Все товары, транспортные средства и иные предметы, перемещаемые через Государственную границу Российской Федерации, подлежат таможенному оформлению таможенными органами, расположенными в пунктах пропуска через Государственную границу. Таможенное оформление и таможенный контроль прибывающих на территорию Российской Федерации транспортных средств и грузов осуществляются органами Федеральной таможенной службы[49] с момента уведомления о пересечении Государственной границы Российской Федерации транспортными средствами и грузами, ввозимыми на таможенную территорию РФ.
Иммиграционный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется органами Федеральной миграционной службы[50] с целью предупреждения неконтролируемой миграции иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ и организации депортации данной категории лиц за пределы Российской Федерации в предусмотренных законодательством случаях. Иммиграционному контролю подлежат иностранные граждане и лица без гражданства: а) въезжающие на территорию Российской Федерации, в том числе ищущие политического убежища; б) следующие транзитом через российскую территорию в третьи страны[51].
Транспортный контроль следующих через Государственную границу Российской Федерации автотранспортных средств иностранных и российских перевозчиков в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу РФ имеет целью обеспечить выполнение международных договоров Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, а также российского законодательства, регламентирующего деятельность автомобильного транспорта.
При осуществлении пропуска через Государственную границу Российской Федерации физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных контрольные органы применяют следующие методы контроля[52]: проверку документов; устный опрос; получение пояснений; наблюдение; сопровождение, осмотр и досмотр транспортных средств, грузов, товаров, животных; личный досмотр физического лица, следующего через Государственную границу Российской Федерации, в случаях, если имеются основания предполагать, что данное лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные к ввозу на территорию Российской Федерации (вывозу с территории РФ); осмотр помещений и территории пунктов пропуска через Государственную границу; отбор проб (образцов) определенного количества грузов и товаров для исследования.
В случае нарушения режимных правил в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации виновные лица привлекаются к административной ответственности, предусмотренной ст. 18.4 КоАП РФ.
Следовательно, организационно-правовые меры, реализуемые в рамках правового режима функционирования Государственной границы Российской Федерации, как совершенно точно отмечает И.С. Розанов[53], направлены прежде всего на неприкосновенность и надежную охрану Государственной границы Российской Федерации, недопущение проникновения на территорию страны членов террористических и иных преступных организаций, лиц, въезд которым в Россию запрещен, в том числе по причине принятия в отношении их решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российского государства.
В рамках решения проблем, возникающих в процессе реализации пограничной политики, РФ со многими государствами были заключены двусторонние и многосторонние договоры по пограничным вопросам, которые условно можно подразделить на четыре блока[54].
1. Договоры, устанавливающие основы регулирования и поддержания режима государственной границы (заключены с Финляндией, Монголией, Кореей, Украиной).
Данные договоры заключаются в целях поддержания стабильности на границе между сопредельными государствами, спокойствия в приграничных районах, дальнейшего укрепления и развития сотрудничества и взаимной помощи. В них детально урегулированы вопросы, связанные с прохождением линии государственной границы, установлением и восстановлением пограничных обозначений (пограничных и створных знаков), пересечением государственной границы, пользованием пограничными водами и пересекающими линию границы железными, шоссейными дорогами, а также коммуникационными сооружениями, закреплением статуса пограничных уполномоченных.
2. Договоры, особо регламентирующие пограничные экономические связи, порядок сношений в приграничных районах, ведения хозяйственной деятельности (охота, рыболовство, сельское и лесное хозяйство, горное дело, охрана окружающей природной среды) в приграничных районах. Например, Договор между СССР и Монгольской Народной Республикой о режиме советско-монгольской государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам (Москва, 26 ноября 1980 г.); Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о режиме российско-китайской государственной границы (Пекин, 27 мая 1994 г.), о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках (Пекин, 9 дек. 1999 г.).
3. Соглашения, заключенные с целью повышения пропускной способности пунктов пропуска и создания надлежащих условий для пересечения государственной границы физическими лицами, транспортными средствами и товарами, а также упрощения порядка пересечения государственной границы между отдельными государствами. В частности, соглашения, заключенные Российской Федерацией с Эстонией, Румынией, КНР.
4. Соглашения, заключаемые между государствами по вопросам пограничного сотрудничества. Подобные договоры и соглашения были заключены со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (Республикой Вьетнам, Монгольской Народной Республикой), государствами - участниками СНГ (Республиками Казахстан, Узбекистан, Молдова, Беларусь, Азербайджанской Республикой, Украиной), с Латвийской Республикой, с рядом государств Восточной Европы (Румынией, Болгарией, Словацкой Республикой), а также с Республиками Индия и Намибия. Причем сотрудничество по пограничным вопросам между названными государствами осуществляется в основном в целях обеспечения надежной охраны государственной границы по следующим направлениям:
- взаимодействие по вопросам охраны государственной границы в пунктах пропуска через нее;
- борьба с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых, ядовитых веществ и радиоактивных материалов, наркотических средств и психотропных веществ;
- оказание содействия в обмене информацией и опытом организации охраны границы;
- оказание содействия в подготовке кадров и специалистов пограничных ведомств.
На основании проведенного в данной главе исследования можно сформулировать следующее понятие пограничного режима - это совокупность правил, регулирующих международные и национальные общественные отношения, возникающие на основе правоотношений по поводу содержания, пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами, перемещения через нее грузов, товаров и животных, пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности, а также разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил в ходе правоприменительного процесса между правоохранительными органами России, сопредельными государствами как субъектами международного права, а также физическими и юридическими лицами, и влекущий за правонарушения все виды юридической ответственности.
В отношении режима функционирования Государственной границы Российской Федерации международными и внутригосударственными нормативными правовыми актами определены: назначение режима; система государственных и муниципальных органов управления, общественных институтов, участвующих в его осуществлении; система разрешений, предписаний, запретов, предусмотренных данным режимом; контроль за соблюдением режимных правил и ответственность за их нарушение.
Несовершенство правовых основ пограничного режима связывается с незавершенностью законодательного обеспечения в данной сфере, что находит выражение в следующем:
- не приняты важнейшие законодательные акты в области пограничной политики (проекты Федеральных законов "О пограничной деятельности", "О статусе и защите государственной границы Российской Федерации", "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации", "О государственной поддержке социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации");
- не урегулированы правовые отношения с иностранными государствами по пограничным вопросам, что не способствует завершению процесса правового урегулирования с сопредельными государствами;
- не завершено международно-правовое оформление сухопутных и морских участков государственной границы Российской Федерации.
Вместе с тем правовые основы осуществления пограничного режима формируются и задаются на основе положений государственной пограничной политики Российской Федерации, а также существующих политических, экономических и военно-стратегических основ обеспечения военной безопасности государства. Из этого вытекает необходимость дальнейшего совершенствования действующей нормативной правовой базы, закрепляющей режим функционирования государственной границы Российской Федерации, существующих международно-правовых основ оформления границ между государствами, порядка реализации международного пограничного сотрудничества в целях усиления коллективной безопасности и совместной обороны государств.
Цель правового регулирования пограничного режима заключается в достижении безопасности личности, общественной и государственной безопасности в приграничном пространстве, а также в защите интересов Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными государствами.
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОГРАНИЧНЫХ РЕЖИМОВ РОССИИ, ЛАТВИИ, И УКРАИНЫ
2.1 Особенности пограничного режима между Российской Федерацией и Латвийской Республикой
Особенности пограничного режима между Российской Федерацией и Латвийской Республикой вытекают из законодательства обеих стран о государственной границе и заключенных международных договоров. В настоящее время правовой режим государственной границы определен договором о российско-латвийской государственной границе[55]. В данном Договоре определен термин «российско-латвийская государственная граница», под которым понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, разделяющие территории (сушу, воды, недра и воздушное пространство) двух суверенных государств - Российской Федерации и Латвийской Республики.
В соответствии с нормами международного права и на основе договоренностей, достигнутых в ходе переговоров, данные страны определили прохождение государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой на основе дополнительного протокола к данному договору - «Описании прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой».
Режим государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой определяется отдельным Договором, который пока не заключен. 14 декабря 1994 г. между этими странами было подписано соглашение об упрощенном порядке пересечения линии границы жителями приграничных территорий (по специальным спискам)[56]. В сентябре 1998 г. Латвия заявила о намерении ужесточить паспортно-визовый режим пересечения границу в связи с экономическим кризисом в России и опасениями увеличения нелегальной миграции в Латвию. Соглашение 1994 г. было отменено осенью 2000 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12