Правовой статус образовательных учреждений

[1] Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании»/Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла.-М.:Юрист,1998, с.5.

[2]  Например, законы  об  образовании  были  приняты  в   Алтайском, Красноярском  краях,  в Архангельской,  Владимирской,  Московской, Челябинской  областях,  в  республиках  Татарстан,   Башкортостан, Бурятия,  Кабардино - Балкария,  Карелия,  Коми,  Марий Эл,  Саха (Якутия),  Удмуртия,  Хакасия,   Чувашия,   Ханты - Мансийском автономном   округе.  

[3] Леонова Г.Б. Учреждение как субъект гражданского права//«Вестник Московского университета», Серия 11, Право, 1998, №1.

[4] Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве// Актуальные проблемы гражданского права/Под ред. С.С. Алексеева; Исследовательский центр частного права. Уральский филиал. Российская школа частного права. Уральское отделение. – М.: «Статут», 2000.  С. 35-48

[5] Письмо Минобразования РФ от 8 июня 1998 г. «О статусе образовательных учреждений»//СПС Гарант-максимум. Версия от 12.03.2001.

[6] Система образования города Барнаула (информационный сборник). Барнаул: ГИПП Алтай, 2000.

[7]  К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

         9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (п.4 ст.12 Закона об образовании).

[8] Отказать в приёме общеобразовательное учреждение  может  только в двух случаях:

а) если лица не проживают на данной территории;

б) при отсутствии свободных мест (п. 47 Типового положения об общеобразовательных учреждениях).

[9] Договор между образовательным учреждением и учредителем (уредителями) является одним из учредительных документов учебного заведения. Подробнее о договоре смотри ниже.

[10] Комментарий к Закону РФ «Об образовании»/Отв. ред. профессор В.И.Шкатулла.-М.: Юристъ, 1998.-с.313.

[11] Гражданское право:  Учебник / Под  ред.  А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.   М., 1997. Ч. 1. С. 148.

[12] Леонова Г.Б. Учреждение как субъект гражданского права //Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1998, N 1.

[13] Суханов Е.А. полагает, что решение собственника о создании учреждения не является учредительным документом, отмечая при этом, что в п.1 ст.14 Закона о некоммерческих организациях даётся ошибочное отождествление учредительных документов (курсив везде мой - А.С.) с документами, предоставляемыми для регистрации некоммерческой организации. См. Гражданское право: учебник/ Под ред. Суханова Е.А. М.,1998. Т.1, с.267.

[14] В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.   Так, во исполнение п. 2 ст. 11 Закона об образовании  (образовательные   учреждения всех типов и видов,  реализующие  военные  профессиональные   образовательные программы, создаются  только Правительством Российской   Федерации)  Правительство  России   приняло    Положение   о   военных   музыкальных училищах  и  кадетских корпусах,  в котором,  к сожалению,   вообще не упоминается о правовом режиме имущества этих учреждений.


[15] Негосударственным образовательным учреждением (за исключением вузов) руководит непосредственно учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем (п. 1 ст. 36 Закона об образовании).

[16]  Закон  об  образовании   (п. 4  ст. 35);  постановление  Правительства   Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. "Об утверждении Положения  о   статусе ректора государственного высшего учебного заведения" // СЗ РФ.   1996. N 40. Ст. 4647.

[17] Некоторые исследователи вполне справедливо полагают, заключение такого договора учредителя с созданным им учреждением вовсе не требуется, так как собственник самостоятельно определяет условия использования своего имущества. См. Гражданское право: учебник/ Под ред. Суханова Е.А. М.,1998. Т.1, с.267.

[18] Леонова Г.Б. Учреждение как субъект гражданского права //Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1998, N 1.

[19] Там же.

[20] Постановления Правительства Российской Федерации от 12марта 1997г., от 31 августа 1994г., от 26 июня 1993г.//СПС Гарант-классик. Версия от 12.03.2001.

[21] Комментарий к Закону РФ «Об образовании»/Отв. ред. профессор В.И.Шкатулла. - М.: Юристъ, 1998.-с.146-147.


[22] Венедиктов  А.В.     Государственная    социалистическая   собственность. М.; Л., 1948.

[23]Категория оперативного управления, разработанная А.В. Венедиктовым  по поводу отношений государственной собственности, со временем  вышла  за пределы, намеченные ее автором.  Уже в 80-е годы  она  применялась  не  только  к  государственной,  но  и  к  иным  формам   социалистической собственности (см., напр., ст. 261 Основ гражданского законодательства  1961 г., ч. 2 ст. 117, ст. 193, ч. 2 ст. 237 ГК РСФСР 1964 г.). В этом же  направлении   идет   и   развитие    современного     гражданского законодательства.  С  точки зрения Леоновой Г.Б. (см. Леонова Г.Б. Учреждение как субъект гражданского права//Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1998, N 1) такой подход  не совсем точно отражает   изменившиеся  экономические  условия.  Представляется,  что  конструкция  права оперативного управления должна применяться лишь при реализации государственной или муниципальной собственности. В  тех  же случаях,  когда учреждение  создается  только  на  базе  собственности  частных лиц, возможно, следует  вообще  отказаться от использования конструкции юридического лица-несобственника.

[24] Право  собственности  и  иные  вещные  права.   Способы   их    защиты  (комментарий к новому ГК) // Правовые нормы о предпринимательстве. М., 1996.  Вып. 3.  С. 76.

[25] Комментарий  части первой  Гражданского кодекса Российской Федерации./Под ред. В. Д. Карповича. М.,  1995. С.110.

[26]  Еще  А.В. Венедиктов  отмечал, что проведение  в жизнь полного запрета   сдачи одним из государственных предприятий  его  оборудования  другому оказалось  неосуществимым;    на  основе  действовавшего  в  то  время законодательства и анализа арбитражной практики  он доказал, что сдача излишнего оборудования в аренду вполне допустима (см.: Венедиктов В.А.  Указ. соч. С. 440.  См.  также:  Корнеев С.М.   Право  государственной   социалистической собственности в СССР. М., 1964. С.256).

[27] Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. "О Казанском  технологическом университете"// Российская газета. 1997. 25  июня.

[28] Ликвидация учреждения возможна только по основаниям, предусмотренным  п. 4 ст. 61 ГК.  Учреждение  не  может  быть  ликвидировано вследствие  признания его несостоятельным (банкротом). При  ликвидации  образовательного  учреждения   денежные средства и иные объекты собственности,  которые принадлежат ему на праве собственности,  направляются на цели  развития  образования, которые  должны  быть  определены  в  его уставе.  Эта обязанность ограничивает права образовательного учреждения  как  собственника, так как оно не может, например, продав это имущество, распределить вырученные денежные средства между работниками.

[29] См.: Письмо Минобразования РФ от 23 декабря 1997 г. N 65 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации»; Письмо Минобразования РФ от 8 июня 1998 г. N 30 «О статусе образовательных учреждений»//СПС Гарант максимум от 12.03.2001.


[30] Гражданское право:  Учебник /  Под ред.  А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. Ч. 1. С. 357.

[31] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации,  части первой / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1997. С. 321.

[32] Комментарий  части первой  Гражданского кодекса Российской Федерации /  Под ред. В. Д. Карповича. М.,  1995. С.77.

[33] Леонова Г.Б. Учреждение как субъект гражданского права //Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1998, N 1.

[34] Комментарий  части первой  Гражданского кодекса Российской Федерации /  Под ред. В. Д. Карповича. М.,  1995. С.181.

[35] Там же. С. 110.

[36] Право  собственности  и  иные  вещные  права.   Способы   их    защиты  (комментарий к новому ГК) // Правовые нормы о предпринимательстве. М., 1996.  Вып. 3.  С. 78.

[37] Согласно п.3 ст.2 Закона о высшем образовании государство финансирует обучение не менее 170 студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в России.

[38] Государственное финансирования негосударственных образовательных учреждений, возможно при наличии следующих условий:

1.                  негосударственное образовательное учреждение получило государственную аккредитацию;

2.                  негосударственное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы. К ним, согласно ст.9 Закона, относятся следующие программы:

а) дошкольного образования;

б) начального общего образования;

в) основного общего образования;

г) среднего (полного) общего образования.

Обязательный минимум каждой основной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. По дополнительной программе (в том числе и для государственных и муниципальных образовательных учреждений) государственный стандарт не устанавливается.

[39] Последнее вполне понятно, так как уровень правовой культуры в России во все времена оставлял желать лучшего, и не потому, что народ не способен усвоить элементарные правовые нормы, а скорее в силу того, что государство практически не предпринимает никаких шагов в направлении повышения уровня правовой культуры масс. Исключение составляет популяризация налогового законодательства и то, зная отношение органов государственной власти к интересам общества, которое складывалось веками, можно предположить, что такая ситуация продиктована необходимостью, заинтересованностью государства, так как уровень сбора налогов в целом по России низок, хотя можно отметить, что за последние, пожалуй два года, в решении данной проблемы наметились положительные сдвиги.

[40] Внимание автора будет сосредоточено на участии общеобразовательного учреждения в заключение договора об образовании, что обусловлено спецификой его профессиональной деятельности.

[41] Журнал российского права 2000, №10.

[42] Там же, с.55.

[43] Например, Правила оказания медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (1996г.); Правила оказания услуг телефонной связи (1997г.)//СПС Гарант максимум. Версия от 12.03.2001.

[44] Письмо Минобразования РФ от 19 июня 1998г. «О нарушениях при приёме детей в первые классы общеобразовательных учреждений»//СПС Гарант максимум.

[45] СПС Гарант максимум. Версия от 12.03.2001.

[46] Вестник образования. 1998.№10.С.24.

[47] Образование в документах. 1998.№20.С.42.

[48] Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.)//СПС Гарант максимум. Версия от 12.03.2001г.

[49] После исключения  обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления, которые совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройства или продолжения обучения в другом образовательном учреждении.

[50] Примерный договор между родителями (лицами, их заменяющими) смотри в приложении №2.

[51] Примерную форму договора о совместной деятельности смотри в приложении № 3.

[52] Нужно отметить, что такой позиции придерживается не только автор, но и многие его коллеги – работники образования.

[53] В.И. Шкатулла Договор об образовании: значение и содержание//Журнал российского права. 2000. №10, с. 61.

[54] Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании»/Отв. ред. В.И. Шкатулла. - М.: Юрист, 1998. С.365.

[55] В. Семеусов Предпринимательская деятельность в вузе// "Российская юстиция", N 10,  2000.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты