Признание предприятия несостоятельным (банкротом) в современных условиях (на примере Государственного унитарного предприятия «Военно-строительное объединение Министерства Внутренних дел РФ»)

Возложенные на внешнего управляющего обязанности обусловлены необходимостью как исполнения последним обязанностей руководителя должника, так и выполнения им функций, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника в порядке, предусмотренном законом о банкротстве. У освобожденного управляющего возникает обязанность организовать передачу новому внешнему управляющему всех материальных ценностей, документации, печатей, штампов должника в течение трех дней. За неисполнение данной обязанности возможно привлечение управляющего к ответственности. Отстранение внешнего управляющего (в отличие от освобождения) производится не по его воле, а в результате допущенных им нарушений при исполнении обязанностей. Отстраняет управляющего арбитражный суд, вынося специальное определение, которое может быть обжаловано, но подлежит немедленному исполнению. Отстранить внешнего управляющего можно, только если им действительно были допущены нарушения и об этом сказано в решении собрания участников (акционеров) или жалобе. Отсутствие указанной информации может быть основанием для обжалования соответствующего определения суда, если оно будет вынесено. Обращает на себя внимание тот факт, что жалоба может быть подана (и соответственно рассмотрена), только если в результате определенных действий (бездействия) управляющего нарушены права и законные интересы самого заявителя жалобы (а не третьих лиц) либо причинены (могут быть причинены) убытки должнику или кредиторам (любому из них). Собрание же кредиторов может принять решение об отстранении управляющего и при отсутствии убытков (как реальных, так и потенциальных), и при отсутствии ущемления чьих-либо интересов - только на основании несоблюдения управляющим требований законодательства или плана внешнего управления.

Одной из важных обязанностей внешнего управляющего является разработка (не позднее одного месяца с момента своего назначения) и представление на утверждение собранию кредиторов плана внешнего управления должником. При разработке плана внешнего управления, который должен содержать конкретные меры, направленные на восстановление платежеспособности, внешнему управляющему необходимо осуществлять анализ финансового состояния должника, а также анализировать его финансовую, хозяйственную, инвестиционную деятельность и его положение на товарных рынках.[18]

Для обеспечения осуществления мер, направленных на восстановление платежеспособности должника и его нормальной хозяйственно-экономической деятельности, в обязанности внешнего управляющего входит открытие специального счета.

В качестве мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, может служить ликвидация дебиторской задолженности. Одна из основных обязанностей внешнего управляющего — принимать меры по взысканию задолженности перед должником.

По итогам внешнего управления внешний управляющий должен составить отчет внешнего управляющего. Такой отчет должен быть представлен не позднее чем за четырнадцать дней до рассмотрения отчета в судебном заседании арбитражного суда.[19]

Досрочное прекращение внешнего управления возможно по ходатайству собрания кредиторов.

В зависимости от оснований прекращения внешнего управления (восстановление платежеспособности, установление невозможности восстановления платежеспособности или окончание установленного срока внешнего управления) внешний управляющий предлагает собранию кредиторов принять решения о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника, о заключении мирового соглашения, о продлении установленного срока внешнего управления или о прекращении внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По итогам собрания кредиторов внешний управляющий обязан направить в арбитражный суд свой отчет, составленный по итогам внешнего управления, а также протокол собрания кредиторов, содержащий соответствующее решение собрания кредиторов. Обязательными приложениями к отчету внешнего управляющего, представляемому в арбитражный суд, являются реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов и жалобы кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения либо не принимавших участия в голосовании.[20] Отчет внешнего управляющего должен быть представлен в арбитражный суд в течение пяти дней с даты проведения собрания кредиторов. По итогам рассмотрения отчета внешнего управляющего выносится определение: о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае утверждения судом мирового соглашения; определение о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; о продлении срока внешнего управления; об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего, если судом были выявлены обстоятельства, препятствующие утверждению отчета внешнего управляющего. На основании вышеуказанного представляется возможным говорить о том, что вынесенные судом определения влекут за собой соответствующие юридические последствия. Указанные выше определения могут быть обжалованы.

Установленный арбитражным судом срок внешнего управления продлевается арбитражным судом.

Во-первых, собрание кредиторов может принять решение об утверждении или изменении плана внешнего управления, в результате чего для осуществления всех мероприятий понадобится более длительный срок, чем утвержденный срок внешнего управления. Это решение (как об утверждении, так и об изменении плана) принимается квалифицированным большинством кредиторов. Срок, установленный кредиторами, не может превышать максимальный двухлетний срок. В этом случае суд утверждает не план внешнего управления, а решение собрания кредиторов об увеличении срока внешнего управления.

Во-вторых, собрание может принять решение собственно о продлении срока внешнего управления (такое решение также голосуется квалифицированным большинством) и об обращении с соответствующим ходатайством в суд. Это решение также не может предполагать увеличение срока более чем до двух лет.

Согласно общему правилу (ст. 123 Закона[21]) прекращение внешнего управления является основанием прекращения полномочий внешнего управляющего. Прекращение внешнего управления происходит в следующих случаях:

- арбитражным судом принято решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- арбитражным судом вынесено определение о прекращении производства по делу о признании должника банкротом в связи с восстановлением его платежеспособности, погашением требований кредиторов или заключением мирового соглашения.

При установлении в ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом признаков банкротства арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.


2.4. Конкурсное производство




Конкурсное производство - ликвидационная стадия конкурсного процесса, цель которой - как можно более полное удовлетворение кредиторов, для чего проводится реализация имущества должника. Конкурсное производство может вводиться после наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, а также при невозможности осуществить расчеты с кредиторами. Закон содержит важную новеллу, касающуюся проведения конкурсного производства и несколько изменяющую его сущность, это возможность перехода к внешнему управлению. Указанная новелла соответствует интересам должника, что позволяет сделать вывод об усилении продолжниковой направленности Закона (ранее действовавшее законодательство предполагало, что конкурсное производство может закончиться только лишь ликвидацией юридического лица).

Закон о банкротстве устанавливает продолжительность указанной ликвидационной процедуры — один год. Вместе с тем Закон о банкротстве допускает возможность продления указанного срока на шесть месяцев. Продажа имущества должника, предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника могут являться основанием для продления срока конкурсного производства. При принятии решения арбитражный суд назначает конкурсного управляющего из списка кандидатур арбитражных управляющих, предложенного саморегулируемой организацией. Конкурсный управляющий действует до момента завершения конкурсного производства. Конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, функционирующий на стадии конкурсного производства. Кандидатура конкурсного управляющего выдвигается и утверждается судом по общим правилам, установленным для всех арбитражных управляющих, в соответствии со ст. 45 Закона[22]. Утверждая кандидатуру конкурсного управляющего, арбитражный суд выносит определение, в котором указывается размер вознаграждения управляющего. Данное определение может быть обжаловано, что не препятствует его немедленному исполнению.

С открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей. После открытия конкурсного производства, как уже отмечалось, прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций.

С момента открытия конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну. Кроме того, прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполняющимся в ходе ранее введенных процедур банкротства.

Помимо общих для всех руководителей полномочий конкурсный управляющий осуществляет ряд других функций. Так, конкурсный управляющий анализирует финансовое состояние должника, в том числе активы и пассивы, ликвидность основных средств, оборудования, инструментов, сырья, материалов. Анализ финансового состояния необходим для формирования конкурсной массы, что, в свою очередь, решает в значительной мере судьбу имущественных интересов кредиторов. Конкурсный управляющий принимает в ведение имущество должника, осуществляет инвентаризацию и оценку этого имущества, а также принимает необходимые меры по обеспечению его сохранности.[23] Кроме того, он принимает меры к ликвидации дебиторской задолженности, предъявляя иски к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, а также принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника у третьих лиц.[24]

Конкурсный управляющий ведет реестр требований кредиторов, переданный ему соответственно временным или внешним управляющим.

Документы должника, подлежащие обязательному хранению, конкурсный управляющий передает уполномоченным органам (учреждениям Государственной архивной службы России) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, он принимает иные меры, установленные законом. Например, осуществляет продажу имущества должника, определяет размер требований каждого кредитора и др.

Комитет кредиторов или собрание кредиторов, осуществляя контроль за деятельностью конкурсного управляющего, заслушивают отчет конкурсного управляющего о проделанной работе. В отчете должна содержаться информация о финансовом состоянии должника и его имущества, а также иная информация.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты