Признание предприятия несостоятельным (банкротом) в современных условиях (на примере Государственного унитарного предприятия «Военно-строительное объединение Министерства Внутренних дел РФ»)

Решение вопроса о наблюдении происходит на специальном заседании арбитражного суда, которое проводится в соответствии с положениями ст. 42, 48 Закона. Иной порядок введения наблюдения либо неисполнение этой процедуры к должнику определенного типа могут быть установлены Законом.

С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.

Срок наблюдения определяется сроками рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренными ст. 51 Закона[9], т.е. максимальный срок данной процедуры – семь месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (возможность увеличения этого срока по каким бы то ни было причинам Законом не установлена). В течение этого времени анализируется финансовое состояние должника, выявляются его кредиторы и определяется дальнейшая судьба должника в рамках либо вне рамок конкурсного процесса. При этом существуют ограничения для руководителя должника, которые могут быть охарактеризованы как ограничения по определенным параметрам правоспособности, а по другим - дееспособности должника.

Исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по этим обязательствам и вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, не приостанавливается.

Дополнительной мерой, направленной на сохранение имущества должника в целях наиболее полного удовлетворения требований кредиторов, является запрет на удовлетворение требований участника должника — юридического лица — о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

Определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом согласно ст. 186 АПК РФ направляется арбитражным судом лицам, участвующим в деле. В п. 2 статьи 63 Закона [10]дополнительно предусматривается обязательное направление такого определения также банкам и иным кредитным организациям, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы. Эти органы должны учитывать права кредиторов и ограничения, которые установлены для должника законом о банкротстве.

Временный управляющий должен отвечать требованиям, предусмотренным законом о банкротстве в отношении арбитражных управляющих.

Особенности назначения временного управляющего учитывают необходимость срочного назначения временного управляющего. Арбитражный суд направляет определение суда, в котором указывает на необходимость представления кандидатуры арбитражного управляющего в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих.

В случаях непредставления арбитражному суду заявленной саморегулируемой организации списка кандидатур, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Продолжительность работы временного управляющего зависит от срока, установленного арбитражным судом на проведение наблюдения. Закон связывает этот срок с назначенной арбитражным судом датой заседания для рассмотрения дела о банкротстве.

Момент прекращения полномочий временного управляющего зависит от результатов рассмотрения дела о банкротстве и от характера решения (определения), принимаемого арбитражным судом. В случае введения финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства временный управляющий действует до назначения административного, внешнего или конкурсного управляющего. Временный управляющий также может рассматриваться в качестве кандидата для назначения административным, внешним управляющим либо конкурсным управляющим.

Статьей 66 Закона[11] регламентируются права временного управляющего. В период наблюдения временный управляющий от своего имени вправе обращаться в арбитражный суд с исками о признании сделок, совершенных должником, недействительными, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных с нарушением требований, установленных законом о банкротстве. Временный управляющий вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества дол­жника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки не предусмотренные данным Законом. Кроме прав временный управляющие должен выполнять возложенные на него законом обязанности, предусмотренные ст. 67 Закона[12]. В целях обеспечения сохранности имущества должника временный управляющий должен проконтролировать реализацию тех мер, которые указаны в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом. Кроме того, временный управляющий в целях сохранения имущества должника обязан осуществлять контроль над совершением должником определенных сделок, а также следить за тем, чтобы органы управления не принимали решения, запрещенные законом о банкротстве.

Временный управляющий обязан незамедлительно уведомить кредиторов о возбуждении дела о банкротстве.

Кредиторы вправе предъявлять свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего. Обязанностью временного управляющего также является установление кредиторов должника. Если должник в приложении к заявлению должника указал не всех кредиторов, а проверка деятельности должника позволяет выявить новых кредиторов, временный управляющий обязан известить этих кредиторов о возбуждении дела о банкротстве. Временный управляющий уточняет размер требований кредиторов, обратившихся в арбитражный суд, для определения количества голосов каждого из них на первом собрании кредиторов, вести реестр требований кредиторов, за исключением предусмотренных законом.

Анализ финансового состояния должника – одна из важнейших обязанностей временного управляющего, определяющих основное содержание процедуры наблюдения. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления неплатежеспособности должника, и для определения наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Проведение такого анализа дает возможность предложить конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника либо сделать однозначный вывод о невозможности ее восстановления.

В обязанности временного управляющего входит созыв первого собрания кредиторов. Анализ финансового состояния должника и подготовка предложений относительно возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника имеют большое значение для принятия оптимального решения первым собранием кредиторов.

2.2. Финансовое оздоровление




Финансовое оздоровление - новая процедура, применяемая к должнику, которая не была известна ни российскому дореволюционному конкурсному праву, ни Законам 1992 г., 1998 г. Цель введения этой процедуры - улучшение платежеспособности должника путем использования его внутренних ресурсов.

Введение процедуры финансового оздоровления позволяет сделать вывод об усилении продолжниковой направленности российского конкурсного законодательства.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, однако в соответствии со ст. 75 Закона о банкротстве[13] в случаях, если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введение внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введение оздоровления при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества – унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа и иных лиц, указанных в законе. Несоблюдение императивного требования о направлении ходатайства двум субъектам - управляющему и суду - влечет нерассмотрение этого ходатайства. Однако представляется целесообразным применить расширительное толкование с тем, чтобы в случаях несоблюдения сроков направления ходатайства (например, управляющему - за 15 дней; суду - в день рассмотрения дела) оно все равно подлежало бы рассмотрению. Думается, что на практике возникнут ситуации, когда ходатайство будет подано менее чем за 15 дней и самому временному управляющему. Необходимо выработать механизмы, позволяющие рассматривать такие ходатайства, если они соответствуют всем предъявляемым требованиям. Очевидно, в данном случае возможен и противоположный вариант толкования: для определенности повестки дня собрания необходимо ввести определенные ограничения для должника и отклонить ходатайство о введении финансового оздоровления, даже если они не соответствуют единственному (притом формальному) требованию, связанному с соблюдением 15-дневного срока.

В определении указывается срок финансового оздоровления, а так же график погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Административный управляющий действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом. Следует уточнить, что Закон сохранил традиционное правило, характерное для Закона 1998 г.: управляющий действует не до введения новой процедуры, а до утверждения судом кандидатуры нового управляющего (в данном случае - внешнего либо конкурсного). При освобождении либо отстранении управляющего суд утверждает нового, кандидатура и порядок выдвижения которого должны соответствовать требованиям Закона. Обязанности административного управляющего названы в п. 3 статьи 83 Закона[14]. Обратим внимание на наиболее интересные из них. В частности, важная обязанность по осуществлению контроля за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов.

Данная норма решает вопрос, не решенный Законом 1998 г. и вызывавший массу практических проблем: подлежат ли текущие требования удовлетворению по мере возникновения срока их исполнения либо после начала удовлетворения всех требований, но во внеочередном порядке; соответственно подлежат ли они включению в реестр со всеми вытекающими последствиями в виде предоставления текущему кредитору определенного количества голосов на собрании кредиторов. Из анализа статьи следует, что текущие требования (т.е. требования по обязательствам, возникшим после введения финансового оздоровления) исполняются руководителем по мере наступления срока их исполнения, т.е. своевременно. Этот вывод основывается на общих положениях ст. 5 Закона.

Одна из обязанностей административного управляющего - предъявление к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств, требований, вытекающих из предоставленного обеспечения, если должник не исполняет график погашения задолженности. Административный управляющий действует в интересах кредиторов, однако Закон не отвечает на вопрос о том, может ли он быть назван представителем кредиторов; соответственно куда поступают полученные административным управляющим средства - должнику либо кредитору, обязанность перед которым не исполняется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты