- Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г.;
- Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.;
- Закон РФ «О местном самоуправлении в РФ» № 1550-1 от 6 июля 1991 г.;
- Закон РТ «О местных органах государственной власти и управления» № 2246-XII от 30 ноября 1994 г.;
- Закон РТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» № 45-ЗРТ от 28 июля 2004 г.;
- Закон РТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» № 2250-XI от 30 ноября 1994 г.;
- Закон РТ «О продлении сроков полномочий представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в РТ» № 6-ЗРТ от 28 января 2005 г.;
- Закон РТ «О государственной собственности и собственности местного самоуправления» № 2353 от 15 сентября 1999 г.
4.4 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
Обоснование проблемы исследования. Вопросы обеспечения законности правового регулирования местного самоуправления, а также проблемы, находящиеся в тесной взаимосвязи с ними, в последнее время неизменно вызывают пристальный интерес как практических работников, так и широкого круга ученых, представляющих различные сферы правовой науки. Подобное внимание к указанной проблематике вполне объяснимо: сегодня во многих субъектах Российской Федерации идет активный процесс по модификации и совершенствованию систем местного самоуправления как на региональном, так и на муниципальном уровнях.
В связи с этим первоочередное значение в настоящее время приобретает качество действующей нормативной базы местного самоуправления, ее способность служить надежной основой сложных процессов, происходящих в правовом регулировании местного самоуправления и характерных для современного этапа его развития. К тому же, сегодня очевидна необходимость создания механизма обеспечения единства правового пространства России, который позволил бы оптимизировать взаимодействие системы федерального законодательства с региональными и муниципальными законодательными системами на основе положений Конституции РФ.
В рамках созданных муниципальных управленческих отношений реализуются функции, компетенция и полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. Главным и заключительным этапом такой деятельности являются подготовка и издание правовых актов управления. Практически невозможно решать вопросы местного значения без института муниципальных правовых актов управления, т. е. без принятия органом местного самоуправления и их должностными лицами нормативных или индивидуальных правовых актов управления, поскольку задачи и функции местного самоуправления не могут быть в конечном счете решены без использования такой формы управления, как издание правовых актов управления.
Соблюдение законности означает строгое и неуклонное выполнение законов и основанных на них подзаконных актов всеми без исключения органами, организациями, должностными лицами и гражданами, полное соответствие их поведения пред писаниям юридических норм.
Соответствие целям и содержанию закона означает, что при издании правового акта органа местного самоуправления, иных нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, не допустимы какие бы то ни было отступления от целей, которые имелись в виду в законах и других актах (например, в уставе муниципального образования), обладающих большей юридической силой. Это требование обязывает органы местно го самоуправления использовать предоставленные им полномочия только для тех целей, которые определены законом.
Говоря о необходимости соответствия правовых актов органов местного самоуправления целям и содержанию закона, следует обратить внимание на недопустимость противопоставления законности и «целесообразности» при принятии актов.
Представленные требования к нормативно-правовым актам органов местного самоуправления формируют необходимость надзора прокуратуры как способа обеспечения законности. Все это отражает актуальность и необходимость проведения социологического исследования в данной сфере.
Цель исследования – выявление тенденций обеспечения законности нормативно-правовых актов управления органами прокуратуры.
Объект исследования – правовые акты местного самоуправления.
Предмет исследования – обеспечение прокуратурой верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересы общества и государства.
Гипотеза исследования: предварительный анализ ряда материалов системе регулирования нормотворчества позволяет сделать предположение, что в настоящее время в системе разработки и принятия нормативно-правовых актов существуют проблемы обеспечения их законности, несоответствия федеральному законодательству и законодательству субъектов федерации.
Задачи исследования:
- определить динамику разработки распорядительных документов;
- выявить схему работы администрации с населением;
- определить систему разработки нормативных актов в деятельности администрации;
- выявить проблемы в обеспечении законности принимаемых нормативных актов администрации.
Логический анализ основных понятий.
Прокурорский надзор - осуществляемый органами прокуратуры надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением этими органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Прокурор вправе: опротестовывать акты, издаваемые различными юридическими лицами, если они противоречат закону; привлекать правонарушителей к уголовной ответственности, возбуждать производство об административном правонарушении; обеспечивать возмещение материального ущерба, причиненного нарушением закона, и т.д.
Муниципальное (местное) нормотворчество - осуществляемая в определенном, установленном уставом муниципального образования и иными нормативными актами органов и должностных лиц местного самоуправления процессуальном порядке деятельность по созданию, изменению и дополнению общеобязательных правил поведения по предметам местного значения.
Муниципально-правовые нормы – это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.
Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного само управления, документально оформленное, обязательное для исполнения м территории муниципального образования, устанавливающее либо из меняющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
Рабочий план исследования представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Рабочий план исследования
Мероприятие |
Сроки проведения |
Ответственный |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 Сбор информации по теоретической части (написание основных понятий, обобщение и анализ исследований по данной проблеме, описание актуальности проблемы) |
02.01.07–07.01.07 |
Дипломант |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
2 Составление программы социологического исследования (формулировка и обоснование проблемы, указание цели исследования, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования) |
08.01.07–11.01.07 |
Дипломант |
|
3 Подготовка инструментария |
12.01.07 |
Дипломант |
|
4 Анализ документов |
13.01.07–15.02.07 |
Дипломант |
|
5 Подготовка полученных данных к обработке |
16.02.07–19.02.07 |
Дипломант |
|
6 Анализ информации, полученной из исследований по статистическим данным |
20.02.07–23.02.07 |
Дипломант |
|
Методологическая основа. Основным методом сбора информации явился метод обработки документов, который позволили проанализировать сложившуюся ситуацию в области регулирования нормотворчества в Нижнекамском муниципальном образовании.
Таблица 2 - Операционализация понятий по анализу документов
Операциональные понятия |
Индикаторы |
Наименование исследования |
Порядок предоставления отчетов по организации прокурорского надзора |
Сроки предоставления рапортов о результатах проверок правовых актов должностных лиц и органов муниципального образования |
Указание прокуратуры РТ «О порядке предоставления отчетов по организации прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления» от 12.01.06 № 7-10-4-06 |
Проверка соблюдения законности правовых актов органов местного самоуправления |
Количество протестов и представлений об устранении нарушений |
Докладная записка Заместителю прокурора РТ |
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина |
Количество выявленных нарушений |
Отчет о работе прокурора |
Проверка соблюдения бюджетного законодательства |
Объем доходов и расходов бюджета |
Представление об устранении нарушений бюджетного законодательства при составлении и утверждении бюджета муниципального образования |
Правовое регулирование муниципальной службы |
Нарушение законодательства о муниципальной службе |
Представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе |
Надзор за законностью правовых актов органов власти и управления |
Статистические данные о вынесенных протестах и представлениях за 2005 год |
Надзор за соблюдением законности в деятельности местных органов представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, контролирующих органов |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21