Правовое регулирование пограничного режима в Российской Федерации

С учетом изложенного вопросы определения пограничного режима являются одними из наиболее важных в системе обеспечения безопасности любого государства, защиты ее экономических интересов. История свидетельствует, что территориальные споры, пограничные конфликты в течение многих столетий приводили к многочисленным войнам. Территориальные притязания, сопровождавшиеся вооруженными конфликтами, преследуют человечество на протяжении всей его истории. И в современный период международные отношения нередко омрачаются вооруженными столкновениями, основой которых, как правило, являются территориальные проблемы.

Государственные границы фиксируют пространственные пределы осуществления государственной власти, распространения территориального верховенства государства и имеют для него жизненно важное значение. Государственные границы являются исторической, классовой категорией, которая возникла на определенной ступени развития человеческого общества в результате раскола общества на антагонистические классы и образования эксплуататорских, рабовладельческих государств. Изменение и развитие границ как исторической категории определялось изменяющимся характером производственных отношений на протяжении человеческой истории, во всех классовых социально-экономических формациях.

Особую роль в истории становления и развития пограничного режима России внесли русские князья Олег, Владимир, Юрий Долгорукий, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие руководители государства Российского и особенно «служилые люди и казаки»[22].

В XVIII в. существовали гарнизоны городов–крепостей, которые составляли до 1,5 тыс. человек (Орел, Путивль, Севск, Псков, Тверь, далее Тамбов, Воронеж, Ростов–на–Дону, Черкассы, Грозный, Царицын (Волгоград), Астрахань, Челябинск, Актюбинск, Томск, Новосибирск, позже Караганда, Верный (Бишкек), Алма–Ата, Ташкент, Ашхабад, Чита, Якутск, Албазино, Благовещенск-на–Амуре, Хабаровск, Уссурийск, Владивосток, Петропавловск–Камчатский и другие. В зависимости от складывающейся политической обстановки менялись населенные пункты, города и другие составляющие системы безопасности Российского государства, система охраны государственной границы)[23]. Все вышеуказанные оборонительно–сторожевые средства прикрывались конными разъездами и пешими стражниками. Исследование различных исторических источников показывает, что правовой режим государственной границы в том виде, который на сегодняшний день закреплен в федеральном законе Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации»[24], ранее у пограничников конечно не было. Однако отдельные элементы (правила) его отражены в некоторых источниках, и в частности установлены были правила пересечения государственной границы лицами, ввоза, вывоза товаров и иных ценностей: монеты, меди, прогона скота, для обеспечения личной и государственной безопасности пограничной стражей могло применяться оружие[25] и др. Следует отметить гуманность нормативных актов, в которых предписывалось применение оружия «только после двойного оклика и после оказания сопротивления, но с возможною однако умеренностью»[26].

Вплоть до 1918 года, служба пограничников осуществлялась на основе Инструкции службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС) и приложений к ней[27]. Согласно данной Инструкции содержание пограничного режима основывалось на том, что войска Отдельного корпуса пограничной стражи прежде всего должны были защитить государство от тайного провоза товаров и от всякого незаконного проезда и перехода через границу.[28]

Исходя из анализа отдельных положений Инструкции, можно сделать вывод, что указанный нормативный акт не содержал определений правового режима государственной границы или режима государственной границы. В Инструкции имеется несколько норм, являющихся элементами правового режима государственной границы. Был установлен порядок перемещения товаров и предметов, лиц через границу, и для этого были созданы соответствующие места («рогатки») - пункты пропуска товаров, предметов, лиц через государственную границу. В норме: «Охранять черту государственной границы, т.е. наблюдать, чтобы пограничные столбы и другие искусственные знаки, определявшие границу, были в исправном состоянии и никем не повреждались» - ее правила на современном языке означают охрану и содержание государственной границы.[29]

На всех этапах становления и развития пограничного режима следует подчеркнуть, что примерно до середины 40-х годов XX века доминировала функция защиты экономики России, и только позже на первое место выходит выполнение политической функции государства.

С возникновением РСФСР были предприняты меры по обеспечению пограничной безопасности Советской России, которые в частности были закреплены в Декрете Совета Народных Комиссаров от 28 мая 1918 года об учреждении в ведомстве Народного Комиссариата по делам Финансов Пограничной охраны[30]. Декрет СНК РСФСР от 28 мая 1918 г. об учреждении советской пограничной охраны воспроизводил нормы Правил об Отдельном корпусе пограничной стражи 1910 г. и Инструкции службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи 1912 г. Декрет в своем содержании имеет только элементы современного правового режима государственной границы; какого–либо концентрированного выражения, определения правил, связанных с режимом государственной границы, он не имеет. Декрет возложил на Пограничную охрану защиту «пограничных интересов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики; а в пределах приграничной полосы защита личности и имущества граждан, в частности:

а. воспрепятствование тайному провозу грузов и тайному переходу лиц через сухопутные и морские границы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

б. защита от расхищения водных богатств в наших пограничных и территориальных водах;

в. надзор за соблюдением на пограничных реках правил международного судоходства;

г. охрана наших рыбаков и промышленников в приграничных морях, озерах и реках;

д. защита наших пограничных селений от нападения разбойников и кочевых племен;

е. осуществление в потребных случаях пограничного карантина и прочее»[31].

Позже государством были приняты законы и подзаконные акты, регулировавшие разные отношения, связанные с пересечением сухопутной, водной и воздушной государственных границ РСФСР, а затем и СССР. Так были приняты в разные годы декреты СНК РСФСР «О воздушных передвижениях» от 17 января 1921 г. и «О преступлениях и проступках, совершенных на судах, плавающих под Российским флагом» от 5 сентября 1921 г.; Положение о санитарной охране морских границ СССР от 10 марта 1925 г.; Положение об охране государственных границ Союза ССР от 15 июня 1927 г.; Кодекс торгового мореплавания Союза ССР от 14 июня 1929 г.; «О водном пространстве Финского залива, на которое распространяется власть органов Союза ССР и РСФСР» от 3 августа 1930 г.; Положение о санитарной охране границ. Союза ССР от 23 августа 1931 г.; Воздушный кодекс Союза ССР от 27 апреля 1932 г.

К основным законодательным и иным нормативным актам, регламентировавшим режим Государственной границы СССР, относятся следующие нормативные акты: Воздушный кодекс Союза ССР; Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик; Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик; уголовные и уголовно-процессуальные кодексы союзных республик; Таможенный кодекс Союза ССР от 5 мая 1964 г.; Положение об охране государственной границы СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1960 г.; Положение о въезде в Союз Советских Социалистических Республик и о выезде из Союза Советских Социалистических Республик, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1970 г.; Положение о паспортной системе в СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.; Правила таможенного контроля за судами заграничного плавания и перевозимым на них грузами от 21 ноября 1962 г.; Положение о государственном санитарном надзоре в СССР от 31 мая 1973 т.; Правила по санитарной oxpaнe территории СССР от завоза и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний от 5 августа 1967 г.; Правила посещения территориальных вод и портов СССР иностранными военными кораблями, и другие.

В процессе распада СССР проблемы установления пограничного режима весьма обострились. В настоящее время процесс межгосударственного разграничения с отдельными бывшими республиками Советского Союза полностью не завершен, линия границы между образовавшимися государствами на местности не проведена и соответствующими пограничными знаками не обозначена. В период радикальных политических, социально-экономических и военных изменений в мире, каждом конкретном регионе нашей страны для оценки состояния защищенности интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве необходимо выявить степень определенности правового статуса новых участков границы, реализации конституционных основ их защиты и определить участников правовых отношений в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации[32].

С обретением суверенитета Российской Федерации важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения исключительно в пограничной сфере, стал Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Закон отражает значение Государственной границы как важнейшего конституционно-правового института, выражает принципиальную позицию государства в обеспечении его суверенитета, независимости, территориальной целостности. Он регулирует правовые, экономические и организационные основы пограничной деятельности, закрепляет полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Впервые законодательно было определено, что "головным (координационным) федеральным органом исполнительной власти в сфере защиты Государственной границы является Федеральная пограничная служба Российской Федерации".

Действующий федеральный закон Российской Федерации «О государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 года закрепил «Статью 7. Содержание и установление режима Государственной границы», в которой сказано: «Режим Государственной границы включает правила:

- содержания Государственной границы;

- пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

- перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;

- пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

- ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

- разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим Государственной границы устанавливается Законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

C учетом взаимных интересов Российской Федерации и сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным». Рассмотрев вышеизложенное, можно констатировать, что пограничный режим - это не только совокупность правил, регулирующих указанные в них международные и национальные общественные отношения, но и правоотношения, правоприменительный, правореализационный процесс во всех существующих видах юридической ответственности (административной, гражданской, дисциплинарной, материальной и уголовной). В указанном процессе участвуют все высшие федеральные ветви власти, ветви власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, должностные лица органов и войск ФПС России, других органов и войск России, общественных объединений, участвующих в обеспечении пограничной безопасности России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты