Правовое регулирование нотариальной деятельности в Республике Беларусь

К основным нормативным актам, определяющим правила совершения нотариальных действий, относятся Конституция Республики Беларусь, Закон о нотариате, Консульский устав, инструкции Министерства юстиции. При удостоверении сделок нотариусы и уполномоченные должностные лица руководствуются нормами гражданского законодательства. Действия по обеспечению доказательств, необходимых для ведения дел за рубежом, совершаются по правилам, установленным Гражданским процессуальным и Хозяйственным процессуальным кодексами Республики Беларусь, а также иными актами законодательства. Нотариусы и уполномоченные должностные лица не удостоверяют сделки, противоречащие закону, не принимают для совершения нотариального действия документы, не соответствующие требованиям законодательства. В случаях, предусмотренных актами законодательства, нотариусы и уполномоченные должностные лица обязаны отказать в совершении нотариального действия. Законность совершенных нотариальных действии или отказа в их совершении проверяется по жалобам заинтересованных лиц в судебном порядке. С принципом законности тесно связаны принципы беспристрастности и независимости лица, совершающего нотариальные действия.

Нотариальная деятельность осуществляется на равных условиях для всех лиц независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (п. 1 ст. 7 Закона о нотариате). Для обеспечения принципа беспристрастности нотариальной деятельности законодательство о нотариате предусматривает правило о том, что нотариусы и уполномоченные должностные лица не вправе совершать нотариальные действия, результаты которых представляют для них имущественный или иной личный интерес, а также нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабки, родных братьев и сестер). Кроме того, государственным нотариусам, лицам, занимающимся частной нотариальной деятельностью, и должностным лицам местных исполнительных и распорядительных органов запрещено совершать нотариальные действия на имя и от имени работников своих соответственно государственной нотариальной конторы, нотариального бюро, местного исполнительного и распорядительного органа. Должностные лица исполнительных и распорядительных органов не вправе совершать нотариальные действия также на имя и от имени данного исполнительного и распорядительного органа (п. 2 ст. 7 Закона о нотариате).

В указанных случаях нотариальные действия совершаются нотариусом любой другой государственной нотариальной конторы, частным нотариусом, работающим в составе любого другого нотариального бюро, или уполномоченным должностным лицом другого местного исполнительного и распорядительного органа, а если в соответствии с актами законодательства нотариальные действия должны быть совершены определенным нотариусом, уполномоченным должностным лицом - в месте, определяемом управлением юстиции соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета.

В силу принципа беспристрастности нотариальной деятельности запрещено оказание нотариусом при заключении договоров посреднических услуг (ст. 39 Закона о нотариате), а также занятие иной деятельностью, в отношении которой для государственных служащих предусмотрены ограничения. В соответствии с принципом независимости нотариальной деятельности (ст. 8 Закона о нотариате) нотариусы и уполномоченные должностные лица при совершении нотариальных действий подчиняются только требованиям законодательства. Противоправное воздействие на нотариусов, уполномоченных должностных лиц при исполнении ими возложенных на них обязанностей не допускается. Исходя из задач нотариата, нотариусы и уполномоченные должностные лица обязаны оказывать гражданам и юридическим лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов. Данный принцип закреплен в п. 2 ст. 40 Закона о нотариате. В ходе совершения нотариальных действий нотариусы и уполномоченные должностные лица обязаны разъяснять заявителям их права и обязанности, а также предупреждать их о последствиях совершаемого нотариального действия с тем, чтобы юридическая неосведомленность не привела к нарушению их прав и не могла быть использована им во вред.

По просьбе заинтересованных лиц нотариусы и уполномоченные должностные лица вправе со взиманием платы согласно установленным тарифам давать правовые консультации по совершению нотариальных действий, составлять проекты сделок, заявлений, изготавливать копии документов, выписки из них, оказывать другие правовые и технические услуги.

Принцип содействия в осуществлении прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, получил дальнейшее развитие в работе нотариата по так называемому «принципу одного окна», в соответствии с которым нотариус, кроме предусмотренных законом случаев, самостоятельно истребует сведения и документы, необходимые для совершения нотариального действия. В связи с тем, что основной целью нотариальной деятельности является обслуживание гражданского оборота, в сфере которого действует принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела (ст. 2 ГК), нотариальная деятельность строится на принципе тайны нотариального действия (ст. 9 Закона о нотариате). Сведения (документы) о совершенном нотариальном действии выдаются только лицам, от имени, на имя, по поручению либо в отношении которых было совершено это действие. Иным лицам такие сведения могут быть сообщены только в случаях, предусмотренных законодательными актами.

В частности, при соблюдении предусмотренных ст. 9 Закона о нотариате условий информация о совершенных нотариальных действиях предоставляется по требованию судей общих и хозяйственных судов, органов уголовного преследования, таможенных органов, налоговых органов, а также по требованиям прокуроров и их заместителей, органов комитета государственного контроля. Правом ознакомления со сведениями и документами, касающимися совершаемых (совершенных) нотариальных действий, обладают должностные лица органов юстиции, уполномоченные на осуществление контроля за нотариальной деятельностью, а также иных государственных органов в пределах их компетенции (ст. 47 Закона о нотариате).

В отношении двух нотариальных действий Закон о нотариате предусматривает специальные правила выдачи сведений о них. Сведения о завещании выдаются завещателю, а другим лицам - только после его смерти. Сведения, полученные при принятии мер по охране наследства из банков и небанковских кредитно-финансовых организаций об имеющихся у них во вкладах, на счетах или переданных им на хранение деньгах (валюте), валютных и иных ценностях, принадлежащих наследодателю, нотариус может сообщать только исполнителю завещания и наследникам (п.п. 4.5 ст. 9 Закона о нотариате).

Наряду с нотариусами и уполномоченными должностными лицами, непосредственно совершающими нотариальные действия, правила о соблюдении тайны нотариального действия распространяются также на лиц, которым о совершении данного действия стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей (консультантов, секретарей, машинисток, иных сотрудников государственных нотариальных контор, консульских учреждений, местных исполнительных и распорядительных органов, частных нотариальных бюро, должностных лиц органов юстиции, осуществляющих контроль за нотариальной деятельностью).

Лицо, виновное в разглашении тайны нотариального действия, несет ответственность, предусмотренную законодательством.

В соответствии с принципом государственного языка нотариального делопроизводства (п. 3 ст. 20 Закона о нотариате, п. 13.8 Консульского устава) оно ведется, в том числе в консульских учреждениях, на русском или белорусском языке.

Если лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформляемых документов должны быть ему переведены. Перевод осуществляется нотариусом, если он владеет соответствующим языком, либо переводчиком, известным нотариусу или уполномоченному должностному лицу, совершающему нотариальное действие.

При необходимости оформляемые документы подписываются лицом, не владеющим языком нотариального делопроизводства, на языке, которым оно владеет.


1.2 Место осуществления нотариальной деятельности


Местом осуществления нотариальной деятельности являются государственные нотариальные конторы, нотариальные бюро, местные исполнительные и распорядительные органы. Место осуществления нотариальной деятельности должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь устанавливается законодательством Республики Беларусь, регулирующим деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь[1].

Государственные нотариальные конторы являются организационной формой осуществления нотариальной деятельности государственными нотариусами. Государственные нотариальные конторы образуются Министерством юстиции Республики Беларусь в районах, городах, районах в городах. В городе Минске и городах, являющихся областными центрами, одна из государственных нотариальных контор учреждается в качестве первой государственной нотариальной конторы. Первая государственная нотариальная контора наряду с совершением нотариальных действий осуществляет методическое руководство государственными нотариальными конторами соответствующей административно-территориальной единицы. На первую государственную нотариальную контору Министерством юстиции Республики Беларусь может быть возложено совершение наиболее сложных нотариальных действий. Государственные нотариальные конторы не являются юридическими лицами и входят в систему Министерства юстиции Республики Беларусь. Министерство юстиции Республики Беларусь ведет реестр государственных нотариальных контор. Штатное расписание государственных нотариальных контор утверждается Министерством юстиции Республики Беларусь в пределах установленного фонда оплаты труда. Порядок деятельности государственных нотариальных контор определяется Министерством юстиции Республики Беларусь [47. с. 110].

В целях совершенствования нотариального обслуживания населения в районах, городах, районах в городах могут образовываться нотариальные округа. Нотариальный округ представляет собой территорию осуществления нотариальной деятельности в районе, городе, районе в городе либо в их части частным нотариусом, которому в установленном порядке предоставлено право совершения всех нотариальных действий. Нотариальные округа образуются Министерством юстиции Республики Беларусь по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами. Нотариальные бюро являются организационной формой осуществления нотариальной деятельности частными нотариусами. В составе нотариального бюро могут работать один и более частных нотариусов. В случае образования в районе, городе, районе в городе нотариального округа нотариальное бюро должно находиться в его пределах, если иное место расположения нотариального бюро не определено Министерством юстиции Республики Беларусь. Если в районах, городах, районах в городах нотариальные округа не образованы, нотариальное бюро должно быть расположено в пределах административно-территориальной единицы, на территории которой частный нотариус вправе осуществлять нотариальную деятельность. В случае образования нотариальных округов в городе Минске и городах, являющихся областными центрами либо находящихся в областном подчинении, в составе нотариального бюро должно работать не менее двух частных нотариусов. Нотариальное бюро не является юридическим лицом. Министерство юстиции Республики Беларусь ведет реестр нотариальных бюро.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты