Профилактика правонарушений несовершеннолетних

приятие других - конфликте другими (9, 14, 22, 26, 53, 97 и 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 в целом 6 и 7 высказываний);

эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) – эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство или, напротив, апатия) (23, 29, 41, 44, 47, 78 и 6,42, 43,49, 50, 83, 85, т е 6 и 8 суждений);

ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируются личная ответственность и компетентность) — ожидание внешнего контроля (расчет на толчок и поддержку извне пассивность в решении жизненных задач) (4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79: 91, 98 и 13,25,36,52, 70, 71, 73, 77, итого 13 и 9 высказывании);

доминирование - ведомость (зависимость от других) (58, 61, 66 и 16, 32, 38, 69 84 8t - 3 и 6 суждений);

«уход» от проблем (17 18 54, 64, 86 - 5 высказывании).

Достоверность статистических различии, которые выступают между различными группами учащихся в отношении данных факторов (в средних по группам «весовых» значениях), устанавливается с помощью непараметрических критериев критерия Вилкоксона для разностей пар и U-критерия, Манна и Уитни (Л. Закс, 1976). Отбирая суждения, наоравшие наибольший или наименьший «вес» по группе, можно выделить признаки, которые являются наиболее и наименее характерными для той или другой группы учащихся. Статистическая значимость различий в этих случаях может быть установлена с помощью критерия Стьюдента.

Приложение 5

Коррекционно-развивающая программа работы по развитию адаптационных возможностей воспитанников школы-интерната 8-го вида


Пояснительная записка.

Среди подростков школы-интерната 8-го вида встречаются дети неадаптированные к жизни в школе-интернате. В силу различных обстоятельств, малого жизненного опыта, недостатков воспитания и других причин, адаптация происходит очень медленно или формируется в искажённом варианте. Последнее проявляется в обедненности эмоциональной сферы подростка. При исследовании особенностей развития познавательной сферы у детей данной категории выявлены следующие проблемы:

Отсутствие социально направленной инициативы. Круг собственных интересов часто ограничивается потребностями физиологического уровня. В ситуации общения со взрослыми преобладают защитные психические реакции: избегание, протесты, ложь, неподчинение.

Мотивационный компонент познавательной деятельности не сформирован, что выражается в негативном отношении к школе.

Произвольность в процессе учебной деятельности носит характер «из – под палки».

Наблюдая за поведением детей–сирот, общаясь с ними, можно заметить следующие особенности: повышенная агрессивность, склонность к употреблению психоактивных веществ, культ силы. Все это сочетается со скудностью представлений о мире взрослых. Такие дети зачастую не понимают некоторых простых вещей, которые понятны их сверстникам, воспитывающимся в семье. Это происходит по тому, что семья играет огромную роль в развитии ребенка, в воспитании его как члена общества. А сирота, родители которого лишены родительских прав, оказывается ущемленным. Из семьи он вынес опыт решения проблем силой, жестокостью по отношению к другим. Это он принимает за образец поведения, ему трудно понять, что можно жить по другому. Педагоги часто сталкиваются с тем, что изменить его отношение, неадекватные представления невозможно обычными способами. Они пытаются опереться на нравственные качества ребенка, которых у него нет.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации. У одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, с целью привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. Из всего выше сказанного вытекает цели и задачи программы, которая поможет умственно отсталому подростку адаптироваться в условиях школы-интерната в последующем – к условиям социума.

Цели.

Создание условий для адаптации детей в школе-интернате 8-го вида.

Коррекция негативного мировосприятия, мироощущения и поведения детей с интеллектуальным недоразвитием, воспитывающихся в специальной коррекционной школе – интернат.

Обеспечение ребёнку психологической готовности принять социальные ценности как личностно значимые.

Коррекция самосознания как социального на основе достижений (социальных «приобретений») ребёнка.

Условия реализации программы: Количество участников группы – 10 человек. Возраст участников – 14-16 лет. Время на 1 занятие – 25 минут. Периодичность – 2 занятия в неделю. Общее время – 1,5-2 месяца.

Оптимально использовать изолированное просторное помещение, например, игровой зал, т. К. подросткам нужно будет свободно перемещаться в пространстве. Необходимы также стулья по количеству участников занятий.

Серия занятий: «Мир дома моего». Цикл «Я – социальное.»

Установочное занятие 1. «Образ «Я». «Лицо человека».

Задачи: Обратить внимание детей на особенности строения лица человека. Стимулировать процесс идентификации ребёнком себя как представителя человеческого рода, выделение ребёнком других людей как таких же, как он.

Содержание и методика проведения. Занятие строится на использовании метода сравнения. Под предлогом обучения словесному рисованию лица человека ребёнком при помощи зеркала изучает своё лицо. Взрослый руководит процессом рассматривания, обращает внимание ребёнка на линии бровей, форму глаз, указывает на такие же глаза, брови у других детей, выделяет общие закономерности, доступные восприятию ребёнка. В качестве подкрепления увиденного используется приём ощупывания ребёнком своего лица, рисование на бумаге. Такого рода подкрепление рекомендуется проводить сразу после изучения какого-то одного элемента лица, т. Е. поэлементно.

Занятие 2. «Похожие и неповторимые».

Задачи. Фиксация представлений детей об общности (родстве) всех людей. Создание условий для выделения ребёнком себя и другого из этой общности как уникальных носителей неповторимых черт лица. Дифференциация второстепенных признаков.

Содержание и методика проведения. Взрослый продолжает вместе с детьми исследовать черты лица. Обращает внимание на второстепенные признаки (овал лица, форма подбородка, губ, бровей, цвет глаз, их величины), использует разные сравнения. Предлагает детям вспомнить, знают ли они кого-то с одинаковыми лицами (близнецы). Организует «присматривание» и сравнение. Вспоминает и сравнивает три пары известных всем присутствующим людей: близнецов (чем они отличаются, характер), братьев или сестёр не близнецов, но чем-то похожих друг на друга (чем?), и двух детей, не имеющих родственных связей (присутствующих на занятии). Вместе с детьми ищет, похожее и непохожее. В помощь можно привлекать портреты и фотографии. На данном занятии ребёнок получает возможность выделить себя из социального окружения через осознание своей неповторимости и неповторимости любого другого человека.

Занятие 3. «Мимика»

Задачи. Фиксация достижения предыдущего занятия. Выделение мимических компонентов как признаков эмоционального состояния человека.

Содержание и методика проведения. Изображение на листе бумаги основных, ярко выраженных эмоций: радость, печаль (грусть), гнев (злость), удивление. Вербализация эмоций. Наделение персонажа картинки эмоциями с целью обозначения характеристики внутреннего эмоционального состояния. Вербализация его возможных причин.

Занятие 4. «Словесный автопортрет»

Задачи. Достижение частичного сознания ребёнком своего социального «Я», себя как носителя социальной роли; осознание своего места в социуме, выделение равных себе в социальном окружении.

Содержание и методика проведения. Рисование (можно совместно со взрослым) себя с целью создания своего социального портрета. Вербализация ребёнком присущих ему социальных признаков: «У меня есть имя…моя фамилия…моё отчество…мне…лет, я – ученик…класса, я живу в…детском доме, у меня есть друзья…, я люблю…»Взрослый помогает ребёнку наводящими вопросами дать социальную и нравственную характеристику герою портрета. Подчёркивает сходные с другими детьми характеристики: ученики одной школы, класса, одинаковое количество лет, схожие интересы.

Цикл занятий: «Хорошо и плохо»

Установочное занятие 1.

Задачи. Вербализация и дифференциация понятий «хорошо» и «плохо».

Содержание и методика проведения. Организуется сюжетно-ролевая игра, где по сюжету должны участвовать плохие и хорошие персонажи. Количество детей 2-3 человека. Взрослый помогает детям разворачивать сюжет игры в соответствии с основной игровой идеей (один персонаж хочет причинить вред другому). Проигрываются эмоционально насыщенные моменты. Взрослый также регулирует и игровое поведение ребёнка, играющего хорошего персонажа. Взрослый помогает ребёнку, играющему хорошего персонажа, решить проблему, выработать правильное отношение к плохому персонажу. Начало происходит по схеме предыдущего занятия. Взрослый вводит коррективы в ход игры: плохой персонаж не хочет становиться хорошим, но хорошие всё равно побеждают. Роль плохого персонажа никто специально не играет. Его поведением руководит взрослый с отстранённой позиции, не отождествляя себя с ним, и говоря о нём в третьем лице. Плохой персонаж находится в руках хорошего, и хороший должен решить, что с ним делать. Взрослый акцентирует внимание ребёнка на том, что хороший не может сделать плохо, иначе он превратиться в плохого.

Занятие 2. «Как стать хорошим»

Задачи. Конкретизация представлений о социальной значимости хорошего и плохого поведения.

Содержание и методика проведения. Игра развивается как продолжение предыдущего сюжета. Взрослый создаёт игровую ситуацию, когда плохой персонаж соглашается научиться быть добрым. Дети под руководством психолога воспитывают плохого персонажа, т.к. у него появляется возможность создать специально опасные ситуации.

Занятие 3. «Проступок и прощение»

Задачи. Мотивационно-смысловое разделение негативного поступка и личности человека. Фиксация внимания детей на характере самого поступка.

Содержание и методика проведения. Взрослый создаёт потенциально конфликтную игровую ситуацию, когда хороший персонаж совершает условно плохой поступок: наносит вред. Т. Е. моделируется ситуация, когда один ребёнок обвиняет другого в плохом поступке, который в данном случае объективно является преднамеренным.


[1] Коррекционные занятия проводились классным руководителем 8 «В» класса Навлинской школы-интерната Насоновой Г.Б., также ею были проведены предложенные тесты во время занятий, кроме того Насонова Г.Б. является разработчиком коррекционной программы для адаптации подростков с девиантным поведением к условиям школы-интерната 8-го вида.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты