Правовой минимум и государственная регистрация юридических лиц

Каждый этап, развивая промышленности, характеризовался, тем не менее, своими особенностями, отражающимися на правовом статусе, месте в системе управления экономикой, масштабах, структуре, целях создания и полномочиях соответствующих хозяйственных объединений.

Различные виды объединений (тресты, синдикаты) стали создаваться уже в 20-ые годы. Практически вся промышленность была трестирована. Трест рассматривался как промышленное предприятие, включавшее в свой состав фабрики и заводы, нередко наиболее крупные предприятия наделялись правами трестов.

В условиях новой экономической политики в промышленности начали создаваться крупные торговые объединения - синдикаты, призванные упорядочить торговые функции трестов. Синдикаты взяли на себя задачи организации сбыта, распределения заказов, ценообразования, снабжения, организации взаимных расчетов. Синдикаты, интегрируя в масштабах подотраслей группы трестов, явились инструментом централизации государственного управления, тогда как тресты, представляющие собой хозрасчетные звенья, обеспечивали процесс концентрации промышленности. Произошла монополизация народного хозяйства: крупные объединения - синдикаты, сосредоточившие в своих руках заготовку и сбыт продукции в определенной отрасли, являясь хозрасчетными единицами, не были заинтересованы в развитии народного хозяйства в целом[5].

Узкоотраслевая система управления промышленности имела, наряду с определенными достоинствами, так же существенные недостатки; ведомственные барьеры нарушали нормальные производственные связи между предприятиями различных министерств, находившимися в одном и том же административно-территориальном районе. Для устранения этих недостатков Законом СССР от 10 мая 1957 г. "О дальнейшем совершенствовании управления промышленностью и строительством"[6] была проведена реорганизация системы управления промышленности, в основе которой лежал территориальный принцип. В соответствии с этим Законом Верховные Советы союзных республик получили право образовывать экономические административные районы, которые, как правило, совпадали с существующим административно-территориальным делением. Для управления промышленностью и строительством в каждом экономическом административном районе был создан Совет народного хозяйства (Совнархоз), напрямую подчиняющийся Совету министров союзной республики. Совнархозы и их отраслевые управления осуществляли по отношению к подведомственным предприятиям такие функции как утверждение организационной структуры, назначение руководителей, планирование и контроль за их деятельностью. Узкие рамки хозяйственной самостоятельности предприятий лишали их необходимой оперативности, тормозили дальнейшее развитие социалистической экономики. Поэтому хозяйственная реформа 1965 года была в значительной мере направлена на усиление децентрализации, предоставление большей самостоятельности средним и даже мелким предприятиям. Оценка этой реформы содержится в многочисленных экономических исследованиях. Здесь важно отметить, что опыт вскоре привел к выводу о необходимости усиления централизации управления промышленностью. Централизация была обеспечена укрупнением предприятий, создани5ем системы объединений, которые взяли на себя выполнение ряда функций управления производством, осуществляющихся ранее на уровне предприятий.

По месту в иерархии управления отраслью различались производственные и научно-производственные объединения, представляющие основное звено системы управления промышленностью, и промышленные объединения, относящиеся к среднему звену. До 1986 г. в стране действовало более 500 всесоюзных республиканских промышленных объединений. Руководство промышленным объединением осуществляло управление объединения, которое выступало по отношению к ним как вышестоящий орган. В то же время управление промышленного объединения являлось юридическим лицом, имело самостоятельный баланс, действовало на принципах хозрасчета. Управление объединения несло перед предприятиями и организациями, входящими в его состав, имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством или заключенными договорами. Управление осуществляло выполнение производственно-хозяйственных функций, с позиций экономики нецелесообразных для реализации на каждом конкретном предприятии; формировало особые централизованные фонды материальных резервов, которые распределялись между входящими в состав объединения предприятиями.

Вообще, несмотря на те или иные недостатки в деятельности объединений, именно они оказались на рубеже 80-90 гг. наиболее жизнеспособной формой организации различных отраслей народного хозяйства.

Правовой основой для совершенствования государственного управления экономикой были Закон Союза ССР "О государственном предприятии (объединении)" от 30 июня 1987 года и Положение о государственном объединении, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 23 сентября 1987 года. Закон закрепил правовой статус в виде объединений, к числу которых были отнесены производственные и научно-производственные объединения. Законом предусматривалось значительное усиление экономических методов управления, в том числе между структурными подразделениями объединений, использование хозрасчета и самофинансирования. Предприятиям и объединениям, независимо от их ведомственной принадлежности, были предоставлены права самостоятельно на договорных началах образовывать концерны, консорциумы, государственные производственные объединения, межотраслевые государственные объединения, различные ассоциации и другие крупные организационные структуры, в том числе с участием кооперативов и совместных предприятий с иностранным капиталом. Предусматривалось, что государственные предприятия и объединения, входящие в эти организационные структуры, сохраняют свою хозяйственную самостоятельность.

Так было положено начало объединениям, создаваемым на добровольной, договорной основе. Принципиальной новеллой Закона "О государственном предприятии (объединении)" стало предоставление объединениям, предприятиям и организациям прав выхода из подчинения отраслевым и территориальным органам управления при переходе на арендные отношения. Сочетание правомочия предприятия (объединений) на выход из состава органа государственного управления (министерства) и возможность добровольной кооперации положили начало новому, рыночному этапу становления организационно-правовых форм интеграции в промышленности.

Важное значение в становлении новых подходов в правовом регулировании статуса объединений имело Постановление Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1991 г. "Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий на территории РСФСР"[7], которое запретило органам государственной власти и управления России делегировать региональным, межотраслевым и межреспубликанским союзам, ассоциациям, концернам, корпорациям, холдингам и другим объединениям предприятий полномочия по управлению государственным имуществом и финансировать эту деятельность. Всем созданным на территории Росси концернам, ассоциациям, другим объединениям предприятий запрещалось осуществлять властные функции по отношению к входящим в эти объединения предприятиям, в том числе распоряжаться их имуществом, выступать арендодателями государственных предприятий, учреждать, реорганизовывать и ликвидировать государственные предприятия, назначать и увольнять руководителей государственных предприятий, давать другие, обязательные для исполнения указания. При этом органы государственного управления не имели права ликвидировать объединения предприятий, созданные на добровольной основе.

Формирование объединений с 1991 года происходит в рамках приватизационного законодательства. Приватизация подавляющего большинства предприятий усилила дезинтеграционные процессы. Правовой основой этих процессов, в частности, стал Указ Президента РФ "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 1 июля 1992 г. № 721. В соответствии с этим Указом объединения государственных предприятий должны были привести свою организационно-правовую форму в соответствие с действующим законодательством, преобразовав их в товарищества или акционерные общества.

Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом, комитетам по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга было предоставлено право приступить к преобразованию производственных и научно-производственных объединений, правовой статус которых ранее не был приведен в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также акционерных обществ закрытого типа, более 50% уставного капитала которых находилось в государственной собственности, в акционерные общества открытого типа, за исключением тех, приватизация которых была запрещена Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 г.

Межотраслевые государственные объединения, концерны, ассоциации и другие добровольные объединения предприятий согласно этому Указу должны были преобразоваться в товарищества или акционерные общества с одновременным определением размеров вкладов предприятий-учредителей в их уставной капитал. Государственное имущество, ранее переданное в ведение (на баланс) указанным объединениям органами государственного управления, могло быть внесено в уставный капитал соответствующими комитетами по управлению имуществом при условии преобразования объединений в акционерные общества открытого типа.

С позиций сегодняшнего дня, очевидно, что приватизационное законодательство имело ряд существенных недостатков, серьезно отразившихся на дальнейшем состоянии экономики России. К числу таких недостатков можно отнести разрушение системы управления промышленностью и другими отраслями хозяйства при необеспечения должного правового регулирования новых методов управления и рыночных форм организации объединений предприятий. Организационное единство многих структур было разрушено, а интеграционные процессы не получили соответствующей законодательной поддержки. В результате многие объединения предприятий, играющие большую роль в экономическом потенциале России, прекратили свое существование или оказались несостоятельными в видоизмененных формах решать стоящие перед ними задачи. В то же время структура каждого отдельно взятого предприятия и ее кадровое наполнение оказались неприспособленными для работы в условиях рынка, т.е. свободы хозяйственных связей, самофинансирования и ответственности по своим долгам. Естественно, что разумным было бы включение предприятий в новую хозяйственную организацию - объединение, основанное на новых рыночных механизмах. Такой хозяйственной структурой, основанной на рыночных принципах контроля над собственностью, стали холдинговые компании.

Первая холдинговая компания АО "Автосельхозмашхолдинг" ("АСМ-холдинг") была создана в октябре 1991 года на основе отраслевой системы бывшего Министерства автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Созданный холдинг оказался практически неуправляемым вследствие своих гигантских размеров, территории (это была транснациональная корпорация) и численности входящих в состав субъектов.

В отличие от "АСМ-холдинга" более жизнеспособными оказались холдинговые компании, созданные в топливно-энергетическом комплексе страны. В уставной капитал этих холдингов были вложены контрольные пакеты акций государственных предприятий - производителей топлива и технологически связанных с ними предприятий смежных отраслей. К таким холдинговым компаниям относятся РАО "ЕЭС России", "Газпром", "Лукойл", "Юкос". Корпорации холдингового типа с государственной долей участия сложились в России преимущественно в отраслях, относящихся к категории естественных монополий, либо в тех отраслях, которые демонополизированы, но где утрата государственного контроля была нежелательна по соображениям стратегического характера. В других отраслях (помимо топливно-энергетического комплекса) возникло около 100 холдингов с участием государства (например, "Связьинвест", "Рослеспром", "Российская металлургия", "Российская электроника").

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты