Правовой статус образовательных учреждений

Правовой статус образовательных учреждений

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Стр. 3



Глава 1. Образовательное учреждение – субъект гражданского права


Стр. 10



Глава 2. Участие образовательного учреждения в имущественных правоотношениях


Стр. 29



Список использованных источников и литературы

Стр. 72



Приложение № 1

Стр. 82



Приложение № 2

Стр. 87



Приложение № 3

Стр. 91

Введение.

С момента зарождения человечества сразу возникла необходимость передачи накопленного опыта последующим поколениям. Передача и получение опыта (информации) всегда продолжительно во времени, и никакие  технические изобретения (грифельная доска, книгопечатание, компьютер) ни в состоянии существенно уменьшить это время.

Единственный выход, который удалось найти человеку – это организация целенаправленного процесса обучения, который осуществляется в школах и университетах. С возникновением учебных заведений появилась потребность в урегулировании этого процесса и правоотношений, возникающих в результате его реализации. Правоотношений между школой и учеником, университетом и студентом, учителем и учеником.

В настоящее время регулирование образовательного процесса осуществляет государство, создавая образовательные учреждения, которые занимают особое место в системе общественного развития, что не удивительно. Ведь  на каждом этапе развития общества образование являлось важнейшим фактором экономического, социального и культурного прогресса, необходимой предпосылкой полноценного развития каждого индивидуума, его благополучия. Недаром  право на образование занимает одно из центральных мест в комплексе прав человека и закреплено в Конституции России. Можно даже сказать, что это право стало естественным. Право на образование, в современных условиях, реализуется в образовательных учреждениях.

Успешное развитие любого общества немыслимо сегодня без школы и университета. 

Образовательное учреждение – это своеобразное зеркало развития общества, по настоящему развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. К сожалению, в нашей стране государство не уделяет должного внимания развитию образования, в то время как в его руках находится важнейший инструмент, с помощью которого оно может содействовать его прогрессу. Таким инструментом является право, которое в состоянии помочь решению проблем развития  образовательных учреждений, которых на данный момент накопилось достаточно. И автор в данной работе через комплексное рассмотрение наиболее узловых вопросов правового статуса образовательных учреждений попытается выявить сложности, возникающие в процессе деятельности учебных заведений и внести практические и теоретические предложения, которые позволят смягчить существующие проблемы.

Нужно также отметить, что несмотря на то, что образовательные учреждения часто обвиняют в консерватизме, образование само по себе динамично, и поэтому законодательство  в сфере образования также должно обладать определённой динамикой развития, чтобы успевать приспосабливаться за изменяющимися потребностями образовательного процесса, но пока российское законодательство отстаёт от них.

Поэтому, изучение правового положения образовательных учреждений в настоящее время представляется весьма актуальным, поскольку обусловлено рядом существенных проблем, связанных с  деятельностью образовательных учреждений, и взаимоотношениями этого юридического лица с собственником его имущества.

Важность предлагаемой темы дипломной работы обусловлена и тем, что система образования России затрагивает каждого из нас. Вступив в  XXI  в.  большинство  россиян  учатся. Только в общеобразовательных учреждениях обучаются свыше 21 млн. детей[1].


***

Законодательное регулирование правового положения образовательных учреждений осуществляется как федеральными законами, так и подзаконными нормативно-правовыми актами.

Центральное  положение  в  законодательстве  об  образовании занимает Закон об образовании -  Федеральный  закон,  принятый  по предмету  совместного  ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. «е» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

Закон устанавливает  общие  принципы  и  правила,  регулирующие все виды правоотношений   в   области   образования,   возникающие    между      работниками   сферы   управления   образованием,   педагогическими  работниками,  обучающимися,  родителями; между руководителем образовательного учреждения и учредителями,  учебным заведением и другими организациями.

Являясь по существу базовым, определяя наиболее общие правовые нормы  в  сфере  образования,  настоящий  Закон дал мощный импульс развитию законотворчества как на  федеральном  уровне, так и на уровне субъектов Российской  Федерации. В частности, принят Федеральный закон  «О  высшем  и  послевузовском  профессиональном      образовании» от 22 августа 1996 года (далее – Закон о высшем образовании). Постановлениями Правительства РФ утверждены типовые положения  об  образовательных      учреждениях  различных форм и видов, государственные образовательные  стандарты.

Во многих субъектах России приняты свои законы об образовании[2].  В них есть как  общие,  так  и специфические нормы.  Создаются многочисленные нормативные акты по отдельным проблемам образовательного  процесса  с учетом региональных и национальных особенностей.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском  профессиональном образовании» содержит системное регулирование отношений, связанных с получением  высшего  профессионального  образования,  а   также  отношений,  в  которые  вступают специалисты в процессе обучения в аспирантуре, докторантуре, использования иных форм послевузовского  образования   и  получения  ученых  степеней  и  званий.  Основное      содержание настоящего  Закона  составляют  нормативно  -  правовые предписания, закрепляющие:

1) систему    высшего  и  послевузовского образования (государственные   образовательные   стандарты  и  образовательные  программы,  высшие учебные заведения и образовательные учреждения, имеющие   лицензии,   научные,   проектные  и  иные  учреждения  и      организации,   органы   управления   высшим    и    послевузовским образованием и др.);

2) правовой статус субъектов учебной и научной деятельности  в системе высшего и послевузовского образования;

3) субъекты  и   порядок   управления   системой   высшего   и   послевузовского образования;

4) экономические (в том числе и отношения собственности)  и  международные  отношения  вузов и  иных субъектов образовательного процесса.

Из вышеизложенного видно, что и Закон об образовании и Закон о высшем образовании содержат нормы гражданского права, которые определяют особенности правового положения учреждений данного вида. Общие нормы, регулирующие правовое положение образовательных учреждений содержатся в  Гражданском кодексе.

 В Гражданском кодексе содержатся базовые понятия о правосубъектности учреждений (в том числе и образовательных). В нём даётся  законодательное определение понятия учреждение, установлены рамки правоспособности учреждений, регулируются их имущественные права и обязанности.

В научной литературе отсутствует должная разработка проблем правового статуса образовательного учреждения, но есть ряд работ, которые касаются отдельных вопросов правового статуса учреждений и некоммерческих организаций, которые и были взяты за теоретическую основу для написания данной работы.

Наиболее основательными представляются работы В.И. Шкатуллы, автора комментария к Закону об образовании и автора  статьи «Договор на образование: значение и содержание», опубликованной в десятом номере Журнала российского права за 2000 год.

В указанной статье даётся характеристика порядка заключения, формы, содержания договора на образование, условия его расторжения и изменения. Пристальное внимание уделено принципам и значению договора на современном этапе развития российского образования. Также автором вносятся конкретные предложения по улучшению состояния образовательного законодательства применительно к потребностям современной школы.

Участию учреждений в имущественном гражданском обороте посвящена статья Леоновой Г.Б.[3], в данной работе содержатся положения, затрагивающие аспекты правового положения имущества образовательных учреждений. Автор также уделяет внимание вопросам о праве собственности и пределах осуществления субъективных прав учреждений, управления и финансирования, взаимоотношения между учреждением и собственником, закреплённого за ним имущества. Даётся сравнительная характеристика понятия права оперативного управления и права хозяйственного ведения.

Заслуживает внимания статья Беляева К.П. «О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве», опубликованная в сборнике «Актуальные проблемы гражданского права» под редакцией Алексеева С.С. в 2000 году[4]. В своей работе автор уделяет внимание участию некоммерческих организаций (которыми являются и образовательные учреждения) в предпринимательской деятельности,  в имущественных отношениях.

Поскольку в своих работах указанные авторы рассматривают аспекты правового положения учреждений в ряду других организаций, не выделяя при этом образовательные учреждения особо, автор данной дипломной работы попытался комплексно рассмотреть вопросы правового статуса учебных заведений и ставит  перед собой следующие цели и задачи:

1.    Дать определение понятию образовательное учреждение, выделить его признаки.

2.    Указать особенности финансирования и управления образовательного учреждения.

3.    Охарактеризовать содержание учредительных документов учебного заведения, права и обязанности учредителя (учредителей), порядок назначения руководителя образовательного учреждения.

4.    Раскрыть содержание понятия оперативного управления и правомочий образовательного учреждения в отношении закреплённого за ним имущества и имущества, полученного в результате приносящей доходы деятельности.

5.    Выявить особенности гражданско-правовой ответственности учебного заведения по своим обязательствам.

6.    Охарактеризовать участие образовательного учреждения в гражданско-договорных отношениях и предпринимательской деятельности.

7.    Попытаться выявить существующие недостатки законодательства в области образовательной деятельности и пути их разрешения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты