6. Отличие финансов от денег
Финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения – это финансовые отношения. Финансы обладают такими признаками, по которым их безошибочно можно выделить из ряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются. Субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия (при купли – продажи, заимствования денег и др.). Деньги - это всего лишь один из финансовых инструментов. Финансовые инструменты - это разнообразные виды рыночного продукта финансовой природы - в том числе денежные знаки, ценные бумаги, золото, векселя, финансовые договоры и т.д. и т.п. Т.е. денежные средства, отвечая на Ваш вопрос, - это составляющая часть финансов.
7. Функции финансов и их проявлений в условиях рынка
Функции финансов:
1. распределительная
2. контрольная
Эти функции осуществляются финансами одновременно.
Распределительная функция: позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые фонды в соответствии с потребностями общественного производства. Через это функцию реализуется общественное назначение финансов, то есть обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами.
Контрольная функция: состоит в контроле за распределением Национального Дохода по соответствующим фондам и их использованием по целевому назначению. Реализуется контрольная функция через финансовую информацию, которая заключена в финансовых показателях. Проявляется функция в процессе деятельности органов финансового контроля.
8. Распределительная функция финансов и ее проявления на макроуровне
Схема1. Распределительная функция финансов на макроуровне.
- Национальный доход
- Первичное распределение
- первичный доход
[Доходы в сфере материального производства] [ЗП работников сферы материального производства]
- вторичное распределение (перераспределение)
- вторичные (производственные) доходы
[налоги] [Доходы в непроизводственной сфере]
Первичное расходование НД происходит между собственниками, организаторами и непосредственными участниками производства, в результате чего формируются первичные или основные доходы. К ним относят:
· доходы предприятий в сфере материального производства
· заработная плата этой сферы
Однако первичный доходы еще не образуют общественные денежные фонды. Необходимо дальнейшее перераспределение созданной стоимости.
Его суть заключается в отчуждении стоимости одних субъектов в пользу других.
Перераспределение обуславливается:
· наличием непроизводственной сферы
· межотраслевым и меж территориальным распределением
· перераспределение между различными социальными группами населения.
В результате перераспределения образуются вторичные или производственные доходы, которые показывают конечные пропорции национального дохода.
9. Распределительная функция финансов и ее проявления на микро уровне
- Выручка (доход от реализации,C+V+M, где V+M - национальный доход)
- Возмещение потребленных средств производства (С)
- Вновь созданная стоимость (НД на уровне предприятия, V+M)
[НДС, акциз] -[ЗП работников] -[Отчисления в ПФ] -[Прибыль]-
- Национальная прибыль
- чистая прибыль
[Дивиденды]- [Резерв]- [Инвестиции]- [Социальные нужды]- [Поощрения]-
Выручка =N*Ц
Ц= с/с + прибыль
Ц= МЗ + А + ЗП + НачЗП + П + НДС
(МЗ + А) - С
(МЗ + А + ЗП + НачЗП) – с/с
(ЗП + НачЗП + П + НДС + АкцС) – НД
(ЗП + НачЗП) - V
(П + НДС+АкцС) – прибыль, m’’
Таким образом, принимая участие в распределении и перераспределении НД, финансы содействуют изменению пропорций, которые возникают в следствии первичного НД в пропорции его конечного использования.
Схема 2. Распределительная функция финансов на микро уровне (уровне предприятия)
Поскольку финансы являются инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают распределительный процесс.
10. Контрольная функция финансов и особенности ее реализации в современных условиях
Контрольная функция: состоит в контроле за распределением Национального Дохода по соответствующим фондам и их использованием по целевому назначению. Реализуется контрольная функция через финансовую информацию, которая заключена в финансовых показателях. Проявляется функция в процессе деятельности органов финансового контроля. В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.
11. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
Дискуссионными или спорными финансовой науки являются такие вопросы:
1. вопрос о природе: одни учёные считают , что финансы возникают на 2-й стадии воспроизводства, стадии распределения; другие рассматривают финансы, как категорию воспроизводства в целом.
2. вопрос о роли государства в финансах или финансовых отношениях: некоторые авторы рассматривают государство как причину финансовых отношений, другие считают, что государство организует и регулирует эти отношения, но сами финансы носят объективный характер.
3. вопрос о функциях финансов: большинство учёных рассматривают 2 функции – распределительную и контрольную, однако некоторые выделяют также регулирующую, стимулирующую, воспроизводственную и другие функции финансов.
12. Финансовая политика, сущность и задачи
Финансовая политика - это совокупность финансовых мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государства своих функций.
Финансовая политика включает в себя 3 главных элемента:
1. определение целей и постановка задач для их достижения;
2. выбор средств и методов достижения поставленных целей;
3. подбор и расстановка кадров
Содержание финансовой политики - это выбор основных направлений использования финансов в соответствии с задачами экономического и социального развития общества. Главная цель финансовой политики - обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития то есть сохранение в данном государстве системы общественных отношений. Задачи финансовой политики:
1. создание условий для формирования максимального объема финансовых ресурсов;
2. установление рациональных пропорций распределения и использования финансовых ресурсов;
3. разработка финансового механизма и его совершенств;
4. создание эффективной системы управления.
От длительного периода финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.
13. Финансовая политика Украины на современном этапе
Финансовая политика на современном этапе. В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно, финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются:
1. проведение мероприятий по переводу предприятий па рыночные отношения;
2. преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно- кредитной системы;
3. комплекс мер по социальной защите населения.
В условиях перехода к рыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются:
- разумная приватизация государственного сектора;
- дальнейшее развитие антимонопольной политики;
- совершенствование действующей налоговой системы;
- финансовое обеспечение конверсии;
- развитие финансового рынка;
- ликвидация бюджетного дефицита;
- сокращение внутреннего и внешнего долга.
14. Финансовый механизм как способ реализации финансовой политики
Для реализации финансовой политики и успешного проведения её в жизнь используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации отношений, изменяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта национального дохода. Государство определяет налоги, принципы к направления использования финансовых ресурсов, амортизационную политику. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений. При этом важное значение имеет контроль.
Финансовый механизм делится на:
- финансовый механизм организаций;
- страховой механизм;
- механизм функционирования государственных органов;
- кредитную политику.
Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе.Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику. Можно схематически изобразить эти связи: