Правовое регулирование пограничного режима в Российской Федерации

Значение границ прежде всего тем и обусловлено, что они определяют пределы территории. Юридическое оформление границы является одновременно и закреплением права на расположенную за ней территорию. Границы определяют пределы территориальной юрисдикции.

Согласно действующему международному праву юрисдикция государства распространяется на расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские и речные суда; космические корабли, станции и другие космические объекты; искусственные острова и сооружения в море и на его дне; научные станции в Антарктике; помещения дипломатических и консульских представительств. Эти объекты продолжают сохранять правовую связь с государством, даже находясь за пределами его государственных границ, поэтому воспринимаются в ряде случаев как государственная территория (к таким объектам в международно-правовой доктрине иногда применяется термин "условная территория".[9]

Границы государств — это границы реального жизненного пространства населяющих их народов. Если государственные границы государств представляют собой линии на местности и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом, с одной стороны, и с другой стороны — до центра Земли в глубь ее недр, а практически — на доступную для проникновения в недра глубину[10], то геополитические границы — это линии, разделяющие сферы действия суверенитетов, в пределах которых происходит выравнивание статуса территорий[11].

Режим государственной границы предполагает наличие нескольких условий, среди которых С.Н. Бабурин выделяет[12]:

А) Сохранность территории государства. Установление пределов государства (а именно в этом состоит задача границ между государствами), предостережение населения соседних государств о начале или прекращении юрисдикции требует фактического действия, подкрепленного правовым установлением. Правовое оформление сохранности территории государства осуществляется через процедуры их признания и установления.

Б) Международное признание границ. Международно - признанными государственными границами называют линии разграничения государственных территорий или линии отграничения территории государства от территорий с другим правовым режимом, прохождение которых согласовано сопредельными государствами. Международное признание границ может осуществляться и многосторонними межгосударственными договорами. Признание границ неразрывно связано с их международным установлением.

В) Международное установление границ предполагает определенную правовую процедуру, выработанную за века межгосударственных отношений. Эта процедура складывается из двух дополняющих друг друга процессов, практически между собой не связанных. Для международного установления границы должны быть делимитированы и демаркированы.

Элементы Б и В являются факторами, создающими правовой режим международно признанной межгосударственной границы, при их отсутствии речь может идти о существующих или потенциальных территориальных спорах. Указанные элементы — необходимое, но не достаточное условие для конституирования границы. Только элемент А придает границе смысл, а потому может быть признан не только первичным, но и необходимым и достаточным условием для существования границы государства. Даже если линия границы при этом и будет оставаться неделимитированной и даже оспариваемой кем-либо из соседей.

Исследуя возникновения и развитие в мировой юридической науке концепции естественных границ государств, С.Н. Бабурин отмечает, что государственно-территориальные потрясения 1988—1991 гг. в Советском Союзе, события в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии показывают, что время сведения концепции естественных границ к “практике империалистических государств”, имевшее место в советском праве, неумолимо ушло в прошлое.[13]

Взаимное уважение границ - необходимое условие мира. Международное право обязывает воздерживаться от любых посягательств на границы других государств, от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории любого государства. Границы могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по соглашению. Этому посвящен принцип нерушимости границ.

Линия прохождения границы и ее режим закрепляются договорами пограничных государств. Известны также случаи, когда традиционная граница признается без договорного оформления, опирается на сложившиеся нормы обычного права. В спорах по поводу традиционных границ международные судебные органы, как правило, выносят решения, подтверждающие такие границы. Протест государства может предотвратить признание фактической границы традиционной.

В отечественной юридической литературе понятие «пограничный режим» изучено в недостаточной мере, часто в исследованиях используются термины «законодательство о Государственной границе», «правовой режим Государственной границы», «конституционно-правовой режим Государственной границы», «правовая основа Государственной границы». Так, В.В. Сергеев отмечает, что «правовой статус Государственной границы РФ - правовое положение границы, определяемое как национальным, так и международными договорами государств, граничащих друг с другом, относительно прохождения линии границы, режима Государственной границы и других режимов, устанавливаемых в целях обеспечения нерушимости границы и соблюдения надлежащего порядка на приграничной территории, урегулирования пограничных инцидентов и т.д.»[14]. Однако в этом определении не нашли своего отражения система субъектов защиты Государственной границы, их полномочия, юридическая ответственность.

Более всестороннее определение пограничного режима дает В.Н. Чебаев[15] - это совокупность правовых положений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, в которых соответственно определены принципы установления, функции, правовые режимы, система субъектов защиты (охраны) Государственной границы и их полномочия, юридическая ответственность за правонарушения на Государственной границе.

Точки зрения ученых специалистов международного права по вопросам правового режима государственной границы следующие.

Профессор М. В. Яновский понимает установление правового режима государственной границы (пограничного режима). Он существует в интересах охраны безопасности государств и наиболее рационального хозяйствования в пограничных районах. Предусмотрен такой режим, как внутренним законодательством пограничных государств, так и международными договорами[16]. По смыслу рассматриваемого вопроса Яновский М.В. утверждает, что пограничный режим предусмотрен международными договорами, в то время как это есть внутренняя юрисдикция каждого государства.

Каждое государство в своем пограничном районе регламентирует порядок охраны государственной границы, таможенный, санитарный и другие режимы, порядок въезда, выезда, проживания, а также хозяйственной и иной деятельности. Международными договорами регулируются пограничные вопросы, которые требуют межгосударственного сотрудничества. Это, прежде всего вопросы, касающиеся поддержания границы в должном порядке, ее демаркации, содержания в надлежащем виде пограничных знаков, пользования пограничными водами, железными и шоссейными дорогами, которые пересекают границу, правил пересечения границы, производства работ на границе, осуществления деятельности по охране флоры и фауны в приграничных зонах и полосах, урегулирования пограничных инцидентов.

Клименко Б.М. рассматривает государственные границы и связанный с ними режим государственной границы[17]: «…Вопросы, связанные с обеспечением неприкосновенности государственной границы Советского Союза, регулируются Законом о государственной границе СССР 1982 года и некоторыми другими актами советского законодательства, а также договорами СССР с сопредельными государствами (например, Договором между СССР и Финляндией о режиме советско-финляндской государственной границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов от 23 июня 1960 г.).

Для обеспечения неприкосновенности своих границ государства путем издания законодательных актов и заключения соответствующих международных договоров устанавливают определенный режим границы.

Ю.Н. Малеев излагает следующую точку зрения по вопросу правового режима государственной границы: «Иногда государства по взаимным договорам устанавливают специальный режим своих государственных границ. Это могут быть «прозрачные границы» со свободным их пересечением и даже (чрезвычайно редко) без пограничных знаков.

Согласно позиции Г.В. Атаманчука, классифицирующего все административно-правовые режимы на две группы (стимулирующие и ограничительные) в зависимости от административно-правовых средств, используемых в процессе их реализации, режим функционирования Государственной границы целесообразно отнести к категории ограничительных, так как при введении рассматриваемого режима преобладают обязывающие, запрещающие и принудительные меры, направленные на обеспечение охранительных и защитных функций государства. Данные меры складываются из целой системы соответствующих ограничительных средств (запретов, возложенных обязанностей, юридической ответственности)[18].

Сопредельные государства в своем законодательстве и в двусторонних договорах устанавливают специальный пограничный режим в целях обеспечения неприкосновенности границы, ее содержания в надлежащем порядке, охраны, пересечения, проживания и ведения определенной деятельности в районе границы, расследования приграничных инцидентов и конфликтов и прочее» [19].

Основными принципами установления пограничного режима являются[20]:

- уважение суверенитета и территориальной целостности сопредельных государств, нерушимость государственных границ, мирное разрешение пограничных вопросов;

- соблюдение законности, уважение прав и свобод человека и гражданина;

- концентрация сил и средств, интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов на решении ключевых задач защиты и охраны Государственной границы;

- комплексный подход к защите и реализации интересов государства в пограничной сфере;

- учет характера и степени проявления угроз интересам и безопасности государств в пограничной сфере;

- своевременное выявление, противодействие и нейтрализация угроз интересам и безопасности государства в пограничной сфере;

- сочетание гласных и негласных форм и методов пограничной деятельности в соответствии с законодательством государства.

Следует отметить, что пограничный режим тесно связан с определением понятия «государственная граница». А.А. Першин и А.А. Ярлыченко, анализируя признаки-характеристики понятия «государственная граница», выделяют следующие функции: разделение государств, пространственное обозначение предела взаимодействия государственного суверенитета на суше, водах, в подземном, подводном и воздушном пространстве; соприкосновение и взаимодействие между сопредельными государствами; социально-политические пояса, «стягивающие субъекты и другие территории федерации»; передовой рубеж защиты национально-государственных интересов, обеспечение национальной, в особенности пограничной, безопасности; места первой пробы прочности государства и ее обороноспособности[21].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты