31 Яровиков К.Ю. Надзорная функция прокуратуры:теория и проблемы развития / К.Ю. Яровиков // Государство и право. – 1999. – №11. – С.68-72.
32 Калина, В.Ф. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты / В.Ф. Калинина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // liber. rsuh. ru, свободный.
33 Мельников, Н.В. Прокурорская власть / Н.В. Мельников // Государство и право. – 2002. – №2. – С.14-20.
34 Мельников, Н.В. Прокурорский надзор - самостоятельная форма осуществления прокурорской власти в России / Н.В. Мельников // Государство и право. – 2003. – №5. – С.34-41.
35 Алексеев, С.С. Общая теория права. Т. 1 / С.С. Алексеев. – М. : Юристъ, 2006. – 720 с.
36 Бессарабов, В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране / В.Г. Бессарабов // Журнал российского права. – 2003. – №9. – С.14-23.
37 Казарина А. Общий надзор: возможности и пределы / А. Казарина // Законность. – 2003. – №7. – С.5-9.
38 Беркович Е. Прокурор и правотворческая деятельность местного самоуправления / Е. Беркович // Законность. – 2003. – №9. – С.11-14
39 Соловьев, С.Г. Проблемы обеспечения законности регионального и местного нормотворчества в Челябинской области / С.Г. Соловьев // Муниципальная власть. – 2004. – № 12. – С. 32-39.
40 Сергеев А. Приостановление действия актов органов местного самоуправления / А. Сергеев // Законность. – 2003. – №10. – С.55-57.
41 Тарасов, А.М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля / А.М. Тарасов // Государство и право. – 2004. – №10. – С.15-25.
42 Беляев, В.П. Надзор как форма юридической деятельности / В.П. Беляев // Известия высших учебных заведений. – 2004. – №3. – С.68-84.
43 Беркович, Е. Местное самоуправление: предмет надзора / Е. Беркович // Законность. – 2004. – № 11. – С. 9-10.
44 Низовцев, А. Надзор за соблюдением законов о государственной и муниципальной собственности / А. Низовцев // Законность. – 2005. – № 2. – С. 19-20.
45 Киричек, Е.В. Прокурорский надзор - гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / Е.В. Киричек // Государственная власть и местное самоуправление. – 2003. – №2. – С.23-27.
46 В обществе – об обществе // Информационный бюллетень. – 2003. – № 1. – С. 36-39.
47 Курманов, М.М. Уклонение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ от исполнения решений судов о признании противоречащими федеральному законодательству нормативных правовых актов субъекта РФ: теория и практика / М.М. Курманов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2004. – № 2. – С. 33-37.
48 Андреева, Л. Правотворчество органов местного самоуправления (по материалам Новгородской области) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: www. dialogvn. ru / uk / 1999 / n04 / s99-4-01. htm, свободный.
49 Технология внесения законодательных инициатив [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. budgetrf. ru, свободный.
50 Дмитриев, Ю. Проблемы классификации нормативных правовых актов муниципального образования / Ю. Дмитриев // Право и жизнь. – 2001. – № 35. – С. 147-153.
Приложение А
Таблица А.1 - Модельный нормотворческий процесс
№п/п |
Стадиянормотворческого процесса |
Участники |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Анализ общественных отношений в данной сфере (критическое осмысление состояния вопроса). Сбор и обобщение социально-экономической информации. |
Инициатор нормотворческой инициативы.Специалист (эксперт, аналитик) в предметной области. |
Побудительным мотивом к такому анализу могут быть письма, жалобы, обращения избирателей |
2 |
Анализ правоотношений в данной сфере (формулирование предмета правового регулирования) |
Юрист-консультант |
В частности, определяется, к “чьёму ведению” относится исследуемый вопрос |
3 |
Дополнительный анализ ситуации. |
Инициатор (с возможным привлечением специалиста и юриста) |
Осуществляется, если анализ по п.2 показал, что вопрос относится к “другому” уровню власти (федеральному или региональному). |
4 |
Составление технического задания на разработку проекта правового акта. |
Инициатор (он же – заказчик) нормотворческой инициативы с привлечением специалиста и юриста и возможного разработчика правового акта |
При необходимости, одновременно составляется смета расходов на разработку правового акта, а также проект договора на разработку проекта. |
5 |
Разработка концепции проекта правового акта, анализ возможных социально - экономических последствий. |
Юрист - разработчик проекта правового акта.Аналитик. |
|
6 |
Предварительное общественное обсуждение концепции проекта, согласование и утверждение концепции. |
Инициатор.Специалисты.Юрист - разработчик.Заказчик.Аналитик.НКО, привлеченные инициатором |
Возможно проведение предварительных публичных слушаний |
7 |
Разработка (написание) проекта правового акта |
Юрист - разработчик. |
При строгом соблюдении логики изложения и требований юридической техники! |
8 |
Выполнение необходимых экономических расчетов в связи с введением в действие правового акта |
Экономист.Юрист - разработчик. |
Расчет “выпадающих” доходов, расчет дополнительных бюджетных расходов и др. |
9 |
Оформление проекта правового акта |
Юрист - разработчик. |
С соблюдением всех регламентных требований и требований юридической техники. |
10 |
Юридическая экспертиза проекта |
Юрист-эксперт |
На соответствие проекта действующему законодательству |
11 |
Специальная экспертиза проекта |
Эксперты.Юрист - разработчик.Инициатор. |
Например, экологическая, градостроительная, финансовая и т.п. |
12 |
Доработка проекта с учетом замечаний экспертов |
Юрист - разработчик. |
|
13 |
Получение “бюджетно-налогового” заключения главы муниципального образования |
Инициатор.Субъект права нормотворческой инициативы.Глава муниципального образования. |
Возможна последующая доработка проекта с учетом замечаний главы МО. |
14 |
Внесение проекта (с приложением всех сопутствующих документов) на рассмотрение соответствующего органа МСУ |
Субъект права нормотворческой инициативы.Юрист - разработчик. |
Субъекты права нормотворческой инициативы определяются в Уставе МО. |
15 |
Опубликование проекта в СМИ |
Субъект права нормотворческой инициативы. |
Организация обсуждения проекта в СМИ |
16 |
Рассмотрение проекта в рабочих органах (постоянных комиссиях, комитетах) МСУ |
Субъект права нормотворческой инициативы.Депутаты МСУ.Органы МСУ.НКО. |
|
17 |
Общественные слушания по проекту |
Субъект права нормотворческой инициативы.Глава муниципального образования.Депутаты МСУ.Органы МСУ.НКО. |
Вплоть до “всенародного обсуждения” |
18 |
Принятие проекта за основу |
Представительный орган МСУ. |
В соответствии с регламентом МСУ. |
19 |
Подготовка и внесение поправок к проекту |
Субъекты права нормотворческой инициативы.Представительный орган МСУ.НКО. |
В соответствии с регламентом МСУ. |
20 |
Обсуждение и голосование поправок |
Субъекты права нормотворческой инициативы.Представительный орган МСУ. |
В соответствии с регламентом МСУ. |
21 |
Окончательное голосование по проекту “в целом” |
Представительный орган МСУ. |
В соответствии с регламентом МСУ. |
22 |
Подписание принятого правового акта |
Глава муниципального образования. |
Глава МО может отклонить принятый правовой акт! Тогда правовой акт рассматривается повторно. |
23 |
Обнародование (опубликование) правового акта |
Глава муниципального образования. |
|
24 |
Подготовка и распространение разъяснений, комментариев, советов для населения |
Юрист - разработчик.Юристы-консультанты.Специалисты.СМИ.НКО. |
Статьи в СМИ, буклеты, листовки, собрания. |
25 |
Применение правового акта |
Субъекты правоприменения. |
|
26 |
Анализ правоприменения |
Юрист-разработчик.Юристы-исследователи.НКО.Любые заинтересованные лица. |
С применением различных методик, включая опросы. |
27 |
Подготовка предложений по корректировке правового акта (изменению, дополнению, отмене) |
Субъекты права нормотворческой инициативы. |
|
[1] Возвращение к истокам права: Судебные Уставы // Законность. – 2004. – №5. – С.47-54.
[2] Винокуров, Ю. Проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей / Ю. Винокуров // Законность. – 2004. – №6. – С.19-27.
4 Баграх Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 3-е изд., пересмотр. И доп. − М.: Норма, 2007. − 816 с.
1 Прокурорский надзор / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. Ред. Ю.Е. Винокурова. – М.: Высшее образование, 2005. – 460 с.
1 Лопатина С. Н. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект // Правоведение. − 2000. − № 2. − С. 41−42.
2 Савченко Д. А., Шугрина Е. С, Горожанин В. А. Понятие и виды местного нормотворчества. Устав муниципального образования. Новосибирск, 1997; Шугрина Е. С. Муниципальное право: Учебник. − М., 1999. − С. 205-209.
3 Розенфельд В. Г., Сергеев А. А. Указ. соч. − С. 69−78.
1 Власов Б.А., Студеникин С.С. Советское административное право. - М., 1959. - С. 140; Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). - М., 1968. - С. 200-204; Советское административное право. – М., 1977. - С. 200; Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Советское строительство. – М., 1981. - С. 377-378; Васильев РФ. Указ. соч. - С. 86-100.
2 Елистратов А.И. Очерк административного права. - Петроград. - 1922. - С. 91.
3 Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С.Н. Братуся, И.С. Самощенко. - М., 1962. – С. 53; Федосеев А.А. Нормативные акты советского государства и формы их выражения: Дисс. На соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. – Л., 1964. – С. 146; Тиновицкая И.Д. Правовые вопросы документирования управленческой деятельности: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. – М., 1972.– С. 14.
4 Антонова Н.А. Органы местного самоуправления: Нормативные правовые акты: науч.-практич. Пособие. -.: Дело, 2006. – 256 с.
[3] Розенфельд, В. Г., Сергеев, А. А. Муниципальное правотворчество и государственный контроль за законностью // Правоведение. – 2000. – № 6 (233). – С. 69 – 78.
[4] Розенфельд, В. Г., Сергеев, А. А. Муниципальное правотворчество и государственный контроль за законностью // Правоведение. – 2000. – № 6 (233). – С. 69 – 78.
[5] Виталь Дюран Э. Местные органы власти во Франции. – М. : Юристъ, 1996. – 250 с.
[6] Субочев В.В. Муниципальные законодательные интересы: понятие, природа, закономерности осуществления // Государственная власть и местное самоуправление. – 2004. – № 6. – С. 64–99.
[7] Розенфельд, В. Г., Сергеев, А. А. Муниципальное правотворчество и государственный контроль за законностью // Правоведение. – 2000. – № 6 (233). – С. 69 – 78.
[8] Замотаев А. Может ли государственная власть руководить властью муниципальной? // Российская Федерация сегодня. – 2003. – № 18-19. – С. 28-30.
[9] Местное самоуправление. – М. : Право, 2003. – 320 с.
[10] Местное самоуправление. – М. : Право, 2003. – 320 с.
[11] Савченко Д.А., Шугрина Е.С., Горожанин В.А. Местное нормотворчество: проблемы и перспективы // Государственная власть и муниципальное управление. – 2006. – № 6. – С. 31-35.
[12] Савченко Д.А., Шугрина Е.С., Горожанин В.А. Местное нормотворчество: проблемы и перспективы // Государственная власть и муниципальное управление. – 2006. – № 6. – С. 31-35.
[13] Местное самоуправление. – М. : Право, 2003. – 320 с.
[14] Комарова В.В. Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления// Ученые записки. – Ростов на Дону : Ростовиздат, 2002. – 120 с.
[15] Комарова В.В. Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления// Ученые записки. – Ростов на Дону : Ростовиздат, 2002. – 120 с.
[16] Комарова В.В. Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления// Ученые записки. – Ростов на Дону : Ростовиздат, 2002. – 120 с.
[17] Калина В.Ф., Курскова Г.Ю. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты // liber.rsuh.ru.
[18] Калина В.Ф., Курскова Г.Ю. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты // liber.rsuh.ru.
[19] Комарова В.В. Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления// Ученые записки. – Ростов на Дону : Ростовиздат, 2002. – 120 с.
[20] Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. – М. : Юристъ, 2006. – 720 с.
[21] Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. – М. : Юристъ, 2006. – 720 с.
[22] Калина В.Ф., Курскова Г.Ю. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты // liber.rsuh.ru.
[23] Калина В.Ф., Курскова Г.Ю. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты // liber.rsuh.ru.
[24] Соловьев С.Г., Степанищев В.Ф. Проблемы обеспечения законности регионального и местного нормотворчества в Челябинской области // Муниципальная власть. – 2004. – № 12. – С. 32-39.
[25] Соловьев С.Г., Степанищев В.Ф. Проблемы обеспечения законности регионального и местного нормотворчества в Челябинской области // Муниципальная власть. – 2004. – № 12. – С. 32-39.
[26] Соловьев С.Г., Степанищев В.Ф. Проблемы обеспечения законности регионального и местного нормотворчества в Челябинской области // Муниципальная власть. – 2004. – № 12. – С. 32-39.
[27] Соловьев С.Г., Степанищев В.Ф. Проблемы обеспечения законности регионального и местного нормотворчества в Челябинской области // Муниципальная власть. – 2004. – № 12. – С. 32-39.
[28] Соловьев С.Г., Степанищев В.Ф. Проблемы обеспечения законности регионального и местного нормотворчества в Челябинской области // Муниципальная власть. – 2004. – № 12. – С. 32-39.
[29] Соловьев С.Г., Степанищев В.Ф. Проблемы обеспечения законности регионального и местного нормотворчества в Челябинской области // Муниципальная власть. – 2004. – № 12. – С. 32-39.
[30] Соловьев С.Г., Степанищев В.Ф. Проблемы обеспечения законности регионального и местного нормотворчества в Челябинской области // Муниципальная власть. – 2004. – № 12. – С. 32-39.
[31] В обществе – об обществе // Информационный бюллетень. – 2003. – № 1. – С. 36-39.
[32] Курманов М.М. Уклонение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ от исполнения решений судов о признании противоречащими федеральному законодательству нормативных правовых актов субъекта РФ: теория и практика // Государственная власть и местное самоуправление. – 2004. – № 2. – С. 33-37.
[33] Андреева Л. Правотворчество органов местного самоуправления (по материалам Новгородской области) // www.dialogvn.ru/uk/1999/n04/s99-4-01.htm.
[34] Технология внесения законодательных инициатив // www.budgetrf.ru
[35] Дмитриев Ю. Проблемы классификации нормативных правовых актов муниципального образования // Право и жизнь. – 2001. – № 35. – С. 147-153.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21