Видится очевидной необходимость проведения предварительной проверки учредительных документов юридического лица на соответствие их положений нормам российского законодательства. Тут возникает вопрос, кто именно должен осуществлять правовую экспертизу названных документов.
Весьма любопытен Швейцарский опыт: функции правовой экспертизы возложены на нотариусов, а уже проверенные и скорректированные нотариусом учредительные документы представляются на государственную регистрацию.
Возложение на нотариат проверки учредительных документов направлено на осуществление легального контроля за процессом создания юридических лиц, однако введение данной новации, думается, не отвечает современным потребностям российского общества. Во-первых, на нотариат возложено значительное количество функций, что приводит к перегруженности нотариусов, а как следствие - к очередям в нотариальные конторы. Во-вторых, в РФ проведение правовой экспертизы предоставляемых для государственной регистрации документов изначально осуществлялось исключительно регистрирующим органом и предпочтительнее возвращение к этому порядку.
Перечислим сведения, указываемые в заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании (напомним, их перечень установлен в Приложении № 1 постановления правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439). В заявлении необходимо указать: наименование юридического лица; адрес (место нахождения); количество учредителей (участников) и сведения о них; сведения об уставном капитале, о заявителе и руководителе организации. Новая обязанность заявителя - поручиться за подлинность представленных сведений и соблюдение требований норм российского законодательства, а также обязанность удостоверения его подписи нотариусом, видимо, имеют целью избежать регистрации организаций по утерянным или похищенным паспортом.
Примечателен такой случай. Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации № 17 по Северо-Восточному административному округу города Москвы обратилась к Московской регистрационной Палате и обществу с ограниченной ответственностью "Чибис-Сервис" с иском о признании акта государственной регистрации недействительным и ликвидации Общества. Основанием исковых требований послужил тот факт, что ответчиком был нарушен порядок создания юридического лица, поскольку ООО "Чибис-Сервис" было создано по утерянному паспорту гражданина Моисеева Д.В. Рассмотрев материалы дела, суд установил, что указанный учредителем гражданина Моисеев Д.В. в действительности не обращался с заявлением в Московскую регистрационную Палату о регистрации ООО "Чибис-Сервис", а факт утери им паспорта подтвержден письмом соответствующего отдела внутренних дел[33].
Подобные случаи - не редкость. Так, 25 мая 2000 г. Московской регистрационной палатой было вынесено решение № 85581 об отказе в регистрации изменений в учредительных документах общества с ограниченной ответственностью "ДИЛ-1", касающихся смены учредителей. Основанием послужило то обстоятельство, что по информации Главного управления внутренних дел города Москвы, паспорт единственного участника этого ООО числится среди утерянных и похищенных паспортов.
Регистрация организаций на подставных лиц обычно производится, когда организация создается для проведения каких-либо разовых операций с незаконной целью (для обналичивания крупных сумм с целью ухода от налогов и т.д.) [34].
В этой связи видится целесообразным проведение предварительной проверки документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица не только на их соответствие положениям российского законодательства, но и на достоверность содержащихся в них сведений. Например, в соответствии с приказом Московской регистрационной палаты от 16 апреля 1992 г. № 25 "О порядке сверки паспортных данных лиц, выступающих учредителями предприятий" была установлена обязанность регистрирующего органа при приеме учредительных документов для регистрации вновь создаваемых или перерегистрации ранее созданных предприятий сверять паспортные данные учредителей, подписавших учредительный договор и другие документы регистрируемого (перерегистрируемого) предприятия. Существующий сейчас порядок не устраняет возможности регистрации юридического лица на поддельные или похищенные паспорта.
Учитывая техническую оснащенность налоговых инспекций, представляется, что осуществление предварительной проверки достоверности сведений, в представляемых для государственной регистрации документов, не затруднит работу по легализации статуса юридического лица.
В случае же выявления нарушения установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону видится целесообразным установить для регистрирующего органа обязанность отказать в государственной регистрации такой организации. При обнаружении заведомо ложных сведений или грубых нарушений закона, допущенных при создании юридического лица, по решению суда его учредителям может быть запрещено, выступать учредителем иных юридических лиц. Если данные нарушения были допущены специалистом, к которому обратились учредители для правовой помощи в создании организации, - по решению суда специалист может быть лишен права заниматься указанной деятельностью.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. В соответствии со ст.2 Закона о регистрации Правительством РФ функции регистрирующего органа возложена на Министерство РФ по налогам и сборам (п.1 постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц").
Чем вызвано такое решение? Скорее всего, возложение функций регистрации юридических лиц на Министерство РФ по налогам и сборам было продиктовано стремлением более жесткого контроля за организациями путем предоставления Министерству по налогам и сборам возможности отслеживать деятельность юридических лиц с самого начала, с момента их "рождения".
С одной стороны, данная позиция законодателя понятна и обоснована, к тому же и очень удобна - Министерство РФ по налогам и сборам представлено по всем регионам России, имеет свою корпоративную систему связи, что позволяет передавать информацию и хранить базу данных[35]. С другой стороны, налоговые органы, в соответствии с п.2 ст.84 Налогового кодекса РФ обязаны в течение пяти дней с момента представления документов произвести постановку на налоговый учет юридического лица, а на практике этот срок соблюдается крайне редко. Налоговые инспекции не всегда укладываются в установленные законом сроки даже при выполнении основных целей своего создания. Пункт 1 статьи 8 Закона о регистрации устанавливает срок для государственной регистрации не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Этот срок, как, впрочем, и прежний трехдневной (определенный п.5 Положения от 8 июля 1994 г. № 1482 "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденного Указом Президента РФ), на практике обычно не соблюдается. Применительно к вопросу о сроках государственной регистрации представляется целесообразным позаимствовать британский опыт - весь процесс регистрации юридического лица там занимает пять рабочих дней, а за дополнительную плату возможна и срочная регистрация в тот же день.
Не следует забывать и о том, что за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации (например, если она начата на шестой день после сдачи документов на государственную регистрацию) теоретически возможно привлечение к административной (ст.14.1 КоАП РФ) и уголовной (ст.171 УК РФ) ответственности. А что же с ответственностью налоговых органов за непостановку юридического лица на налоговый учет и осуществление процедуры государственной регистрации с нарушением сроков? В данном случае законодатель устанавливает лишь административную ответственность, причем санкция явно непропорциональна тем проблемам, которые могут возникнуть у субъекта предпринимательской деятельности при несоблюдении сроков регистрации: "несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц; влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда…" (п.1 ст.14.25 КоАП РФ).
Одновременно с этим установлена уголовная ответственность, правда, не за нарушение сроков регистрации, а за "неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации…" (ст.169 УК РФ).
В связи с этим представляется целесообразным внести соответствующие изменения в уголовное законодательство РФ.
Документы, необходимые для государственной регистрации, могут быть поданы в регистрирующий орган как непосредственно заявителем, так и направлены по почте (п.1 ст.9 Закона о регистрации). Аналогичные положения предусмотрены и законодательством ряда зарубежных стран.
Говоря о процедуре государственной регистрации юридических лиц на современном этапе, необходимо выделить ряд новелл в данной области. Так, при прежнем порядке регистрация осуществлялась путем присвоения предпринимательской организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию. После государственной регистрации данные о созданном юридическом лице включались в Государственный реестр. Функции по государственной регистрации и ведению Государственного реестра юридических лиц не были сосредоточены в одном органе. Совершенно очевидно, что такое "разнообразие" не способствовало улучшению положения дел. Что и послужило основанием внесения изменений в законодательство РФ в части государственной регистрации юридических лиц[36].
Кроме того, как уже отмечалось, ранее регистрации подлежал как сам факт создания юридического лица, так и его учредительные документы. В настоящий же момент вопрос о форме и содержании устава остается внутренней компетенцией организации. С одной стороны, в соответствии со ст.52 ГК РФ учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями (ч.2 п.1 ст.52). Каких-либо дополнительных требований законодательством к учредительным документам не предусмотрено. В регистрирующий орган предоставляется один экземпляр учредительных документов (ст.13 Закона о регистрации).
С другой стороны, при открытии счета в банке или обращении организации для получения лицензии на осуществление какой-либо деятельности требуется предоставить нотариально заверенные копии учредительных документов. Такие правила установлены, например, п.5 Положения "О лицензировании туроператорской деятельности" и п.5 Положения "О лицензировании турагентской деятельности", утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95; п.5 Положения "о лицензировании медицинской деятельности", утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 499. Нотариусы же отказываются свидетельствовать верность копии документов, так как на них отсутствует отметка регистрирующего органа. Проблема была решена так: регистрирующий орган предоставляет копии учредительных документов юридического лица, которые прошиваются и заверяются подписью должностного лица, печатью регистрирующего органа с проставлением штампа "копия верна". Рядом со штампом указывается основной государственный номер или государственный регистрационный номер. За предоставление копий учредительных документов взимается пошлина в размере двухсот рублей за каждый документ. При необходимости срочного получения копий размер пошлины увеличивается в два раза. Стоимость же нотариального свидетельствования копий составляла от пяти до десяти рублей за один лист, что было значительно выгоднее в материальном плане по сравнению с ныне действующем порядком.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13