Правовой статус образовательных учреждений

По правовой природе исследуемый договор можно отнести к договорам об осуществлении права общей долевой собственности. При создании учреждения несколькими лицами имущество юридического лица принадлежит им на праве общей долевой собственности, а размер долей определяется в зависимости от участия каждого в создании учреждения и в дальнейшем финансировании его деятельности.

В целях единообразного правового положения образовательных учреждений  Правительством Российской Федерации утверждаются типовые (примерные) положения, являющиеся актами, на основе которых с учетом конкретных обстоятельств собственником принимается устав вновь создаваемого юридического лица. В области образования, в настоящее время, принято более 10 типовых (примерных) положений, регулирующих деятельность образовательных учреждений. Например, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Типовое положение о высшем учебном заведении.[20]

Частично содержание Типового положения определяет закон РФ «Об образовании»: оно должно регулировать деятельность образовательного учреждения (п.5 ст.12), в нём должен быть установлен верхний предел нагрузки педагогического работника (п.6 ст.55), также может быть предусмотрен порядок назначения руководителей муниципальных образовательных учреждений (пп.7 п.2 ст.31).

Но единообразность правового положения образовательных учреждений путём принятия Типовых положений не всегда достигается из-за того, что единой структуры положений пока не выработано.

Сравним содержание двух Типовых положений:


Типовое положение о вузе

Типовое положение об общеобразовательном учреждении

1

2

1. Вуз, его задачи и структура.

1. Общие положения.

2. Приём в вуз.

2. Организация деятельности.

3. Учебная и научная деятельность вуза.

3. Образовательный процесс.

4. Академическая свобода и автономия вуза.

4. Участники образовательного процесса.

5. Государственные обра-зовательные стандарты высшего профессиональ-ного образования.

5. Управление общеобразовательным учреждением.

6. Управление государственным вузом.

6. Имущество и средства общеобразовательного учреждения.

7. Студенты, слушатели и работники вуза.

-

8. Подготовка научно-педагогических кадров и повышение квалификации педагогических и научных работников.

-

9. Контроль за деятельностью вуза.

-

10.  Экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования

-

11. Международная деятельность вуза.

-

12. Учёт и отчётность.

-


В связи с этим, один из видных исследователей педагогического (образовательного) права кандидат юридических наук – В.И.Шкатулла, предложил следующую структуру такого положения:

1.                        Общие положения.

2.                        Порядок заключения, изменения и прекращения договора между образовательным учреждением и обучающимся.

3.                         Время обучения и время отдыха.

4.                        Нормирование образовательного процесса.

5.                        Дисциплина в образовательном процессе.

6.                        Содержание образования.

7.                        Условия обучения.

8.                        Государственные образовательные стандарты.

9.                        Управление образовательным учреждением.

10.                  Контроль за деятельностью образовательного учреждения.

11.                  Учёт и отчётность в образовательном учреждении.

12.                  Подготовка кадров и повышение квалификации.

13.                  Права, обязанности, ответственность участников образовательного процесса.

14.                  Международная деятельность образовательного учреждения.[21]

Таким образом,  В.И.Шкатулла предполагает, что типовое положение должно регулировать преимущественно педагогические отношения.

 

* * *

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что образовательное учреждение, являясь юридическим лицом, обладает определённым законом объёмом правосубъектности и, следовательно, может как с согласия собственника (собственников) его учредивших, так и самостоятельно от своего имени выступать в гражданском обороте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Участие образовательного учреждения в имущественных правоотношениях.

В отличие от подавляющего большинства юридических лиц, образовательное  учреждение не входит в число собственников принадлежащего им имущества, а, как и унитарные предприятия, является субъектом ограниченного вещного права; к последнему  относится право оперативного управления. Как известно, ограниченные вещные права производны от права собственности. В законе определены их виды, те из собственников, которые вправе установить такое вещное право, субъект, содержание субъективного права и пределы его осуществления. Никто не вправе установить вещное право, не предусмотренное законом.

Однако в зависимости от целей деятельности образовательного учреждения в законе или других правовых актах определяется, на базе какой собственности оно может быть создано. Так, только государственная собственность лежит в основе специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением (п. 2 ст. 11 Закона об образовании).

Свою деятельность образовательное учреждение осуществляет за счет денежных средств, выделяемых ему собственником. Однако для реализации поставленных целей только одного этого недостаточно, требуется иное движимое и недвижимое имущество (здания, земельные участки и др.). Поэтому при создании учреждения собственник, определяя объем финансирования, выделяет часть своего имущества и закрепляет ее за вновь созданным учреждением в качестве необходимого имущества. Если речь идет о государственной собственности, то от имени государства выделение имущества осуществляет Госкомимущество России.

Имущество  образовательного  учреждения  делится  на два вида: а) собственность учредителя (учредителей); б) имущество образовательного учреждения, полученное от осуществления приносящей доходы деятельности.

Правовой  режим  собственности  учредителя, в общих чертах,   состоит   в следующем: учредитель (учредители)    закрепляет    за    образовательным учреждением   в  целях  обеспечения  образовательной  деятельности объекты  права  собственности   -   землю,   здания,   сооружения, имущество, оборудование.  Эти отношения  фиксируются  в   договоре   между   учредителем (учредителями) и образовательным учреждением.

К договору нередко прилагают передаточный акт, в котором точно определяют  все  имущество,  которое  передается  образовательному учреждению.

Особый правовой  режим  установлен  для   земельных участков:  они  закрепляются  за  образовательными  учреждениями в  бессрочное бесплатное пользование, но, нужно отметить, что этим  правом  пользуются  лишь государственные и муниципальные образовательные учреждения.

Объекты собственности,  которые учредитель закрепляет за образовательным   учреждением,   находятся   у   него   на  правах оперативного управления согласно ст. 296 ГК РФ.

Право оперативного управления на имущество собственника возникает у учреждения с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК).

Впервые конструкция оперативного управления получила глубокую научную разработку в трудах известного советского юриста А. В. Венедиктова[22] в тот период, когда перед учеными стоял вопрос об определении правовой природы имущества, находящегося в социалистической государственной собственности и закрепленного за субъектами гражданского оборота. Законодательное закрепление данная конструкция получила в ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1961 г. и в ст. 94 ГК РСФСР 1964г.[23]

В соответствии с действующим законодательством правом оперативного управления обладают и коммерческие, и некоммерческие юридические лица. Содержание права оперативного управления раскрывается в п. 1 ст. 296 ГК: "Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения". На первый взгляд создается впечатление единого содержания субъективного права и прежде всего в отношении правомочия распоряжения. Судя по содержанию п. 1 ст. 296 ГК, можно прийти к выводу о том, что и казенное предприятие, и образовательное  учреждение обладают правом распоряжения принадлежащим им имуществом. Однако из положений п. 1 ст. 297 и п. 1 ст. 298 ГК вытекает совсем иное. Так, при наличии согласия собственника казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а произведенную им продукцию реализует самостоятельно (п. 1 ст. 297 ГК). Учреждение же не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, которые выделены ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты