Правовое регулирование пограничного режима в Российской Федерации

Реальных перспектив завершить в ближайшее время процесс, особенно в Керченском проливе, не имеется. Вместе с тем одним из приемлемых вариантов решения этой проблемы могло бы стать предложение о разграничении пролива по побережью, а акваторию при этом оставить в совместном пользовании России и Украины. К сожалению, Украина отклоняет предложения о совместном контроле без разделения пролива государственной границей, настаивая на своем праве регулировать проход судов через пролив, поскольку основной судоходный маршрут - Керчь-Еникальский канал - проходит через ее воды. Представляется также, что, учитывая международный опыт использования и регулирования деятельности в подобных проливах, вопросы режима Керченского пролива, включая Керчь-Еникальский канал, должны стать предметом специального соглашения между Российской Федерацией и Украиной. Следовательно, поиск взаимоприемлемого решения возможен, но лишь при наличии доброй воли и справедливых подходов сторон на основе международного права.[76]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Пограничный режим - это совокупность правил, регулирующих международные и национальные общественные отношения, возникающие на основе правоотношений по поводу содержания, пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами, перемещения через нее грузов, товаров и животных, пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности, а также разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил в ходе правоприменительного процесса между правоохранительными органами России, сопредельными государствами как субъектами международного права, а также физическими и юридическими лицами, и влекущий за правонарушения все виды юридической ответственности.

Правовые основы пограничного режима содержатся прежде всего в Конституции Российской Федерации.

Главным субъектом пограничного режима является гражданин Российской Федерации, поэтому конституционная норма об обязанности защищать свое Отечество приобретает особую важность.

Приоритетное значение в сфере защиты Государственной границы имеет конституционное положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Источниками являются те международные договоры, соглашения, меморандумы, которые признает и в которых участвует Россия.

Обеспечение национальных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве наряду с нейтрализацией внешних и внутренних угроз пограничной безопасности достигается посредством установления адекватного пограничного режима субъектами пограничной политики, в качестве которых определены: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации и граждане. Скоординированная деятельность обозначенных государственных, муниципальных и общественных институтов направлена на реализацию основополагающей цели и основных задач пограничной политики по следующим направлениям.

1. Совершенствование международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации.

Протяженность государственной границы Российской Федерации составляет 61089,56 км, из них более 13658 км (22,35%) приходится на участки границы, не оформленные в международно-правовом отношении.

Незавершенность процесса международно-правового оформления отдельных участков государственной границы Российской Федерации снижает эффективность действующей системы обеспечения национальных интересов Российского государства в пограничном пространстве и затрудняет пограничную деятельность федеральных, региональных и муниципальных структур, наделенных полномочиями в области защиты государственной границы.

Вместе с тем Российская Федерация, не предъявляя территориальных претензий ни к одному из соседних государств, стремится к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления границ со всеми сопредельными государствами, используя договорно-правовой способ их оформления с учетом положений основополагающих принципов международного права, изложенных в Уставе Организации Объединенных Наций и документах СБСЕ, в числе которых, имеющих особо важное значение, выделим принципы взаимного уважения государственного суверенитета, неприкосновенности и целостности государственной территории, мирного разрешения пограничных вопросов, уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Обеспечение национальной пограничной безопасности.

Обеспечение пограничной безопасности осуществляется посредством согласованной планомерной деятельности государственных и муниципальных органов управления, направленной на противодействие внутренним и внешним угрозам, проявляющимся в пограничной сфере, их нейтрализацию, а также устранение причин их возникновения.

Вместе с тем сформировавшаяся исключительно под воздействием политических факторов система обеспечения национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере ориентирована преимущественно на охрану государственной границы войсковыми методами. Что значительно затрудняет оперативно-служебную деятельность пограничных органов и не позволяет адекватно реагировать на проявляющиеся факторы невоенного характера, удельный вес которых среди угроз национальной безопасности достаточно велик.

3. Развитие межгосударственного пограничного сотрудничества.

В рамках осуществления международного пограничного сотрудничества Российской Федерации находят свою реализацию важнейшие задачи пограничной политики Российской Федерации:

- по созданию условий для обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, ее пограничной безопасности;

- установлению и закреплению в международно-правовом отношении государственной границы;

- защите жизненно важных интересов Российской Федерации в ее морских пространствах;

- межгосударственному сотрудничеству по предотвращению военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации;

- предотвращению, исходя из жизненно важных интересов государства в пограничном пространстве, попыток международной изоляции России со стороны отдельных иностранных государств и военно-политических блоков;

- обеспечению интересов и безопасности России на внешних границах государств - участников СНГ на международно-договорной основе.

Наиболее широкие перспективы развития приобретает в последнее время пограничное сотрудничество. Успешно развивается сотрудничество Российской Федерации с США, Японией, Китаем, Монголией. Российской Федерацией со многими из этих государств были заключены двусторонние и многосторонние договоры по пограничным вопросам. Приоритетными формами международной пограничной деятельности по-прежнему остаются сотрудничество с зарубежными партнерами по вопросам совместной охраны отдельных участков границы, обмен информацией, совместные встречи и консультации на уровне руководителей пограничных служб и региональных представителей заинтересованных стран, взаимные визиты кораблей, обмен делегациями. Имеющаяся практика совместной охраны государственных границ находит свое проявление в следующем.

1. Используются каналы погранпредставительской деятельности в целях содействия органам государственной власти России в реализации пограничной политики государства. Следует подчеркнуть, что институт официальных погранпредставителей пограничной службы России является принципиально новой структурой в системе межгосударственного пограничного сотрудничества российских пограничников с иностранными коллегами, которая помогает не только координировать усилия по охране границы, но и оперативно решать многие вопросы в пограничной сфере.

2. Осуществляются мероприятия по принятию органами береговой охраны действенных мер к пресечению ввоза в порты данных стран природных ресурсов, незаконно добытых в российском территориальном море и исключительной экономической зоне. Данная форма взаимодействия используется при охране морских биоресурсов России и Японии, биологических баз Тихого океана, Японского и Охотского морей, за счет которых на данный момент и ведется основной промысел рыбопродуктов обеих стран.

3. Взаимодействие пограничных структур стран в войсковом и информационном плане.

4. Координация совместных действий при поиске, преследовании и задержании судов-нарушителей.

5. Проведение международных встреч представителей пограничных ведомств, в ходе которых вырабатываются проекты совместных документов о взаимодействии пограничников на море.

6. Проведение совместных специальных тактических учений пограничных кораблей России, Кореи и Японии по пресечению террористической деятельности, спасению людей и терпящих бедствие судов на море.

4. Обеспечение национальной и коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ.

Сегодня на государственной границе Российской Федерации, в пограничном пространстве страны, на внешних границах государств - участников СНГ проявляется весь спектр внешних и внутренних угроз национальной безопасности. Южные участки наших границ, а также ряда государств СНГ оказались в зоне региональных и межэтнических конфликтов, подрывных акций международного терроризма. Естественно, что в таких условиях от укрепления межгосударственного пограничного сотрудничества и интеграции совместных усилий сопредельных государств по противодействию угрозам пограничной безопасности в немалой степени зависит как региональная стабильность в целом, так и стабильность на внешних рубежах СНГ и государственной границе Российской Федерации.

Локализация, нейтрализация и предотвращение угроз пограничной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ достигается присутствием российских пограничных формирований в странах СНГ (на южной границе Армении, на участках границы с Киргизией и Белоруссией). Обеспечению пограничной безопасности способствует также завершение формирования международной региональной организации (Организации Договора о коллективной безопасности), в которую входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

5. Развитие социально-экономической и духовной основы жизнедеятельности приграничных регионов Российской Федерации.

Данное направление реализуется посредством создания благоприятных условий для социально-экономического подъема приграничных территорий, роста благосостояния и духовного развития населения. Одним из определяющих факторов в развитии экономической и социальной деятельности в приграничных регионах рассматривается развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельных государств. Приграничное сотрудничество во многом способствует участию регионов в экономической, социально-культурной, научно-технической интеграции, тем самым решая проблемы занятости и доходов населения, развития региональных товарных рынков, привлечения иностранных инвестиций и использования передовых технологий в сфере регионального развития.

Одной из существенных и первостепенных задач по реализации важнейших направлений пограничной политики РФ являлось создание и дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность государственных и общественных формирований в области пограничного пространства, разработка и реализация государственных целевых комплексных программ, формирование и развитие системы научных знаний в области пограничной политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты