Еще одна обязанность административного управляющего состоит в том, что освобожденный либо отстраненный от исполнения обязанностей управляющий должен в течение трех дней обеспечить передачу новому управляющему бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.
В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, до истечения срока, установленного арбитражным судом для финансового оздоровления, должник представляет отчет о досрочном окончании финансового оздоровления. Ст. 87 Закона предусматривает досрочное прекращение финансового оздоровления в случаях, когда в срок не представлено соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности; при неоднократном нарушении сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности. По итогам рассмотрения отчета должника и заключения административного управляющего собрание кредиторов вправе обратиться в суд с ходатайством о введении внешнего управления либо с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. На основании представленных ходатайств арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
- определение об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства собрания кредиторов, если выявлено исполнение должником своих обязательств и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
- определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
По результатам проведения финансового оздоровления должник представляет административному управляющему отчет в срок, установленный п. 1. ст. 88 Закона (до истечения месяца). По результатам рассмотрения отчета представленного должником, административный управляющий составляет заключение о выполнении графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд может принять определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случаях, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; также возможно принятие определения о введении внешнего управления в случаях наличия возможности восстановить платежеспособность должника либо принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Закон содержит жесткое ограничение, связанное со сроками, - общий срок финансового оздоровления и внешнего управления не может быть более двух лет. Более того, вопрос о введении внешнего управления не может быть поставлен, если финансовое оздоровление длилось более 18 месяцев, т.е. если на проведение внешнего управления осталось менее полугода.
Из сказанного следует, что при решении на первом собрании кредиторов вопроса о целесообразности введения финансового оздоровления либо внешнего управления кредиторы должны учитывать, что последовательно провести эти процедуры можно далеко не всегда.
По сути, таким образом, финансовое оздоровление как бы "защищает" от внешнего управления в ситуациях, когда должник имеет собственные или привлеченные ресурсы (либо может их получить) для удовлетворения в течение определенного времени всех требований без осуществления активных действий, затрагивающих хозяйственную деятельность.
2.3. Внешнее управление
Внешнее управление - важнейшая стадия конкурсного процесса, направленная на восстановление платежеспособности должника. В рамках внешнего управления осуществляются активные как экономические, так и юридические мероприятия. Одна из основных новелл Закона, касающихся внешнего управления, - сохранение определенной компетенции органов управления должника. Это необходимо для предотвращения злоупотреблений, направленных на использование норм конкурсного права не для восстановления платежеспособности должника, а для передачи управления им заинтересованным лицам (в практике применения Закона 1998 г. нередко встречались и встречаются ситуации, когда производство по делу о несостоятельности возбуждалось исключительно для введения внешнего управления, что влекло отстранение органов управления должника и захват его бизнеса). Внешнее управление направлено на оздоровление финансового состояния должника; результатом осуществления мероприятий внешнего управления должно быть, во-первых, удовлетворение всех требований кредиторов и, во-вторых, продолжение функционирования должника. При этом следует обратить внимание на вопрос, который, к сожалению, в настоящее время остался вне внимания законодателей: необходимо, чтобы должник не только сохранил свою организационно-правовую форму, но и смог осуществлять те виды деятельности, которые осуществлялись им ранее; иначе говорить о восстановлении платежеспособности (и, следовательно, о достижении целей внешнего управления) мы не можем.
Прежде всего основанием введения внешнего управления является подача в суд соответствующего решения собрания кредиторов. Без такого решения (при отсутствии решения вообще) внешнее управление может быть введено судом при установлении реальной возможности восстановления платежеспособности должника. Соответствующий вывод делается судом, очевидно, на основании проведенного ранее анализа финансового состояния должника.
Кроме того, даже при наличии решения собрания кредиторов о введении конкурсного производства суд может ввести внешнее управление в случае появления обстоятельств, дающих основание полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. К сожалению, данная статья не раскрывает вопрос о том, какие могут быть эти обстоятельства и когда они должны появиться. Тем самым в настоящее время сняты какие-либо ограничения для суда, желающего ввести внешнее управление, вследствие чего можно сделать вывод об усилении продолжниковой направленности российского конкурсного законодательства.
Внешнее управление — это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
Помимо внешнего управления имуществом должника, указанным законом предусматривалась процедура санации. Процедура санации предполагала оказание финансовой помощи предприятию-должнику.
В отношении отдельных категорий должников процедура внешнего управления не подлежит применению.
О введении внешнего управления арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Срок внешнего управления ограничен 18 месяцами, однако данный срок может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Для отдельных категорий должников может быть установлен более продолжительный срок внешнего управления. Продление или сокращение первоначально установленного срока внешнего управления производится арбитражным судом на основании ходатайства собрания кредиторов или внешнего управляющего.
С момента введения внешнего управления полномочия руководителя прекращаются сразу и в полном объеме, при этом функции руководителя по управлению делами должника принимает на себя внешний управляющий. При этом внешний управляющий компетентен издать приказ об увольнении руководителя должника или о переводе его на другую работу (порядок и условия совершения таких действий определяются трудовым законодательством).
Другим последствием введения внешнего управления является прекращение полномочий органов управления должника (в том числе руководителя должника) и собственника имущества должника — унитарного предприятия. В течение периода внешнего управления органы управления должника (общее собрание акционеров, общее собрание участников, совет директоров и др.) не имеют права, за некоторыми исключениями, принимать какие-либо решения и совершать действия в отношении должника и его имущества. Для осуществления названных полномочий созывается собрание акционеров и проводится заседание совета директоров, при этом проведение собрания и заседания финансируется из средств должника только в случае, если это предусмотрели кредиторы, утвердив план внешнего управления, в остальных случаях вопросы финансирования решаются самими учредителями (участниками) должника.[15]
Сохранение полномочий учредителей (участников) юридического лица позволяет им создать необходимые условия для восстановления платежеспособности должника в рамках внешнего управления.
Для обеспечения внешнему управляющему возможности приступить к реальному исполнению возложенных на него обязанностей по управлению делами должника на органы управления должника возлагается обязанность в течение трех дней передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности.
В период внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. Установление моратория на удовлетворение требований кредиторов приводит к тому, что в течение достаточно продолжительного периода, равного сроку проведения внешнего управления, должник освобождается от необходимости расходовать имеющиеся у него денежные средства на удовлетворение требований кредиторов, что, несомненно, является серьезной экономической льготой, разумное использование которой может позволить должнику улучшить свое финансовое состояние и восстановить платежеспособность. Мораторий не распространяется на требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Мораторий также не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, т.е. на требования кредиторов первой и второй очереди.
Наиболее важные решения в процессе о банкротстве принимаются собранием кредиторов и утверждаются арбитражным судом. Одним из таких принципиальных вопросов является назначение внешнего управляющего, поскольку именно от него зависит, насколько эффективно будет проведено внешнее управление, а в конечном счете — и степень удовлетворения требований каждого из кредиторов.
По общему правилу кандидатура управляющего должна утверждаться определением суда одновременно с вынесением определения о введении внешнего управления. В случае, когда это невозможно, обязанности внешнего управляющего (за исключением обязанности по составлению плана внешнего управления) будет исполнять лицо, исполнявшее обязанности временного либо административного управляющего. Для этого необходимо вынесение судом определения о возложении соответствующих обязанностей на одного из названных субъектов. Освобождение внешнего управляющего от исполнения обязанностей связано с наличием на то его воли, выраженной в заявлении. Закон не устанавливает каких-либо сроков рассмотрения этого заявления, поэтому логично предположить, что оно будет рассмотрено с ходатайством о назначении нового управляющего (при этом соблюдается общий порядок утверждения управляющего, установленный ст. 96 и ст. 45 Закона[16]).
Очевидно, не исключены ситуации, когда суд освободит управляющего до назначения нового. Что делать в этом случае? Правомерно ли будет вынесение судом определения о возложении обязанностей внешнего управляющего на временного или административного? Из толкования норм ст. 96 и ст. 97 Закона следует положительный ответ на этот вопрос, однако очевидно, что такое назначение не всегда возможно. Решением этой проблемы было бы установление в Законе (либо в рамках толкования) правила, в соответствии с которым заявление внешнего управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей должно содержать предложение о кандидатуре заместителя, который при условии соответствия всем предъявляемым требованиям может быть назначен судом и исполнять обязанности до того момента, когда суд сможет назначить нового внешнего управляющего.[17]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8