Правовой статус образовательных учреждений

Образовательное учреждение, в свою очередь,  такие   действия   имеет   право обжаловать в суд, предполагая, что оно не превышало свое право. Деньги, незаконно  полученные  от  обучающихся,  родителей  за  образовательные услуги, могут быть получены ими у учредителя по их заявлению,   а   при  отказе  возместить  ущерб  такой  иск  можно предъявить в суд. Учредитель сам  может  проявить  инициативу  и  вернуть деньги обучающимся,   родителям,   которые   были   незаконно    получены      образовательным учреждением.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования могут осуществлять сверх финансируемых за счёт средств  учредителя заданий (контрольных цифр[37]) по приёму обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Причём приём специалистов (по указанным в законе направлениям: юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление) не может составлять более 25% приёма обучающихся по каждому направлению подготовки (п.10 ст.41 Закона об образовании) [38].

Таким образом,    ограничение    приема    касается     только    вышеперечисленных    направлений    (специальностей),   по   остальным специальностям   ограничений   не   установлено,   например,    по специальности  «бухгалтерский учет» вуз может принимать на платной    основе столько студентов, сколько сочтет необходимым.

Как следует  из  текста п. 10 ст. 41 Закона  об  образовании,      ограничение  приема  касается  договоров  на  обучение,   стороной      которого  являются  физические  лица,  а  также  негосударственные      предприятия,  учреждения,  организации.   Значит,   если   договор      заключает    местный    орган    самоуправления,   государственная      организация,  то ограничения на прием по указанным  специальностям  опять-таки не установлено.

Если вуз   не   ведет   подготовку   специалистов   в  области      юриспруденции,   экономики,   менеджмента,   государственного    и      муниципального   управления  на  бюджетной  основе  и  открыл  эту      подготовку на платной основе,  то ограничений по приему  в  данном      случае также не установлено.

Ст. 41  не  ограничивает  право  образовательного   учреждения      высшего   профессионального   образования   на   платное  обучение      иностранных граждан на основании соответствующих договоров.        Следует иметь в виду,  что  в  соответствии  с  п.  9  ст.  41 Закона об   образовании  полученные  вузом дополнительные средства не дают права учредителю снизить  нормативы (или) абсолютный размер его финансирования.

На практике прием обучающегося в вуз осуществляется на основе договора имеющего письменную форму, которая в большей  степени  обеспечивает  соблюдение  прав сторон.

В настоящее время договор на получение образования получил широкое распространение в основном в сфере высшего профессионального образования, и незаслуженно игнорируется другими образовательными учреждениями, в частности гимназиями, лицеями. Автору данной работы, работающему учителем в одной из школ города Барнаула, не представляется возможным назвать хотя бы одного ученика, из более чем 1300, который бы заключил подобного рода договор с образовательным учреждением или хотя бы одного законного представителя (родителя) изъявившего желание заключить подобный договор.[39] 

Между тем полагаю, что  договор об образовании   должен стать основной правовой формой существования правовых отношений между образовательным учреждением и обучающимся.

Почему автор придаёт такое большое значение договору об образовании? Это станет ясно из более подробной характеристики данного вида договора[40].

Отношения между образовательным учреждением и обучающимся и его родителями существуют в двух формах: административных (которым свойствен императивный метод правового регулирования) и договорных (базирующихся на равноправии сторон).

В первом случае родители оформляют поступление ребёнка в образовательное учреждение на основе правил им установленных, во втором – заключая письменный договор, родители получают возможность участвовать в формировании его содержания. Но заключение договора ни в коем случае не  означает исключение административных методов из отношений между сторонами договора, а их разумное сочетание. Поэтому автор не согласен с В.И. Шкатуллой, который в своей статье «Договор на образование: значение и содержание»[41] пишет: «Фактически в школах господствует командно-административный метод  в определении отношений с родителями. Следствием этого положения является диктат школы, который вредит прежде всего самой школе, препятствует её развитию, так как интересы обучающихся и их родителей почти не учитываются». Договор на образование должен, прежде всего, служить целям повышения ответственности учеников и их родителей по отношению к получению образования, но никоим образом не должен ограничивать властные полномочия общеобразовательного учреждения. Так как ситуация, сложившаяся в школах на данный момент, когда ученики имеющие по несколько академических задолженностей по результатам полугодия или года не отчисляются, а продолжают обучение и ещё и переводятся в следующий класс, показала, что умаление административных мер по крайней мере неэффективно сказывается на образовательном процессе. И в такой ситуации встаёт вопрос не о том, кто защитит ученика от школы, а кто защитит школу от ученика? Отчислить ученика в настоящее время практически невозможно, так как органы местного самоуправления (которые являются учредителями большинства школ) и особенно органы управления народным образованием ставят такое положение дел в вину образовательному учреждению: мол, вы плохо обучаете и получается, что под давлением сверху все командно-административные меры, о которых говорит В.И.Шкатулла, бессильны.

Обязательное минимальное содержание договора определено в ст.46 Закона об образовании, к нему относится: уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия. Но, в Законе нет отдельных положений, которые были бы посвящены договору, и этот факт говорит о том, что  положения о договоре об образовании не получили должного законодательного развития.

Иногда можно услышать мнение о том, что договор возмездного оказания услуг может применяться в сфере образования только за пределами отношений бесплатного образования. Мы, вслед за В.И. Шкатуллой[42], полагаем, что такое мнение ошибочно.

Известно, что в п.2 ст.779 ГК РФ  даётся перечень услуг, регулируемых нормами гражданского права; к ним относятся услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, по обучению, туристическому обслуживанию и другие.

В некоторых случаях для отдельных видов договоров на возмездное оказание услуг принимаются правовые акты на уровне Правительства РФ.[43]

Договоры с участием потребителей гражданское право относит к категории публичных, и на них распространяется установленный ст.426 ГК режим публичного договора.

Так, например, согласно п.1 Правил предоставления платных медицинских услуг населению, отношения между медицинским учреждением и потребителем регулируются договором на возмездное оказание услуг только в части, которая выходит за рамки гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи.

Вышеизложенные положения не совсем применимы к договору об образовании, то есть договор об образовании, по мнению Шкатуллы, не регулируется гражданским правом в силу следующих причин:

1.  в соответствии со ст.426 ГК РФ публичный договор заключает только коммерческая организация, образовательное учреждение не является таковой;

2.  содержанием договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем действия по заданию заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги (ст.779 ГК РФ). Далее, по договору возмездного оказания услуг обязанность заказчика сводится или ограничивается лишь оплатой услуги. В договоре об образовании услуги исполнителя - образовательного учреждения или индивидуального педагога (ст. 48 Закона об образовании) – одновременно сопровождаются работой обучающегося по освоению образовательной программы.

Рассмотрим некоторые особенности договора на обучение на примере общеобразовательной школы.

Основными нормативными актам, регулирующими положения о договоре, является Типовое положение об общеобразовательном учреждении (пп.10, 25-29, 37-40, 42, 43, 46, 47, 49, 50-55, 57-61) и главы 27-29, 39 ГК РФ.

В соответствии с п.10 Типового положения заключение договора обязательно в случае, если образовательная программа будет осваиваться обучающимся  в форме семейного образования, самообразования, экстерната или в  сочетании различных форм. Здесь же нужно указать на существенный недостаток содержания положения – форма договора не указывается, что означает возможность его заключения как в письменной, так и в устной форме. Мы полагаем, что такой договор нужно заключать только в письменной форме, иначе в случае спора преимущественное положение получит образовательное учреждение (как орган наделённый властными полномочиями), и более слабая сторона договора – обучающийся, его родители – окажется в проигрышном положении.

Обучающийся заключает три договора:

·        первый – на получение образование в школе первой ступени (срок обучения 3-4 года);

·        второй – на получение образования в школе второй ступени (срок обучения 5 лет);

·        третий - на получение образования в школе третьей ступени (срок обучения 2-3года).

При заключении договора школе рекомендуется ознакомить обучающегося и его родителей с документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п.48 Положения). Сразу хотелось бы отметить, что такое положение, когда школе рекомендуется ознакомить обучающегося и его родителей с указанными документами, на практике приводит к тому, что такого ознакомления не происходит. Конечно, можно сказать: исправить «рекомендует» на «школа обязана», но всё останется по-прежнему. В данной ситуации выход кроется в более ответственном подходе самих родителей к образованию своих детей, то есть они сами должны требовать ознакомления с этими документами, к которым относятся устав школы, правила поведения в школе, Закон об образовании и другие.

При заключении договора родители обязаны предъявить определённые документы, которые характеризуют их дееспособность. Это: свидетельство о рождении, медицинская карта ребёнка и другие. В целях усиления защиты права на образование перечень этих документов следовало бы включить в Закон об образовании. Такое предложение связано с тем, что в практике приёма детей в школу, особенно при приёме в начальные классы, администрациями школ допускаются некоторые нарушения, наиболее типичным является требование о предоставлении справки с места работы родителей с указанием их заработной платы, также нередко предлагается в обязательном порядке внести вступительный взнос для нужд школы[44].

Договор на образование – срочный договор, продолжительность которого определяется временем необходимым для освоения образовательной программы той или иной ступени.

Договор заключается по ходу собеседования директора школы, и ребёнка, его родителей путём составления единого документа в двух экземплярах, которые имеют равную юридическую силу. С одной стороны он подписывается директором (выступающим от имение школы) и родителями ученика, так как обязанность по воспитанию ребёнка лежит на обоих родителях. Заключается  договор в присутствии ученика; это имеет большое воспитательное значение – учащийся знакомится с новой для него формой общественных отношений, повышается уровень правового воспитания и ответственность обучающегося по отношению к образовательному процессу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты