В качестве принципиальных замечаний следует назвать следующее. Любой правопорядок при определении процедуры создания юридического лица сталкивается с необходимостью нормирования специального реестра юридических лиц.
Кроме того, Закон фактически лишает регистрирующие органы правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, поскольку согласно п.1 ст.23 Закона, отказ в государственной регистрации допускается лишь в случае непредставления полного пакета документов, указанных в Законе, либо при предоставлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Как видно, основания для отказа в регистрации чрезвычайно формальны, а законодатель серьезно ограничивает произвол регистрирующих органов.
Таким образом, логика законодателя в данном случае сводится к переложению ответственности за нарушение законодательства при создании юридического лица всецело на него самого (его учредителей и последующих участников), государство самоустраняется от проверки правомерности учреждения юридического лица, но оставляет за собой возможность ликвидировать юридическое лицо в будущем.
Здесь открывается чрезвычайно важная практическая проблема, которая не находит какого-либо решения в названном законе.
Важная практическая проблема, которая также не решена в законе, - соотношение места нахождения юридического лица и его почтового адреса. Внесение ясности в точное определение места нахождения юридического лица позволяет однозначно решать вопрос о месте регистрации юридического лица.
Кроме того, следовало бы предусмотреть порядок публикации регистрирующими органами сведений о государственной регистрации юридических лиц, правила определения официального печатного издания конкретного регистрирующего органа, нормы об аутентичности экземпляров учредительных документов, сданных в регистрирующий орган, и о приоритете их над другими экземплярами.
Отметить можно также и крайне неудовлетворительный уровень юридической техники и слабый профессиональный язык, что недопустимо для федерального закона, тем более такого значимого.
Особую практическую ценность представляет решение вопроса о возможности внесудебной отмены государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, совершаемой на основе заявления уполномоченного органа организации. Основная проблема, ждущая своего разрешения, - определение условий и оснований для внесудебной отмены изменений, а также установление порядка принятия решения соответствующим органом юридического лица в соотношении с ранее принятым решением (уровень органа, соотношение голосов и пр). Но еще более рельефно эта проблема проявляется при реорганизации юридических лиц, где также до сих пор не решен вопрос о возможности добровольной отмены решений органа юридического лица о реорганизации.
С учетом потребностей общества и спецификой российского предпринимательства наиболее актуальной целью государственной регистрации юридических лиц представляется создание "барьера" для приобретения статуса юридического лица субъектом, не имеющим в качестве цели создания юридического лица осуществление деятельности в соответствии с законодательством, другими словами - не допустить в гражданский оборот организации с заведомыми "пороками цели создания", а также обеспечить наиболее эффективный государственный контроль за созданием и деятельностью юридических лиц, возможность свободного доступа к сведениям о юридическом лице (разумеется, в строго определенных рамках).
Основные правовые системы современности. ясностью тлько тогда, когда мы посмотрим на них со стороны, выйдем из рамо нн
Список использованной литературы
Нормативные акты и иные официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Российская Федерация. Закон. Гражданский Кодекс (часть первая) (с изм. и доп. от 26.01.1996, 21.03.2005): Федер. закон от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32.
3. Российская Федерация. Закон. Гражданский кодекс (часть вторая) (с изм. и доп. от 26.01.1996, 21.03.2005): Федер. закон от 26 января 1996. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. № 5.
4. Российская Федерация. Закон. Арбитражный процессуальный кодекс (с изм. от 28.07.2004, 31.03.2005): Федер. закон от 24 июля 2002. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30.
5. Российская Федерация. Закон. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изм. от 25.04.2002, 22.04.2005): Федер. закон от 30 декабря 2001. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1.
6. Российская Федерация. Закон. Налоговый кодекс (часть первая) (с изм. и доп. от 30.03.1999, 30.12.2004): Федер. закон от 31.07.1998. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31.
7. Российская Федерации. Закон. Уголовный кодекс (с изм. и доп. от 27.05.1998, 28.12.2004): Федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25.
8. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федер. закон от 8 августа 2001. № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23 июня, 8, 23 декабря 2003, 2 ноября 2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 33 (Часть 1).
9. О несостоятельности (банкротстве): Федер. закон от 26 октября 2002. № 127-ФЗ (с изм. от 22 августа, 29, 31 декабря 2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 43.
10. О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: федер. закон от 6 мая 1998. № 70-ФЗ (с изм. от 30.12.2001) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 19.
11. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров: федер. закон от 23 сентября 1992. № 3520-1 (с изм. и доп. от 27 декабря 2000, 24 декабря 2002) // Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. № 42.
12. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации": федер. закон от 11 июля 1997. № 97-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. № 28.
13. Об общественных объединениях: федер. закон от 19 мая 1995. № 82-ФЗ (с изм. от 17.05.1997, 02.11 2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 21.
14. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федер. закон от 11 августа 1995. № 82-ФЗ (с изм. от 17.05.1997, 02.11 2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 21.
15. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12 января 1996 № 7 ФЗ (с изм. от 26.11.1998, 23.12.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3.
16. О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 8 августа 2001 № 128-ФЗ) (с изм. и доп. от 13.03.2002, 21.03.2005) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 33 (Часть 1). - Ст.3430.
17. О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц: постановление Правительства РФ от 19 июня 2002, № 442 // Справочная правовая система ГАРАНТ. Платформа F 1. (по сост. на 12.11 2005) (электронный ресурс).
18. О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002, № 438 и от 16 октября 2003, № 630: постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004. // Справочная правовая система ГАРАНТ. Платформа F 1. (по сост. на 12.11 2005) (электронный ресурс).
19. О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004. № 110 // Справочная правовая система ГАРАНТ. Платформа F 1. (по сост. на 12.11 2005) (электронный ресурс).
20. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей: постановление Правительства РФ от 19 июня 2002. № 439 (с изм. и доп. от 6 февраля, 16 октября 2003, 26 февраля 2004) // Справочная правовая система ГАРАНТ. Платформа F 1. (по сост. на 12.11 2005) (электронный ресурс).
21. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 января 1997. № 135/14 // Справочная правовая система ГАРАНТ. Платформа F 1. (по сост. на 12.11 2005) (электронный ресурс).
22. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2003. № Ф08-2947/03 // Справочная правовая система ГАРАНТ. Платформа F 1. (по сост. на 12.11 2005) (электронный ресурс).
Научная и учебная литература:
23. Бессо Л. Торговый реестр: организация и функционирование /Бессо Л. // Нотариальный вестник. - 2007. № 3.
24. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве / Братусь С.Н. - М., 1947.
25. Букаев Г.И. Государственную регистрацию юридических лиц поручено проводить Министерству Российской Федерации по налогам и сборам / Букаев Г.И. // Библиотечка Российской газеты. - 2006. - № 15.
26. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий. Часть первая / Под ред. Абовой Т.Е. и Кабалкина А.Ю. - М.: Юрайт-Издат, 2007.
27. Гражданское право. Том 1. Учебник / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Проспект, 2006.
28. Гражданское право. Том 1. / под ред. Суханова Е.А. - М.: Волтерс Клувер, 2005.
29. Давид Р. Основные правовые системы современности / Давид Р. - М., 1988.
30. Долинская В.В. Торговые товарищества: сравнительный анализ / Долинская В.В. // Вестник Моск. ун-та. сер.11. Право. - 1992. - № 3.
31. Ершова И. создание коммерческой организации / Ершова И. // Закон. - 2001. - № 8.
32. Закупень Т.В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Научно-практическое пособие / Закупень Т.В. - М.: Изд-во "НОРМА", 2001.
33. Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" / Залесский В.В. - М., 2003.
34. Зыкова И.В. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц": взгляд на некоторые проблемы / Зыкова И.В. // Национальный институт бизнеса. Сборник научных статей преподавателей юридического факультета. - М.: 2002.
35. Зыкова И.В. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц": надежды и реальность / Зыкова И.В. // Законодательство и экономика. - М.: 2001.
36. Козлова Н.В. Учредительный договор о создании коммерческих обществ и товариществ / Козлова Н.В. - М, 1994.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13