Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Среди освободившихся воспитанников колонии число лиц совершивших преступления возросло с 18 в 2003 г. до 26 в 2005 г. В целом, в структуре преступности несовершеннолетних, воспитанниками БВК совершено за последние 3 года не более 2% от общего числа преступлений.

Можно констатировать, по сравнению с 2003 г., среди лиц, совершивших преступление, рост числа тех, кто ранее совершал преступления, имеет судимость и условно осужденных.

Как показывает анализ, к сожалению, лишь в специализированных учреждениях (спецшкола, воспитательная колония) проводится реабилитационная и воспитательная работа с несовершеннолетними. Выше изложенное свидетельствует, по нашему мнению, об отсутствии продуманной и системной профилактической работы со стороны органов системы профилактики с условно осужденными, судимыми несовершеннолетними и освобождающимися из мест лишения свободы. Как правило, подросток остается в той же неблагоприятной среде, не чувствует поддержки и взаимопонимания со стороны родителей (законных представителей), не может наладить контакт со сверстниками.

В числе причин, способствующих совершению преступлений, исследователями отмечается дефектность правосознания несовершеннолетних: их негативное отношение к закону, низкая значимость для несовершеннолетних ценности чужой собственности, личности, общественного порядка.

В этой связи важным резервом снижения и профилактики преступности могут являться:

- обучение подростков правильному поведению в конфликтных ситуациях;

- правовое просвещение и воспитание, т.е. необходимость не только подачи несовершеннолетним определенных правовых знаний, но и формирование у них убеждений позитивного правового поведения;

- формирование у несовершеннолетних практических навыков поведения в ряде типичных ситуаций, связанных с риском нарушения закона.

Исследователями отмечается также реактивность (постоянное запаздывание действий) при работе с детским населением и семьёй. Ранней профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, асоциального поведения родителей не уделяется должного внимания.

Как показывает статистика, более 1/3 несовершеннолетних, совершающих преступления, не имеют постоянного источника дохода. В этой связи, одной из действенных мер профилактики преступности является трудоустройство несовершеннолетних.

В период летних каникул для несовершеннолетних организуются сезонные работы. Как правило, это ремонтные работы, а также деятельность по благоустройству и озеленению школьных территорий, парков или скверов муниципального образования. Продолжительность работ составляет 1 месяц.

Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным рекомендовать:


Государственной Думе, Правительству РФ

- привести в соответствие с современными условиями жизни законодательную базу, регламентирующую деятельность и статус комиссий по делам несовершеннолетних;

- на федеральном уровне предусмотреть законодательное закрепление финансирования лечения лиц, страдающих алкогольной, нарко- и токсикозависимостью.

Органам государственной власти Брянской области

разработать нормативно-правовые акты, предусматривающие:

- включение в сферу действия Порядка взаимодействия органов и учреждений Брянской области в работе с несовершеннолетними, освободившимися из воспитательных колоний…», утвержденного Постановлением администрации Брянской области от 03.05.2006 г. №272 лиц, освобождающихся из воспитательных колоний в возрасте до 23 лет.

- регулирование вопросов квотирования рабочих мест для несовершеннолетних (молодежи),

- четкое определение содержания «неисполнения родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних»;

- ответственность за нахождение несовершеннолетних в ночное время суток в развлекательных и увеселительных заведениях и на улицах города.

Департаменту образования Брянской области:

- усилить контроль за получением основного общего образования детьми, уклоняющимися от его получения либо не имеющих финансовой возможности посещать учебные заведения.

Администрациям муниципальных городов и районов области

- использовать комплексный подход профилактики безнадзорности и преступности несовершеннолетних с применением ювенальных технологий и принять соответствующие целевые программы, там, где они отсутствуют;

- сформировать в муниципальном образовании систему правового воспитания подростков (с целью формирования у них правовых убеждений и практических навыков поведения в ряде типичных ситуаций, связанных с риском нарушения закона);

- активнее использовать для этого возможности целевой программы «Гражданско-правового образования в Брянской области»;

- повысить информированность родителей о наркотической ситуации в муниципальном образовании, вовлечь их в деятельность по профилактике употребления наркотиков несовершеннолетними.

Комиссиям по делам несовершеннолетних

- усилить взаимодействие с учреждениями системы профилактики;

- повысить аналитическую деятельность, включая мониторинг эффективности мер, применяемых к несовершеннолетним и их родителям;

- уделять больше внимания ранней профилактике семейного неблагополучия,

- совместно с иными органами системы профилактики усилить профилактическую работу отклонений в поведении несовершеннолетних.


3.2 Программа психологического исследования несовершеннолетних правонарушителей и их психологической коррекции


Целью исследования является психологическое консультирование и коррекция девиантного поведения подростков - правонарушителей.

Задачи исследования:

1. Подобрать комплекс методик для диагностики уровня отклонений поведения учащихся от нормального.

2. Провести первичную диагностику, обработать результаты, сформулировать выводы и рекомендации.

3. Выявить группы школьников, испытывающих трудности в саморегулировании поведения, адаптации к условиям школы-интерната, определить характер и природу трудностей в каждом случае и пути оказания помощи этим детям.

4. Провести коррекционно-развивающие занятия[1].

5. Провести контрольную диагностику, обработать результаты.

6. Сформулировать выводы и рекомендации.

Описание методов и методик исследования: анализ материалов личного дела (протоколы ПМПК, характеристики); наблюдение; тестирование.

Диагностическое обследование на этапе первичной адаптации начинается с анализа личных дел учащихся: изучение протоколов ПМПК (психолого–медико-педагогической комиссии), историй развития ребенка, характеристик. Анализируя личные дела известно: из какой семьи поступил ребенок, возраст и образование родителей, условия жизни, состав семьи, причину по которой ребенок попал в интернат, медицинский диагноз. В протоколах ПМПК даны сведения об уровне развития познавательных процессов и их особенностях; описаны особенности общения, эмоционально- волевая сфера. На основании этих данных и наблюдений за ребенком первые недели обучения в школе, классные руководители составляют характеристики на каждого ученика совместно с психологом, т.к. психолог параллельно наблюдает за учениками в различных ситуациях (поведение на уроках, общение со сверстниками выполнение поручений, интерес к самостоятельной работе, отношения к школе) для выявления причин девиантного поведения и уровня адаптации детей к школе. [22;165] Педагогическая характеристика школьника является своеобразным обобщением результатов его учения, общения, поведения. В конце учебного года на каждого ученика учитель составляет полные характеристики, которые, кроме выше перечисленных параметров отражают характер адаптации детей к школьной среде.

Метод наблюдения: метод психологического исследования, расчитаный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств; заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. Наблюдения как метод психологии предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни.

Тест: краткое стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различиях (тесты–задания, тесты–опросники).

Опросник Филлипса: «Тест школьной тревожности». Цель: диагностика особенностей испытуемого, уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценка эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями. Показатели этого вопросника дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет». В тесте тревожность разделяется на 8 видов: Общая тревожность в школе; Переживания социального стресса; Фрустрация потребности в достижении успеха; Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; Проблемы и страхи в отношении с учителями. (Полный текст методики в Приложении 1).

Методика Басса–Дарки. Цель: диагностика состояния агрессии у подростков. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выдели следующие виды реакций: физическая агрессия; косвенная агрессия; раздражение; негативизм; обида; подозрительность; вербальная агрессия; чувство вины. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себе шкалы 1, 3, 7 (Приложение 2).

«Анкета для определения школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г.Лускановой. Цель: изучение школьной мотивации. Эта методика описана в [36;56-57]. В нее включено 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации введена система бальных оценок. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в три балла, нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.)- 1балл, ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. Оценка в 2 балла не включена для более жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации. Сумма баллов, набранная ребенком, фиксируется непосредственно на заполняемом им опросном листе. (Текст данной методики в приложении № 3).

Методика Роджерса и Даймонда «Шкала социально–психологической адаптированности» (адаптация Снегиревой). Цель: диагностика социально-психологической адаптированности исследуемых. Шкала социально–психологической адаптированности представлена 101 высказыванием. Испытуемым предлагается прочитать каждое из них, представляя насколько полно оно соответствует ему и вставить в графу «оценка» одну из цифр, означающих глубину восприятия высказываний: 1,2,3,4,5,6,7 – в зависимости оттого, в какой степени оно характерно для отвечающего. Коэффициент социально–психологической адаптированности вычисляется по сумме позитивных высказываний, рассортированных подростками на 5,6,7-ю позиции шкалы, и негативных, попавших в позиции 1,2,3. Так позитивных суждений в шкале 37 и столько же негативных, то гипотетическая оптимальная величина коэффициента – 74, минимальная – 0. Чтобы расширить возможности качественного анализа полученных с помощью шкалы СПА данных, каждому высказыванию придавался «вес», совпадающий с номером ступени (от 1 до 7), на которую они попадали при сортировании их испытуемыми. С той же целью все высказывания были сгруппированы по 6 факторам, отвечающим критериям адаптированности и дезадаптированности. Отбирая суждения, набравшие наибольший или наименьший «вес» по группе, можно выделить признаки, которые являются наиболее и наименее характерными для той или иной группы подростков. Статистическая значимость различий в этих случаях может быть установлена с помощью критерия Стьюдента. Выполнение теста занимает урок (Подробный текст данной методики в приложении № 4).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты