сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.
В большинство зарубежных стран установлен аналогичный перечень сведений, включенных в Государственный реестр.
Видится целесообразным и включение в Единый реестр сведений об обособленных подразделениях юридического лица.
По своему статусу Единый государственный реестр является федеральным информационным ресурсом (п.2 Правил ведения Единого государственного реестра).
Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Государственная регистрация носит двойственный характер. С одной стороны, он является статусообразующий признаком, с другой стороны, представляет собой сложный процесс взаимодействия между субъектами, решившими создать юридическое лицо (учредителями) и государством в лице специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Министерства Российской Федерации по налогам и сборам).
2. Нормы о государственной регистрации неоднородны по своей отраслевой принадлежности. Этот институт включает в себя нормы как гражданского, так и административного права.
3. При определении порядка государственной регистрации российский законодатель частично позаимствовал опыт англо-саксонской правовой системы, упростив сам процесс государственной регистрации, исключив из него правовую экспертизу документов и сократив перечень предоставляемых для государственной регистрации документов. Между тем анализ судебной практики и практики Московской регистрационной Палаты явно свидетельствует о необходимости осуществления предварительной проверки учредительных документов на соответствие их содержания положениям законодательства. В связи с этим представляется целесообразным внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусмотрев обязанность регистрирующего органа проводить предварительную правовую экспертизу представленных для государственной регистрации учредительных документов и достоверности содержащихся в них сведений.
4. Применив британский опыт, отечественный законодатель установил обязанность лица, подающего документы в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица, подтвердить достоверность предоставленных сведений, соблюдение установленного для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядка их учреждения и соответствие учредительных документов требованиями законодательства. При этом не было учтено, что:
а) в регистрирующей орган документы нередко подаются лицами, не имеющими никакого отношения к созданию юридического лица;
б) установленная ответственность за нарушение порядка создания юридических лиц или предоставление недостоверных сведений не способствует тому, чтобы лица, занимающиеся созданием конкретного юридического лица, стали более ответственно подходить к данному вопросу. Эффективнее представляется заимствование британского опыта в части принудительной ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства при регистрации, с запретом учредителям ликвидированного юридического лица создавать иные организации.
5. Законодательно не предусмотрено какой-либо проверки учредительных документов или достоверности содержащихся в них сведений на всем протяжении деятельности юридического лица. Неясно, кто и как правомочен выявить данные нарушения, если они есть (например, в соответствии с законодательством Великобритании регистрирующий орган ежегодно проводит выборочные проверки зарегистрированных организаций). Такое положение современного российского законодательства выглядит не отвечающим современным потребностям хозяйственного оборота.
6. Новация российского законодательства - отсутствие регистрации учредительных документов создаваемой организации - породила ряд проблем при открытии юридическим лицом счетов в банке, заверении копий учредительных документов и подписей руководителей и счетных работников на банковских карточках у нотариуса и т.д. Решением может послужить установление ранее действовавшего порядка в части регистрации также и учредительных документов юридического лица. Для этих целей необходимо законодательно закрепить, что в регистрирующей орган представляются учредительные документы в двух экземплярах, один из которых хранится в регистрационном деле, второй же возвращается организации с соответствующим отметками (например, о дате регистрации, территориальном подразделении регистрирующего органа, осуществившем государственную регистрацию, регистрационном номере).
7. В качестве конкретизации принципа достоверности содержащейся в Едином государственном реестре сведений необходимо обеспечивать их актуальность (информация, находящаяся в Реестре, важна именно в момент обращения контрагента для ее получения). С этой целью представляется целесообразным закрепить для юридических лиц обязанность регулярно предоставлять в регистрирующий орган сведения о себе. Непредставление указанного сообщения в определенный срок должно являться основанием для исключения в судебном порядке юридического лица из Реестра.
8. В содержание принципа достоверности должна быть включена и необходимая достаточность (полнота) содержащихся в нем сведений. С этой целью представляется необходимым установленный перечень сведений дополнить обязательным сообщением об обособленных подразделениях юридического лица.
Институт государственной регистрации юридического лица был рассмотрен нами преимущественно как определенные правоотношения, возникающие между учредителями и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим внесение в государственный реестр сведений о создаваемом юридическом лице. Но анализ последних изменений законодательства и судебной практики позволяет охарактеризовать государственную регистрацию не только как определенный процесс, но и как признак правосубъектности. Необходимое условие для признания субъекта юридическим лицом.
Заключение
Учитывая все вышерассмотренные споры и теоретические аспекты функционирования юридических лиц, можно сделать следующие выводы:
1. Юридические лица - исторически сложившийся вид объединений, уходящий своими корнями в древность.
Развитие объединений шло от примитивных видов с простейшими целями до сложных форм с изменением содержания, структуры. Усложнением целей объединений: от рода (общины) к простому товариществу, от простого товарищества к юридическому лицу, от юридического лица к объединению юридических лиц.
Юридическое лицо появилось как форма удовлетворения общественной потребности в механизме централизации капиталов, необходимых для реализации крупных хозяйственных проектов. Институт юридического лица используется и в целях оформления различного рода коллективных интересов не только в имущественной сфере. Таковы действующие в виде юридических лиц просветительные, религиозные и иные подобные общества. Юридические лица могут быть созданы для защиты интересов отдельных слоев и групп населения (например, профсоюзы, общества потребителей и т.п.).
В основе возникновения юридического лица лежит волеизъявление других субъектов гражданского права - физических и юридических лиц, обладающих гражданско-правовой правоспособностью и дееспособностью. Это волеизъявление покоится на стремлении данных субъектов "обособить" общие для них интересы и имущество, а также юридические средства их достижения.
2. В настоящее время легальная классификация юридических лиц усложнилась. В качестве первого ее основания, всегда сохраняющего юридическую силу и ее значение, можно назвать форму собственности, в рамках которой создается и функционирует юридическое лицо. На современном этапе выделяют государственные юридические лица (право государственной собственности), муниципальные (право муниципальной собственности) и частные (право собственности граждан и юридических лиц).
Достаточно сложно без квалифицированной юридической консультации выбрать более приемлемую форму для будущей компании. В связи с этим возникает вопрос: для каких целей создается предприятие? Согласно ГК РФ, все без исключения юридические лица делятся на две большие категории: коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации создаются только для одной цели - извлечения прибыли. Если создается организация или предприятие для любых целей, не связанных с извлечением прибыли, то это, по определению ГК РФ, будет некоммерческая организация (например, благотворительный фонд, центр изучения общественного мнения, религиозная организация и т.д.).
Юридическое лицо должно иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, оно отвечает по своим обязательствам этим имуществом, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Учредительными документами юридического лица являются учредительный договор и устав (либо только учредительный договор или только устав). При этом учредительный договор заключается учредителями, а устав утверждается учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, оно действует на основе утвержденного этим учредителем устава. В виде исключения некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях могут действовать на основе общего положения об организациях данного вида (например, средние специальные учебные заведения).
Что касается органов юридического лица, то им является часть юридического лица, которая формирует и выражает вовне его волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские прав и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция определяются законом, иными правовыми актами и учредительными документами, а порядок назначения (избирания) - законом и учредительными документами.
3. Государственная регистрация является инструментом легализации юридического лица, правоустанавливающим фактом и представляет собой регулирование государством порядка возникновения юридических лиц и необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, а также учет юридических лиц для осуществления налогообложения и в иных предусмотренных законом целях.
Как уже отмечалось, юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующий записи в Единый государственный реестр.
Таким образом, государственную регистрацию можно охарактеризовать не просто как признак юридического лица, а как статусообразующий признак.
Но анализ последних изменений законодательства и судебной практики позволяет охарактеризовать государственную регистрацию не только как определенный процесс, но и как признак правосубъектности, необходимое условие для признания субъекта юридическим лицом.
4. Среди ряда специальных законов, принятие которых предусмотрено ГК РФ, особое значение для развития и детализации его норм имеет федеральный закон о регистрации юридических лиц, необходимость принятия которого закрепляется в п.1 ст.51 ГК РФ. После многолетних попыток принятия указанного закона неожиданно был принят Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", который существенно уступает ранее отвергнутым законопроектам, посвященным этому вопросу, как по содержанию, так и по юридической технике его исполнения.
Названный закон является типичным для пакета "либеральных" законодательных актов, направленных на дебюрократизацию экономики и снятие административных барьеров. Однако либеральный отнюдь не всегда тождественен хорошему, а потому нельзя оставить без внимания множество недостатков этого нормативного правового акта, которые во многом затмевают все его достоинства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13