Таким образом, Положение о лицензировании частной нотариальной деятельности в его базовой редакции, разрешая получение лицензии лицам, которые в период с момента подачи заявления до момента получения лицензии находятся на государственной службе, в совокупности со льготой об отсутствии обязательного трехлетнего стажа и прохождения квалификационного экзамена, устанавливало неосновательные преимущества для должностных лиц органов юстиции, которые смогли бы получить лицензию, не увольняясь со службы вплоть до момента получения лицензии. Возможно, введение данных норм в названное Положение косвенно свидетельствует о скором возрождении института частных нотариусов, поскольку чиновники Минюста фактически предприняли попытку забронировать вакантные места.
Однако постановление № 119 все поставило на свои места. Часть 1 п. 6 Положения о лицензировании частной нотариальной деятельности была подкорректирована, в результате чего правом на получение лицензии стали обладать только физические лица, имеющие на момент подачи заявления о выдаче лицензии стаж работы в качестве нотариуса не менее трех лет и сдавшие квалификационный экзамен. Кроме того, из п. 6 названного Положения исключили ч. 5, допускавшую возможность получения лицензии руководителям и контролерам за нотариальной деятельностью, а в п. 7 добавили абзацы, устанавливающие дополнительные ограничения для физических лиц - соискателей лицензии. В результате право на получение лицензии на осуществление частной нотариальной деятельности в настоящее время также не имеют претенденты, которые со дня подачи заявления об ее выдаче до дня получения лицензии занимают должности, время работы на которых засчитывается в стаж госслужбы. Кроме того, соответствующие технические изменения были внесены в перечень предоставляемых соискателем лицензии документов (не нужно предоставлять характеристику с последнего места работы, связанной с руководством или контролем за осуществлением нотариальной деятельности). В оба Положения, утвержденные постановлением № 1363, было включено дополнительное ограничение, запрещающее выдавать лицензии лицам, в отношении которых принято решение об аннулировании лицензии в течение пяти лет со дня принятия такого решения.
2. СУЩНОСТЬ И ПОРЯДОК совершения нотариальных действий
2.1 Компетенция органов нотариата и общие правила совершения нотариальных действий
Компетенция органов и должностных лиц, входящих в систему нотариата, неодинакова. Разграничение компетенции между органами, совершающими нотариальные действия, по кругу тех действий, которые вправе совершать каждое из звеньев системы нотариата, называют предметной компетенцией.
Самой широкой компетенцией обладают нотариусы. Она определена п. 1 ст. 48 Закона о нотариате и включает совершение всех видов нотариальных действий, за исключением морских протестов. Однако компетенция частных нотариусов имеет особенности, связанные с тем, образованы ли в пределах административно-территориальной единицы, на территории которой частный нотариус вправе осуществлять нотариальную деятельность, нотариальные округа. В пределах нотариального округа, т.е. территории, на которой в этом случае он вправе осуществлять нотариальную деятельность, частный нотариус совершает все нотариальные действия, предусмотренные п. 1 ст. 48 Закона о нотариате (ст. 15 Закона о нотариате).
Если нотариальные округа не образованы, частный нотариус не вправе:
- выдавать свидетельства о праве на наследство;
- выдавать пережившему супругу либо на имя умершего супруга свидетельство о праве собственности на долю имущества, нажитого супругами в период брака (п. 2 ст. 48 Закона о нотариате).
В населенных пунктах, где нет нотариусов, соответствующие должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов вправе совершать следующие нотариальные действия:
- удостоверять завещания и доверенности;
- по поручению нотариуса принимать меры по охране наследства или управлению им;
- свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
- свидетельствовать подлинность подписи на документах;
- выдавать дубликаты нотариально удостоверенных документов, хранящихся в делах местного исполнительного и распорядительного органа.
Вместе с тем уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов не имеют права оформлять документы, предназначенные для действия за пределами Республики Беларусь (п. 2 ст. 49 Закона о нотариате).
Должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь совершают нотариальные действия, предусмотренные ст. 50 Закона о нотариате. К их компетенции отнесено совершение морских протестов, а также нотариальных действий, которые входят в компетенцию государственных нотариальных контор, за исключением таких, как:
- передача заявлений граждан и юридических лиц другим гражданами и юридическим лицам;
- совершение протестов векселей;
- предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков.
Консульские учреждения не вправе также удостоверять договоры об отчуждении и залоге недвижимого имущества, право собственности или иное право на которое зарегистрировано в Республике Беларусь (п. 1 ст. 50 Закона о нотариате). Компетенция должностных лиц по удостоверению завещаний и доверенностей, приравниваемых к нотариально удостоверенным, определена ст. 186 и 1047 ГК, а также ст. 51 Закона о нотариате. Должностные лица обязаны, как только представится возможность, направить удостоверенное ими завещание через Министерство юстиции либо соответствующее управление юстиции в государственную нотариальную контору по месту жительства завещателя (п. 2 ст. 51 Закона о нотариате). Основные правила совершения нотариальных действий определяют место и сроки их совершения; основания отложения и приостановления нотариального производства; возмещение расходов, связанных с совершением нотариальных действий; установление личности, проверку документов и дееспособности, порядок подписи документов; регистрацию нотариальных действий; основания к отказу в их совершении, обжалование действий нотариуса. Эти правила регулируются Законом о нотариате и другими актами законодательства.
Расходы, связанные с совершением нотариальных действий. За совершение нотариальных действий нотариусами, уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов взимается государственная пошлина в размерах, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 574 «О некоторых вопросах взимания государственной пошлины». За оказание государственным нотариусом дополнительных платных услуг и технического характера, связанных с совершением нотариальных действий, с граждан и юридических лиц взимается плата согласно установленным тарифам (ст. 24 Закона о нотариате). Помимо государственной пошлины частные нотариусы за совершение нотариальных действий и оказание нотариальных услуг взимают нотариальный тариф, ставки которого установлены в зависимости от вида нотариального действия или услуги (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 1998 г. № 1206 «Об утверждении ставок нотариального тарифа, взимаемого частными нотариусами за совершение нотариальных действий и за оказание услуг правового и технического характера, связанных с их совершением»). Уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов за составление проектов сделок, заявлений, изготовление копий документов и выписок из них взимают государственную пошлину (п. 7 ст. 24 Закона о нотариате). За нотариальные действия, совершаемые вне помещения нотариальных контор или нотариального бюро, пошлина взимается в двойном размере. При этом должны быть оплачены фактически произведенные расходы, связанные с выездом для совершения этих действий (п. 5 ст. 24 Закона о нотариате).
Лица, указанные в ст. 4 Закона «О государственной пошлине» и п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 574, от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождены. Иные лица могут быть освобождены от ее уплаты исходя из имущественного положения решением Совета депутатов (ст. 5 Закона «О государственной пошлине»).
За совершение нотариальных действий должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений заинтересованные лица уплачивают консульский сбор, а также суммы в возмещение фактических расходов, связанных с совершением нотариальных действий: по оплате почтовых, телефонных, телеграфных, транспортных, канцелярских и других услуг. Консульские сборы взимаются в соответствии с Тарифом консульских сборов Республики Беларусь. Согласно п. 15.2 Консульского устава руководителям дипломатических представительств и консульских учреждений за границей предоставлено право снижать ставки консульских сборов или совсем не взимать их с отдельных лиц по их письменному заявлению, если приведенные ими причины будут признаны уважительными. При совершении нотариальных действий по обеспечению доказательств заинтересованные лица обязаны также внести суммы, необходимые для выплаты свидетелям и экспертам. Размеры государственной пошлины, нотариального тарифа, консульского сбора, взимаемые за совершение нотариального действия, указываются в каждом нотариальном документе.
Сроки совершения нотариальных действий. Основания и сроки отложения и приостановления совершения нотариальных действий. Нотариальное действие совершается при наличии всех необходимых сведений и документов, в том числе подтверждающих уплату государственной пошлины и иных установленных Законом о нотариате платежей, в день обращения лица за его совершением. Если при совершении нотариального действия требуется выполнение большого объема работы, данный срок продлевается до трех дней (п. 1 ст. 54 Закона о нотариате). При истребовании необходимых сведений и документов от государственных органов и иных организаций Республики Беларусь нотариусом самостоятельно (п. 1 ст. 531 Закона о нотариате) срок совершения нотариального действия не должен превышать одного месяца со дня, следующего за днем обращения заинтересованного лица к нотариусу (п. 1 ст. 54 Закона о нотариате).
Однако в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 54 Закона о нотариате, допускается отложение и приостановление совершения нотариального действия.
Совершение нотариального действия откладывается:
- на срок до 1 месяца - в связи с необходимостью направления документов на экспертизу, а также если в соответствии с законодательством нотариус обязан убедиться в отсутствии у заинтересованных лиц возражений против совершения этого действия;
- на срок не более десяти дней - по заявлению заинтересованного лица, желающего обратиться в суд для оспаривания права или факта, об удостоверении которого просит другое заинтересованное лицо. Например, по заявлению наследника, если он желает обратиться в суд за установлением факта принятия наследства (ст. 364 ГПК), может быть отложена выдача свидетельства о праве на наследство другим наследникам. Если в указанный срок заинтересованное лицо не представит сообщение суда о поступлении соответствующего заявления, нотариальное действие должно быть совершено.
В случае получения от суда сообщения о поступлении заявления совершение нотариального действия приостанавливается до разрешения дела судом (до вступления в законную силу судебного постановления по данному делу). Об отложении или приостановлении совершения нотариального действия нотариус выносит постановление.
Установление личности, проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, а также подлинности подписей лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий. Совершение нотариального действия допускается только при условии установления личности гражданина, обратившегося за его совершением, его представителя или представителя юридического лица (ст. 55 Закона о нотариате). Установление личности гражданина производится на основании паспорта или других документов, удостоверяющих личность. Личность несовершеннолетних, не достигших 16 лет, устанавливается, как правило, на основании свидетельства о рождении. Личность иностранного гражданина проверяется по его паспорту, в котором должны быть проставлены штампы регистрации органов внутренних дел и виза. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, при обращении к нотариусу для совершения какого-либо нотариального действия должны предъявить ему вид на жительство. При удостоверении сделок выясняется дееспособность граждан и проверяется правоспособность юридических лиц, участвующих в сделках. В случае совершения сделки представителем проверяются его полномочия (ст. 56 Закона о нотариате).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19