Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Так, если общий показатель рецидива в Ростовской области по данным МВД в 2007 году составлял 16,2%, то средний процент «судебного» рецидива составлял 7,5%, а в работе 3-х «модельных ювенальных судов» Таганрогского, Шахтинского и Егорлыкского судов был еще ниже от 0% до 3,5 % (под «судебным» рецидивом имеются в виду случаи совершения преступлений повторно теми несовершеннолетними, которые получали социальное сопровождение и программу реабилитации на основании судебного решения).

Соответственно статистические показатели по Ростовской области за 2008 год- 1,5% рецидив по данным МВД, «судебный» рецидив- 8,3%. В 2006-2008 г.г. 15 судами, работающими по ювенальным технологиям, рассмотрено более половины всех несовершеннолетних, дела о которых рассматривались всеми судами Ростовской области, при этом социальное сопровождение получали от 74% до 84% несовершеннолетних, попавших в орбиту суда.

Снижение рецидива среди несовершеннолетних происходит за счет того, что с несовершеннолетними после суда проводится индивидуальная профилактическая работа, поручение о которой дает суд в адрес органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На снижение рецидива влияет и реабилитационное насыщение судебных решений в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия.

В настоящее время в Российской Федерации элементы ювенальных технологий в своей работе используют суды Иркутской, Ленинградской, Брянской, Липецкой, Камчатской, Владимирской, Псковской, Амурской, Омской, Ивановской, Саратовской, Оренбургской, Волгоградской, Московской, Ульяновской областей, Еврейской автономной области, Пермского и Красноярского краев, Республик Хакасия, Чувашия, Карелия, г.г. Санкт-Петербурга и Москвы и др.

В Брянской области, как видно из письма председателя областного суда Пыталева А.Е., в ноябре 2006 г. в администрации Брянской области состоялась встреча для обсуждения вопросов внедрения ювенальной юстиции, а 29.01.2007 г. между областным судом, управлением судебного департамента, областным управлением соцзащиты, некоммерческой организацией «Социальное партнерство развития Брянской области» заключено соглашение о сотрудничестве. Создан координационный Совет при Брянском областном суде, на заседании которого 14 мая 2007 г. определен механизм взаимодействия судов и социальных служб. Определены модельные ювенальные суды: Бежицкий и Володарский райсуды г. Брянска и Дубровский районный суд Брянской области. Проведен ремонт и переоборудование помещений этих судов, кроме залов судебных заседаний имеются помещения для проведения примирительных процедур, бесед с психологом, комнаты для прокурора и адвоката. 26.06.2007 г. на собрании определен состав рабочей группы с участием представителей: Брянский областной суд, Управление судебного департамента, КДН г.Брянска и области, УВД и облпрокуратуры, УФСИН, Брянской воспитательной колонии, областной прокуратуры, Департамента общего и профессионального образования, общественных организаций Фонда «НАН» и «Социального партнерства развития Брянской области», систематически проводятся встречи членов рабочей группы. Посещение делегацией Брянской области семинаров в г.Ростове-на-Дону позволили укрепить мнение о необходимости внедрения опыта Ростовского областного суда. С 1 января 2008 г. в указанных 3-х судах Брянской области внедряются в полном объеме ювенальные технологии судопроизводства по образцу Ростовской области.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на отсутствие в России специального судоустройственного законодательства о ювенальных судах, идеи ювенальной юстиции нашли самую активную поддержку со стороны судейского сообщества, которое в инициативном порядке формирует ее элементы в правоприменительной практике, способствуя совершенствованию судопроизводства по делам несовершеннолетних, повышению реабилитационного содержания судебных решений.


3. Социализация несовершеннолетних правонарушителей в государственных учреждениях закрытого типа с применением психолого-коррекционных программ в Брянской области


3.1 Профилактика преступности несовершеннолетних в Брянской области


В Брянской области в указанных целях приняты и действуют следующие нормативно-правовые акты:

- Закон Брянской области от 13.06.1998 №21-з (в ред.от 11.10.2005 г.) «О профилактике правонарушений в Брянской области»;

- Закон Брянской области от 11.03.2004 N 11-З (ред. от 08.11.2005) "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Брянской области";

- Закон Брянской области от 28.12.2005 г. №105-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области в сфере осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- «Положение об областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав», утвержденное Постановлением Администрации Брянской области от 01.04.2003 N 141;

- «Порядок взаимодействия органов и учреждений Брянской области в работе с несовершеннолетними, освободившимися из воспитательных колоний, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы», утвержденный Постановлением администрации Брянской области от 03.05.2006 г. №272.

Существующая нормативно-правовая база выстраивает систему профилактики и наполняет её реальным содержанием.

Следует отметить, что после вступления в силу изменений, внесенных в Закон «Об основах системы профилактики…» Федеральным Законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, контрольные и координационные функции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, особенно на муниципальном уровне, были существенно ослаблены. В нашей области данный пробел федерального законодательства успешно восполнен областным Законом «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области в сфере осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Вместе с тем, система мер по защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, предупреждению безнадзорности и беспризорности нуждается в дальнейшем совершенствовании. Не имеется федерального закона, определяющего статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и регламентацию ее деятельности. Представляется, что Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утв. Указом президиума ВС РСФСР от 03.07.1967 г. уже в значительной мере устарело и не отвечает реалиям сегодняшней жизни.

Порядок взаимодействия органов и учреждений Брянской области в работе с несовершеннолетними, освободившимися из воспитательных колоний…», утвержденный Постановлением администрации Брянской области от 03.05.2006 г. №272 действует только в отношении несовершеннолетних.

В то же время лица, освобождающиеся из воспитательных колоний в совершеннолетнем возрасте, не приспособленные к нормальной жизни, сегодня полностью выпадают из поля зрения органов и учреждений системы профилактики. Считаем целесообразным распространить его действие на лиц в возрасте до 23 лет.

В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», органы местного самоуправления вправе принимать целевые программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования и по иным вопросам местного значения. В ряде муниципальных образований разработаны и действуют целевые программы, направленные на профилактику безнадзорности и совершения преступлений несовершеннолетних:


Муниципальное образование

финансирование

Брянск

950 тыс.руб.

Брасовский р-н

5 тыс. руб.

Злынковский р-н

20,2 тыс. руб. в 2004 г .,

50 тыс. руб. в 2005 г.,

0 руб. в 2006 г .

Новозыбковский р-н:

«Профилактика злоупотребления наркотиками», «Молодежь», «Дети-сироты»


10 тыс. руб.

60 тыс. руб.

Севский р-н

 16,7 тыс. руб.


Безусловно, уровень финансирования некоторых из них не выдерживает критики. Но следует отметить, что в муниципальных образованиях, где они разработаны, доля преступности несовершеннолетних ниже средних показателей по области, а также в некоторых из них наблюдается снижение числа уголовно-наказуемых деяний несовершеннолетних, совершенных до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности (Злынковский район, Брянск – с 2003 г . до 2005 г. включительно) и подростковой преступности (Брасовский район – в 2004).

В Жуковском р-не принята и действует районная целевая программа «Молодежь» на 2006- 2009 гг., одним из разделов которой является формирование здорового образа жизни и пропаганда социально-полезного поведения молодежи, с финансированием в 1208 тысяч рублей.

В Почепском районе принята и действует программа по молодежной политике, включающая в себя элементы профилактики преступности, с финансированием в 100 тысяч рублей.

Планы (программы) мероприятий по профилактике преступности несовершеннолетних, не обеспеченные финансовыми средствами, разработаны в Погарском, Стародубском, Суземском, Унечском районах, однако они не являются полноценными целевыми программами. Тем не менее, в данном случае сама разработка программного подхода специалистами в этой области, осмысление необходимости систематизации всей работы даже в отсутствие финансовой составляющей, приводит, несомненно, к положительным результатам.


Адресат получения информации

Содержание информации

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

О случаях нарушения прав несовершеннолетних, недостатках в деятельности органов и учреждений системы профилактики, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Прокуратура

О нарушениях прав несовершеннолетних

Органы опеки и попечительства

О несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию

Органы управления социальной защитой населения

О несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, о семьях, находящихся в социально опасном положении

Органы внутренних дел

О родителях, законных представителях или иных лицах, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий, совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния; о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия

Органы управления здравоохранением

О несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении, в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, одурманивающих или психотропных веществ

Органы управления образованием

О самовольно ушедших из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений, либо по неуважительным причинам прекративших обучение в образовательных учреждениях

Органы по делам молодежи

О несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты