Правовой статус образовательных учреждений

договор между детским садом и школой

ê

договор между школой и вузом

ê

договор между вузом и производством

 

Таким образом будет формироваться единый узел специалистов, то есть речь идёт о создании мощной интеллектуальной базы и более грамотного состава кадров для работы во всех сферах жизнедеятельности государства в широком смысле этого слова.

В целом, значение договора на образование, помимо уже отмеченных моментов, можно свести к следующим положениям: договор на образование позволит: 1) демократизировать отношения в образовании; 2) даст стимул к развитию и укреплению основ правового государства; 3) повысит качество образования и работы школы; 4) более полно обеспечит право на образование; 5) создать условия для защиты права на образование.

Также хотелось бы назвать основные принципы, на которых должен базироваться договор на образование:

·        свобода договора;

·        судебная защита нарушенных прав;

·        недопустимость произвольного вмешательства третьей стороны в договорные отношения;

·        приоритетность защиты жизни и здоровья обучающихся;

·        недопустимость идеологического воздействия на обучающихся[53].

Одной из форм участия образовательного учреждения в гражданском обороте является его предпринимательская деятельность.

Ещё совсем недавно на вопрос «Может ли школа (университет) заниматься торговлей или предпринимательством?» ответ был бы категоричным и резко отрицательным. И это мнение было основано на законе. Да и сейчас нередко органы управления образованием, общественность с осуждением  оценивают  предпринимательскую деятельность образовательного учреждения,  что, на наш взгляд, является большой ошибкой, но вполне объяснимой, так как сознание (в том числе и правовое) по инерции консервативно. Известно, конечно, что принят новый Гражданский кодекс РФ, и по этому Кодексу учебные заведения, будучи учреждениями, т.е. особым субъектом права, признаются некоммерческими организациями. Последние в отличие от коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК).

Правовой стереотип – образовательные учреждения не вправе заниматься бизнесом - был поколеблен, но не разрушен, поскольку установлены ограничения для ведения предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность,   в   отличие   от  платных      образовательных услуг,  осуществляется образовательным учреждением с одной целью - получить дополнительный доход. Разрешение учредителя (учредителей) на    реализацию своего права на предпринимательскую  деятельность  образовательному  учреждению не требуется.  Виды деятельности обязательно должны  быть  указаны в  уставе. Этот перечень можно изменять, изменяя устав.

Предпринимательская деятельность образовательного учреждения - это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ). Согласно указанной статье ГК   предприниматель должен быть зарегистрирован в этом качестве. Регистрация образовательного   учреждения  дает ему  право заниматься предпринимательской деятельностью.

Видами предпринимательской деятельности  образовательного учреждения являются:

реализация и  сдача  в  аренду  основных  фондов  и  имущества      образовательного учреждения;

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие  в деятельности других учреждений (в том числе      образовательных) и организаций;

приобретение акций,  облигаций,  иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

 ведение приносящих доход  иных  внереализационных  операций,      непосредственно   не   связанных  с собственным производством      предусмотренных   уставом   продукции,   работ,   услуг   и  с  их  реализацией (ст.47 Закона об образовании).

Отсюда вопрос: вправе ли образовательное учреждение предусмотреть в своем уставе занятие такими видами предпринимательской деятельности, которые не названы в законе? Иначе говоря, вправе ли учреждение заниматься любыми иными видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом? Очевидно, нет, так как образовательное учреждение обладает специальной (уставной) правоспособностью. Это означает, что оно вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в его уставе. В свою очередь в этом документе могут быть зафиксированы только такие виды предпринимательской деятельности, которые прямо разрешены законом. Так, если заходит речь о внешнеэкономической деятельности образовательного учреждения, упоминают законоположение: образовательные учреждения имеют право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями (ст. 57 Закона об образовании). Его трактуют в том смысле, что в данном случае имеется в виду установление «связей» в области науки, образования и в иных сферах интеллектуальной деятельности, где действуют авторское, патентное право и право интеллектуальной собственности.

Но к этому нужно добавить, что согласно ст. 58 указанного Закона образовательные учреждения имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Валютные средства, полученные образовательным учреждением от внешнеэкономической деятельности, принадлежат ему на «праве собственности» или поступают в его оперативное управление и изъятию не подлежат.

Образовательное  учреждение   может   использовать для осуществления  предпринимательской деятельности свои помещения,  а также арендовать другие помещения.

Реализацию   своего   права   на   предпринимательскую деятельность     образовательному     учреждению     целесообразно урегулировать,   разработав  положение  о  предпринимательской  деятельности.    В    положении     можно     дать     определение предпринимательской  деятельности,  перечислить  их цели,  порядок      распределения полученных доходов.

В то же время предпринимательская  деятельность  требует  определенной      подготовки   и   способностей,   поэтому   нередко во многих образовательных   учреждениях   принимают  на  работу  заместителя руководителя по предпринимательской или коммерческой деятельности. (Такое  право у образовательного учреждения, есть согласно ст.  32  Закона об образовании -  оно   самостоятельно   устанавливает   штатное расписание.)  Оплата  работы  этого  заместителя  осуществляется из  полученных доходов.  Таких заместителей может быть  несколько,  по  разным  направлениям  коммерческой  деятельности.  Нередко  на эту  должность принимаются профессионалы,  имеющие опыт и успехи в этой      деятельности. В этом случае педагогический персонал не участвует в      предпринимательской деятельности[54].

Учредитель или органы местного самоуправления имеют право      приостанавливать предпринимательскую деятельность образовательного      учреждения  своим  предписанием при условии,  что она идет в ущерб      образовательной деятельности,  предусмотренной уставом. Например,      образовательное учреждение сдало в аренду столько помещений, что в      результате ухудшились условия обучения. Приостанавливая деятельность    образовательного   учреждения, следует    учитывать    его    обязательства    и    имущественную  ответственность по договорам.          Образовательное учреждение имеет право обжаловать  предписание о приостановлении его деятельности в суд.

Ещё раз касаясь проблемы сдачи образовательным учреждением помещений в  аренду, в рамках осуществления предпринимательской деятельности,  хотелось бы указать на  возможность возникновения спора по вопросу о распределении прибылей между учреждением и собственником имущества. Предположим, что государственное высшее учебное заведение с согласия Минобразования сдает в аренду имущество и получает доход. Обязано ли оно передавать часть дохода министерству? Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что правоположение в п. 5 ст. 43 Закона об образовании изложено так: образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода, и в этом случае собственник получает право на часть дохода.

Между тем деятельность учреждения, как и любой иной коммерческой организации, должна подчиняться следующему принципу: тот, кто учредил данную организацию, наделив ее имуществом и утвердив устав, не вправе прямо или косвенно участвовать в ее доходах. Иными словами, учредитель некоммерческой организации не выступает по отношению к ней в качестве предпринимателя. В ГК вуз признается некоммерческой организацией. Следовательно, было бы логичным считать, что этот принцип функционирования некоммерческой организации применяется к образовательному учреждению, так как оно такой организацией и является. Но согласно ст. 48 ГК к юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, относятся: общественные и религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Что касается образовательных учреждений, то их учредители имеют право собственности и иное вещное право. Значит, собственник вправе претендовать на часть дохода.

И ещё один спорный вопрос. Нарушает ли вуз Закон, когда создает в своей структуре юридические лица под различными фирменными наименованиями? В. Семеусов, заведующий кафедрой Иркутской государственной экономической академии, доктор юридических наук, профессор, считает, что ответ можно дать отрицательный. И объясняет это так: по Закону об образовании в своей предпринимательской деятельности вуз приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. Это означает, что к такой деятельности образовательных учреждений применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Последние же вправе создавать другие юридические лица[55].

Таким образом, учреждение вправе само создавать другие юридические лица, но лишь на базе обособленного, персонифицированного имущества, полученного на доходы от предпринимательской деятельности и имеющего вследствие этого особый правовой режим.

В заключение можно отметить, что предпринимательская деятельность образовательных учреждений в принципе расходится с их природой, то есть учреждения заведомо создаются для иной, не связанной с предпринимательством деятельности. Но, поскольку в современных условиях получение образовательным учреждением дополнительной прибыли только облегчает образовательный процесс и она (прибыль) покрывает расходы связанные с реализацией задач деятельности образовательных учреждений, постольку можно считать, что закрепление такой возможности за учебными заведениями в ГК РФ носит прогрессивный характер. В то же время закон ограничивает предпринимательскую деятельность целями, ради которых создаются школы и университеты и в силу этого участие этих юридических лиц, как в предпринимательской деятельности, так и в имущественном правообороте носит ограниченный характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты