права. Нотариус не может оказывать посреднические услуги при заключении договоров, заниматься иной деятельностью, в отношении которой для государственных служащих предусмотрены ограничения.

Нотариусы, уполномоченные должностные лица обязаны оказывать гражданам и юридическим лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемого нотариального действия. Нотариусы, уполномоченные должностные лица в случае нарушения законодательства Республики Беларусь привлекаются к ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Белорусская нотариальная палата является республиканской некоммерческой организацией и представляет собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве частных нотариусов. Белорусская нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Белорусская нотариальная палата осуществляет свою деятельность на основании устава, который принимается общим собранием членов Белорусской нотариальной палаты, и в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Государственная регистрация Белорусской нотариальной палаты осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Для государственной регистрации Белорусской нотариальной палаты в Министерство юстиции Республики Беларусь представляются: заявление; копия протокола общего собрания членов Белорусской нотариальной палаты о принятии Устава Белорусской нотариальной палаты; копия протокола общего собрания членов Белорусской нотариальной палаты об избрании ее руководящих органов; Устав Белорусской нотариальной палаты в двух экземплярах; список членов Белорусской нотариальной палаты; документ, подтверждающий право на размещение Белорусской нотариальной палаты (ее руководящих органов) по месту нахождения; платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию. На основании представленных документов Министерство юстиции Республики Беларусь принимает решение о государственной регистрации Белорусской нотариальной палаты либо об отказе в такой регистрации с указанием причин, послуживших основанием для отказа в государственной регистрации. Государственная регистрация Белорусской нотариальной палаты осуществляется в месячный срок со дня получения Министерством юстиции Республики Беларусь документов.

Решение об отказе в государственной регистрации Белорусской нотариальной палаты принимается в случае: несоответствия учредительных документов Белорусской нотариальной палаты Конституции Республики Беларусь, другим актам законодательства Республики Беларусь; непредставления документов, необходимых для государственной регистрации; представления сведений, не соответствующих действительности. Министерство юстиции Республики Беларусь в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации Белорусской нотариальной палаты вносит необходимые сведения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдает свидетельство о государственной регистрации Белорусской нотариальной палаты. О государственной регистрации Белорусской нотариальной палаты Министерство юстиции Республики Беларусь сообщает в пятнадцатидневный срок в налоговые органы и органы государственной статистики. За государственную регистрацию Белорусской нотариальной палаты взимается плата в размере десяти базовых величин. Решение об отказе в государственной регистрации Белорусской нотариальной палаты может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Финансирование деятельности Белорусской нотариальной палаты осуществляется за счет членских взносов, размер которых устанавливается общим собранием членов Белорусской нотариальной палаты, а также поступлений из других источников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Министерство юстиции Республики Беларусь осуществляет контроль за деятельностью Белорусской нотариальной палаты, который заключается в проверке соблюдения ею законодательства Республики Беларусь. Белорусская нотариальная палата ежегодно представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь отчет о своей деятельности. Министерство юстиции Республики Беларусь вправе приостанавливать не соответствующие законодательству Республики Беларусь решения Белорусской нотариальной палаты и вносить в ее руководящие органы представления об отмене таких решений. Руководство нотариатом в Республике Беларусь и государственный контроль за нотариальной деятельностью нотариусов, уполномоченных должностных лиц осуществляются Министерством юстиции Республики Беларусь, главными управлениями, управлениями (отделами) юстиции, иными государственными органами в пределах их компетенции. Непосредственный контроль за исполнением профессиональных обязанностей государственными нотариусами, за правильностью совершения нотариальных действий уполномоченными должностными лицами и удостоверения завещаний и доверенностей должностными лицами, осуществляют главные управления, управления (отделы) юстиции, а за исполнением профессиональных обязанностей частными нотариусами - главные управления, управления (отделы) юстиции и Белорусская нотариальная палата.

Поcтановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.02.2004 № 119 внесены дополнения и изменения в постановление от 20.10.2003 № 1363 «О лицензировании видов деятельности, выдачу специальных разрешений (лицензий) на которые осуществляет Министерство юстиции». Вновь принятый документ вносит отдельные поправки в Положение о лицензировании адвокатской деятельности и Положение о лицензировании частной нотариальной деятельности, утвержденные постановлением № 1363. Необходимость корректировки требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам, объясняется приведением их в соответствие с остальным комплексом законодательства.

Текст постановления № 1363 был дополнен незначительным по объему п. 1-1, устанавливающим, что специальные разрешения (лицензии) на осуществление частной нотариальной деятельности не выдаются до принятия соответствующего решения Президентом Республики Беларусь. Возникает закономерный вопрос о целесообразности введения ограничения действия новоиспеченного Положения о лицензировании частной нотариальной деятельности. По нашему мнению, дополнение постановления № 1363 п. 1-1 преследует одну цель: не допустить ту минимальную возможность получения лицензии на осуществление деятельности частного нотариуса, которая появилась после принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проанализировав действующее в области нотариальной деятельности специальное законодательство, можно заключить, что появление новых частных нотариусов фактически оказалось под запретом еще со дня опубликования Декрета Президента Республики Беларусь от 03.05.1997 № 12 «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь». Согласно п. 3 Декрета № 12 была приостановлена выдача лицензий на право занятия частной нотариальной деятельностью сроком на один год. Затем Декретом Президента Республики Беларусь от 27.05.1998 № 7 вышеупомянутый п. 3 Декрета № 12 был изменен, вследствие чего лицензии частным нотариусам должны были выдаваться не на протяжении какого-либо конкретного срока, а вплоть до принятия соответствующего решения Президентом. Между тем Глава государства не принимает соответствующее решение на протяжении почти семи лет, в полной мере реализуя в области лицензирования частной нотариальной деятельности принцип «нет ничего более постоянного, чем временное». Тем не менее, в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденном Декретом № 17, содержится и частная нотариальная деятельность. Именно во исполнение положений этого Декрета Совет Министров утвердил разработанное Министерством юстиции Положение о лицензировании частной нотариальной деятельности. Однако при этом специалисты Минюста почему-то не указали в тексте документа на то, что Положение фактически не должно применяться. Вероятно, во избежание неоднозначного понимания норм Положения о лицензировании частной нотариальной деятельности и для недопущения применения последнего в качестве полноценного действующего нормативного акта Совет Министров постановлением № 119 повторно указал, что лицензии будут выдаваться только после принятия решения Главой государства.

Нужно отметить, что прежнее Положение о лицензировании частной нотариальной деятельности, утвержденное постановлением № 1363 в его базовой редакции, по-видимому, не совсем соответствовало требованиям законодательства. Еще п. 1.1 Декрета № 12 запрещалось выдавать лицензии на осуществление адвокатской и частной нотариальной деятельности соискателям, которые со дня подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену и до дня получения соответствующей лицензии занимали должности, время работы на которых засчитывалось в стаж службы в государственном аппарате. Судя по всему, данная норма призвана ограничить степень влияния должностных лиц Минюста и иных госорганов на принятие решения о выдаче им же лицензии и одновременно закрепить наиболее квалифицированные кадры на государственной службе. В п. 7 Положения о лицензировании адвокатской деятельности, утвержденном постановлением № 1363, устанавливалось, что на получение лицензии не имеют права физические лица - соискатели, со дня подачи заявления о допуске к экзамену и до дня ее получения занимавшие должности, время работы на которых засчитывается в стаж государственной службы. Иными словами, в Положении о лицензировании адвокатской деятельности полностью продублированы нормы Декрета № 12, ограничивающие получение лицензии служащими госаппарата. Между тем в первоначальном тексте Положения о лицензировании частной нотариальной деятельности подобной нормы не содержалось. Более того, согласно ч. 5 п. 6 данного Положения физические лица, работающие более пяти лет на должностях, связанных с непосредственным руководством и контролем за нотариальной деятельностью в Республике Беларусь, имели право непосредственно после прекращения указанной работы получить лицензию без сдачи квалификационного экзамена. При этом для указанных лиц необязательно было соблюдение иных условий, предъявляемых к прочим соискателям лицензии. В частности, они не должны были иметь стаж работы в качестве нотариуса не менее трех лет, а также могли допускать перерыв в работе в качестве нотариуса на срок более 6 месяцев со дня прекращения этой работы до дня подачи заявления о выдаче лицензии. Некоторые льготы для физических лиц - руководителей и контролеров за нотариальной деятельностью были установлены Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2000 № 38 «Об утверждении Положения о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь». Однако подобные условия применялись в случае назначения служащих Минюста именно на должность государственных нотариусов. Так, согласно п. 2 Указа № 38 лицам, работавшим на день вступления в силу этого документа в органах юстиции на должностях, связанных с руководством нотариатом и контролем за нотариальной деятельностью, при назначении на должность государственного нотариуса непосредственно после прекращения указанной работы свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью выдавалось в соответствии с законодательством без прохождения стажировки и сдачи соответствующего квалификационного экзамена. Как видно, данную норму в несколько подкорректированном виде разработчики Положения о лицензировании частной нотариальной деятельности решили распространить и на руководителей, желающих переквалифицироваться в частных нотариусов. Напомним, что согласно п. 20 Положения о нотариате руководство нотариатом осуществляется непосредственно должностными лицами Минюста, а также управлениями юстиции местных исполнительных и распорядительных органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты