Правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных...

Профессиональное объединение страховщиков выполняет обязанность по осуществлению компенсационных средств за счет средств, направленных членами профессионального объединения, а также средств, полученных от реализации профессиональным объединением права требования (например, права требования страховой выплаты по обязательному страхованию, которое потерпевший имеет к страховщику).

Профессиональное объединение страховщиков имеет право взыскивать по иску в порядке регресса суммы компенсационных выплат, произведенных потерпевшему с лиц, ответственных за причиненный ему вред. Профессиональное объединение страховщиков также вправе требовать от таких лиц возмещения понесенных расходов на рассмотрение требования потерпевшего о компенсационной выплате. В случае, когда компенсационная выплата потерпевшему произведена в связи с применением к страховщику процедуры банкротства, к профессиональному объединению страховщиков переходит право требования страховой выплаты по обязательному страхованию, которое потерпевший имеет к страховщику.[48]

Глава о компенсационных выплатах вступила в силу в особом порядке - с 1 июля 2004 года, то есть на год позже вступления в силу Федерального закона.

Таким образом, страхователю необходимо более тщательно подходить к вопросу выбора страховой компании, предпочтение лучше отдавать компаниям, давно известным на страховом рынке и зарекомендовавшим себя надежной (платежеспособной) страховой организацией, имеющей широкую сеть представителей в регионах. При заключении договора и оформлении страхового полиса особое внимание обращать на правильное заполнение всех пунктов договора, так как несоблюдение этого требования может повлечь отказ в страховых выплатах. При наступлении страхового случая, для своевременного и полного возмещения ущерба, необходимо предоставлять страховщикам в полном объеме и в установленный срок все необходимые документы (а в отдельных случаях и поврежденное имущество).

§ 2. Ответственность за отсутствие полиса и по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств


Законодателем предусмотрены меры воздействия к лицам, не выполняющим требования закона об обязательном страховании гражданской ответственности. Так, статьей 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность водителей транспортных средств при отсутствии документов, предусмотренных Правилами дорожного движения. Правилами дорожного движения, утвержденными Постановление СМ РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. [49]

Указанное нарушение (за исключением нарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.[50]

За несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств статьей 12.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Так, управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями - влечет наложение административного штрафа в размере трех минимальных размеров оплаты труда.

Часть вторая указанной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, -

Данное нарушение влечет за собой наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда.[51]

В настоящий период в соответствии с частью 5 Федерального закона РФ от 19.06.2000 года № 82 –ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.[52]

Каждый из выше описанных способов совершения правонарушений образует самостоятельный состав правонарушения. Практика применения этого вида ответственности выявила наиболее актуальные на сегодняшний день вопросы:

- в течение какого времени можно привлекать к ответственности?

- возможно ли одно и то же лицо повторно привлечь к ответственности, если после наложения административного взыскания по-прежнему имеет место управление транспортным средством без полиса обязательного страхования или управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом?

Общими правилами (принципами) наложения административного взыскания являются законность и индивидуализация применения взыскания. За конкретное административное правонарушение может быть наложено лишь одно (основное) абсолютно определенное взыскание и лишь в пределах, которые установлены в санкции соответствующей нормы.

При наложении взысканий следует выяснить, является ли содеянное одним правонарушением либо имеет место несколько самостоятельных административных проступков. При этом важно установить, образуют ли ряд последовательных противоправных действий отдельные составы самостоятельных административных правонарушений или они составляют в совокупности единое продолжаемое или длящееся правонарушение, либо налицо повторность однородного правонарушения.

Повторность - это осуществление лицом двух или более административных правонарушений, превращающих простой вид данного правонарушения в квалифицированный, за совершение которого установлена повышенная административная ответственность. Пример - продажа огнестрельного оружия гражданам, не имеющим разрешения органов внутренних дел.[53]

Продолжаемое правонарушение состоит из ряда сходных действий по их направленности, содержанию, которые в совокупности образуют единое правонарушение. К продолжаемым административным правонарушениям относится, например, неоднократное нарушение должностными лицами правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам Госгортехнадзора.

Длящееся правонарушение непрерывно в течение более или менее продолжительного периода времени. Оно начинается с момента совершения противоправного действия или бездействия, сопряжено с длительным невыполнением лицом возложенной на него обязанности и может быть прекращено вследствие:

- действий самого лица, направленных к прекращению правонарушения (исполнение возложенной на него обязанности, явка в государственный орган с заявлением о совершенном правонарушении);

- вмешательства государственных органов, в том числе таможенных (выявление неоформленного в таможенном отношении товара или транспортного средства, его изъятие или арест и т.п.);

- наступления событий, однозначно препятствующих совершению правонарушения (например, утрата лицом противоправно хранимого или используемого товара либо хищение у него такого товара).

В соответствии со ст.4 Закона об ОСАГО при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им.

Как видим, нормативным актом установлен срок для исполнения возложенной обязанности.

До наступления указанного срока лицом фактически не совершается никакое правонарушение, так как лицо вправе исполнить возложенную на него обязанность в любой момент. Деяние становится противоправным уже после истечения данного срока. Каких-то временных рамок, ограничивающих течение противоправного деяния, уже нет, в силу чего считать такой срок "пресекательным" по отношению к противоправному деянию (в том смысле, что деяние не завершается с его наступлением) и трактовать его как прекращающий противоправное поведение (состояние) было бы некорректно.

Таким образом, в случае, когда в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, с момента его истечения правонарушение является оконченным. Однако противоправное деяние, заключающееся в невыполнении указанной обязанности, продолжает длиться до его прекращения.

Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности является длящимся правонарушением.

Между тем, исходя из общих начал привлечения к ответственности, повторно в течение срока действия административного взыскания привлечь к ответственности за отсутствие полиса обязательного страхования нельзя.

Лицо, которому назначено наказание за совершение административного правонарушения, считается ему подвергнутым в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (срок погашения данного наказания).[54]

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении исчисление срока для назначения наказания и привлечения к ответственности определяется не моментом совершения административного правонарушения, а моментом его обнаружения.

У лица, повергнутого административному взысканию, два возможных варианта поведения: либо уплата штрафа, либо обжалование постановления о привлечении к ответственности.

В силу ч.1 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в ч.1 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты