Правовой статус образовательных учреждений
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Стр. 3
Глава 1. Образовательное учреждение – субъект гражданского права
Стр. 10
Глава 2. Участие образовательного учреждения в имущественных правоотношениях
Стр. 29
Список использованных источников и литературы
Стр. 72
Приложение № 1
Стр. 82
Приложение № 2
Стр. 87
Приложение № 3
Стр. 91
Введение.
С момента зарождения человечества сразу возникла необходимость передачи накопленного опыта последующим поколениям. Передача и получение опыта (информации) всегда продолжительно во времени, и никакие технические изобретения (грифельная доска, книгопечатание, компьютер) ни в состоянии существенно уменьшить это время.
Единственный выход, который удалось найти человеку – это организация целенаправленного процесса обучения, который осуществляется в школах и университетах. С возникновением учебных заведений появилась потребность в урегулировании этого процесса и правоотношений, возникающих в результате его реализации. Правоотношений между школой и учеником, университетом и студентом, учителем и учеником.
В настоящее время регулирование образовательного процесса осуществляет государство, создавая образовательные учреждения, которые занимают особое место в системе общественного развития, что не удивительно. Ведь на каждом этапе развития общества образование являлось важнейшим фактором экономического, социального и культурного прогресса, необходимой предпосылкой полноценного развития каждого индивидуума, его благополучия. Недаром право на образование занимает одно из центральных мест в комплексе прав человека и закреплено в Конституции России. Можно даже сказать, что это право стало естественным. Право на образование, в современных условиях, реализуется в образовательных учреждениях.
Успешное развитие любого общества немыслимо сегодня без школы и университета.
Образовательное учреждение – это своеобразное зеркало развития общества, по настоящему развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. К сожалению, в нашей стране государство не уделяет должного внимания развитию образования, в то время как в его руках находится важнейший инструмент, с помощью которого оно может содействовать его прогрессу. Таким инструментом является право, которое в состоянии помочь решению проблем развития образовательных учреждений, которых на данный момент накопилось достаточно. И автор в данной работе через комплексное рассмотрение наиболее узловых вопросов правового статуса образовательных учреждений попытается выявить сложности, возникающие в процессе деятельности учебных заведений и внести практические и теоретические предложения, которые позволят смягчить существующие проблемы.
Нужно также отметить, что несмотря на то, что образовательные учреждения часто обвиняют в консерватизме, образование само по себе динамично, и поэтому законодательство в сфере образования также должно обладать определённой динамикой развития, чтобы успевать приспосабливаться за изменяющимися потребностями образовательного процесса, но пока российское законодательство отстаёт от них.
Поэтому, изучение правового положения образовательных учреждений в настоящее время представляется весьма актуальным, поскольку обусловлено рядом существенных проблем, связанных с деятельностью образовательных учреждений, и взаимоотношениями этого юридического лица с собственником его имущества.
Важность предлагаемой темы дипломной работы обусловлена и тем, что система образования России затрагивает каждого из нас. Вступив в XXI в. большинство россиян учатся. Только в общеобразовательных учреждениях обучаются свыше 21 млн. детей[1].
***
Законодательное регулирование правового положения образовательных учреждений осуществляется как федеральными законами, так и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Центральное положение в законодательстве об образовании занимает Закон об образовании - Федеральный закон, принятый по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. «е» ч.1 ст.72 Конституции РФ).
Закон устанавливает общие принципы и правила, регулирующие все виды правоотношений в области образования, возникающие между работниками сферы управления образованием, педагогическими работниками, обучающимися, родителями; между руководителем образовательного учреждения и учредителями, учебным заведением и другими организациями.
Являясь по существу базовым, определяя наиболее общие правовые нормы в сфере образования, настоящий Закон дал мощный импульс развитию законотворчества как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В частности, принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года (далее – Закон о высшем образовании). Постановлениями Правительства РФ утверждены типовые положения об образовательных учреждениях различных форм и видов, государственные образовательные стандарты.
Во многих субъектах России приняты свои законы об образовании[2]. В них есть как общие, так и специфические нормы. Создаются многочисленные нормативные акты по отдельным проблемам образовательного процесса с учетом региональных и национальных особенностей.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» содержит системное регулирование отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, а также отношений, в которые вступают специалисты в процессе обучения в аспирантуре, докторантуре, использования иных форм послевузовского образования и получения ученых степеней и званий. Основное содержание настоящего Закона составляют нормативно - правовые предписания, закрепляющие:
1) систему высшего и послевузовского образования (государственные образовательные стандарты и образовательные программы, высшие учебные заведения и образовательные учреждения, имеющие лицензии, научные, проектные и иные учреждения и организации, органы управления высшим и послевузовским образованием и др.);
2) правовой статус субъектов учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского образования;
3) субъекты и порядок управления системой высшего и послевузовского образования;
4) экономические (в том числе и отношения собственности) и международные отношения вузов и иных субъектов образовательного процесса.
Из вышеизложенного видно, что и Закон об образовании и Закон о высшем образовании содержат нормы гражданского права, которые определяют особенности правового положения учреждений данного вида. Общие нормы, регулирующие правовое положение образовательных учреждений содержатся в Гражданском кодексе.
В Гражданском кодексе содержатся базовые понятия о правосубъектности учреждений (в том числе и образовательных). В нём даётся законодательное определение понятия учреждение, установлены рамки правоспособности учреждений, регулируются их имущественные права и обязанности.
В научной литературе отсутствует должная разработка проблем правового статуса образовательного учреждения, но есть ряд работ, которые касаются отдельных вопросов правового статуса учреждений и некоммерческих организаций, которые и были взяты за теоретическую основу для написания данной работы.
Наиболее основательными представляются работы В.И. Шкатуллы, автора комментария к Закону об образовании и автора статьи «Договор на образование: значение и содержание», опубликованной в десятом номере Журнала российского права за 2000 год.
В указанной статье даётся характеристика порядка заключения, формы, содержания договора на образование, условия его расторжения и изменения. Пристальное внимание уделено принципам и значению договора на современном этапе развития российского образования. Также автором вносятся конкретные предложения по улучшению состояния образовательного законодательства применительно к потребностям современной школы.
Участию учреждений в имущественном гражданском обороте посвящена статья Леоновой Г.Б.[3], в данной работе содержатся положения, затрагивающие аспекты правового положения имущества образовательных учреждений. Автор также уделяет внимание вопросам о праве собственности и пределах осуществления субъективных прав учреждений, управления и финансирования, взаимоотношения между учреждением и собственником, закреплённого за ним имущества. Даётся сравнительная характеристика понятия права оперативного управления и права хозяйственного ведения.
Заслуживает внимания статья Беляева К.П. «О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве», опубликованная в сборнике «Актуальные проблемы гражданского права» под редакцией Алексеева С.С. в 2000 году[4]. В своей работе автор уделяет внимание участию некоммерческих организаций (которыми являются и образовательные учреждения) в предпринимательской деятельности, в имущественных отношениях.
Поскольку в своих работах указанные авторы рассматривают аспекты правового положения учреждений в ряду других организаций, не выделяя при этом образовательные учреждения особо, автор данной дипломной работы попытался комплексно рассмотреть вопросы правового статуса учебных заведений и ставит перед собой следующие цели и задачи:
1. Дать определение понятию образовательное учреждение, выделить его признаки.
2. Указать особенности финансирования и управления образовательного учреждения.
3. Охарактеризовать содержание учредительных документов учебного заведения, права и обязанности учредителя (учредителей), порядок назначения руководителя образовательного учреждения.
4. Раскрыть содержание понятия оперативного управления и правомочий образовательного учреждения в отношении закреплённого за ним имущества и имущества, полученного в результате приносящей доходы деятельности.
5. Выявить особенности гражданско-правовой ответственности учебного заведения по своим обязательствам.
6. Охарактеризовать участие образовательного учреждения в гражданско-договорных отношениях и предпринимательской деятельности.
7. Попытаться выявить существующие недостатки законодательства в области образовательной деятельности и пути их разрешения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12