Правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных...

Правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Содержание


Введение. 3

Глава I. Законодательные основы регулирования страхования гражданской ответственности в Российской Федерации. 9

§ 1. Общая характеристика законодательства, регулирующего обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, его преимущества и недостатки. 9

§2. Субъектный состав при страховании гражданской ответственности. 16

§ 3. Существенные условия договора обязательного страхования гражданской ответственности. 28

Глава II. Порядок страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации. 39

§ 1. Выбор страховой компании, порядок оформления страхового полиса, действия при наступлении страхового случая. 39

§ 2. Ответственность за отсутствие полиса и по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 69

§ 3. Рассмотрение споров и анализ судебной практики. 75

Заключение. 80

Список использованной литературы.. 85

Введение


Тема настоящей выпускной квалификационной работы – "Правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Выбор темы работы обусловлен тем, что в настоящее время страхование в Российской Федерации переживает состояние реформы. Нашей стране только грозит бум страхования. Это первый случай внедрения государства в страхование обязательного страхования гражданской ответственности. В настоящее время возросло количество правонарушений, в результате которых получить возмещение вреда от виновного лица было достаточно сложно до введения этого закона, но на данный момент этот закон содержит массу коллизий и пробелов.

Актуальность темы обусловлена сравнительно недавним принятием Федерального закона №40 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и несостоявшейся системой реформирования страховых организаций.

В данном случае объектом страхования выступает гражданская ответственность.

Гражданская ответственность - система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения.

Страхование гражданской ответственности предусматривает, что по договору страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Целью работы является выявление проблемных вопросов применения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и наложения санкций за отсутствие полиса и по договору страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Цель работы раскрывается постановкой следующих задач:

1. проанализировать законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выявить его преимущества и недостатки;

2. определить круг участников договора обязательного страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, субъектов, определить их права и обязанности;

3. рассмотреть существенные условия договора обязательного страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и порядок оформления страхового полиса;

4. исследовать практику рассмотрения споров в области применения обязательного страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Эксплуатация собственного автомобиля сопряжена не только с множеством приятных моментов, связанных с комфортом и скоростью передвижения, но и с немалыми трудностями, порой просто неприятными, а иногда и трагичными ситуациями. К ним относится потенциальная опасность причинения ущерба как себе и своему автомобилю, так и другим участникам дорожного движения: пешеходам, водителям и пассажирам автотранспортных средств.

Система мер гражданской ответственности слагается из мер двух типов: возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции. Отношения по претерпеванию правонарушителями мер гражданской ответственности являются обязательственными и, естественно, рассматриваются в рамках институтов обязательственного права. По признаку основания применения тех или иных мер гражданской ответственности выделяют ответственность договорную и внедоговорную, понимая под последней ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение. Обязательства из причинения вреда (внедоговорные) именуются в цивильном праве еще и как деликатные, и они-то вплотную примыкают к дорожно-транспортным происшествиям (ДТП). Говоря иначе, дела, вытекающие из ДТП, и есть деликатные обязательства.[1]

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.[2]

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является обязательным во многих странах мира. Еще в 1953 г. большинство государств Европы ввели у себя этот вид страхования. Более того, подписав договор о взаимопризнании национальных страховых полисов, они создали систему "Зеленая карта", решив тем самым одну из очень важных проблем для начисления европейских стран — проблему возмещения личного и имущественного ущерба пострадавшим в ДТП как в пределах собственной страны и проживания, так и за рубежом.

На Украине закон об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств действует с 1994 года. Согласно проведенных исследований убыток страховых компаний с каждым годом растет (с 8% в 1994 году до 27% в 2003 году). Убыточность эта обусловлена не гуманностью страховых кампаний, а их незаинтересованностью. На Украине отсутствует тотальный контроль за ОСАГО со стороны государства (страхуется около 20% автовладельцев), тарифы по данному виду страхования низкие, а суммы страховых выплат несоразмерно высоки. В законодательстве Украины есть интересный момент – франшиза в 100 долларов США (например, если виновник ДТП причинит вред на меньшую сумму, то возмещает его из собственных средств).[3]

В Эстонии борьба с нежелающими приобретать полис ОСАГО велась путем введения жестоких штрафных санкций за отсутствие полиса (штраф за такое нарушение может достигать 1000 долларов США) – по этой причине охотников нарушать закон практически не встречается.

Также в Эстонии правительством установлен жесткий контроль за деятельностью страховых компаний, занимающихся ОСАГО, в частности, за невыплату ущерба страховым компаниям грозят большие штрафы и таких случаев практически не имеется.

В отличие от нашего законодательства, в Эстонии регресс возможет только в том случае, если водитель был пьян. Также одно из самых главных отличий законов состоит в том, что в случае причинения вреда здоровью потерпевшему страховая компания возмещает ему все расходы на лечение без ограничения по сумме.

Высокие штрафные санкции за отсутствие полиса ОСАГО предусмотрены и в законодательстве Белоруссии, где их введение также оказалось весьма эффективным стимулом для автовладельцев (штраф примерно равен годовому страховому взносу).

В законодательстве Казахстана предусмотрена максимальная сумма страхового взноса, а минимального – нет. Указанный момент позволяет страховщикам не только выживать на рынке, но и понижать базовые тарифы до 50%, не снижая при этом суммы выплат по страховым случаям.

В США обязательное страхование гражданской ответственности действует на территории 45 штатов. Тарифы в США неподконтрольны государству и устанавливаются страховыми компаниями.[4]



Страна
(группа стран)

Среднемесячная
заработная плата
$

Средняя стоимость
полиса ОСАГО
$

Процентное соотношение
заработной платы
к тарифу ОСАГО

Россия

193

86

44,5%

Украина

62

18

29%

Беларусь

115

25

21,7%

Казахстан

100

16

16%

Эстония

450

30

6,66%

Скандинавия

3500

170

4,8%

Восточная
Европа

600

155

25,8%

Западная
Европа

3000

270

9%

США

3000

700

23,3%


Федеральный закон №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" был принят Государственной Думой 03 апреля 2002 года, одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года. 25 апреля 2002 года Президентом РФ Путиным В.В. был подписан данный Федеральный закон, который с 01 июля 2003 года вступил в силу.

При написании работы были использованы такие методы, как статистический, исторический, системного анализа, сравнительно-правового анализа, позволившие обобщить материал и детально исследовать проблемные вопросы.

Основными источниками, которые легли в основу исследования, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В работе проведен их правовой анализ, а также использованы труды таких авторов, как Дедиков С.В., Завидов Б.Д., Жук И.Н., Плешков А.П., Худяков А.И.

Таким образом, положениями, выносимыми на защиту, являются:

1. коллизии законодательства, регулирующего обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

2. обеспечение оплаты обязательств страховой компанией, их платежеспособность;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты