Институт гос. и коммерческого имущественного и личного страхования, для потерь от различных страховых случаев.
Институт расчетов. Обязательно присутствует в каждом из названных институтов, носит хар-р устанавливаемого порядка по ср-вам расчета между субъектами в строго установленных формах, применение которых обязательно для каждого клиента.
Институт денежного обращения - это установленная форма деят-ти по выдаче наличных денег на опред. нужды. Порядок использования наличных денег регулируется спец. актами о кассовых операциях.
Институт валютных расчетов обеспечивает вал. операции, которые связаны с обеспечением внешне-экон. связей.
20. Управление финансами: сущность и виды
Управление – это совокупность приёмов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определённого результата. В системе управления финансы можно рассматривать и как субъект управления. Как субъект управления финансы можно рассматривать и как субъект. Как субъект управления финансы играют активную роль в управлении экономикой. Как объект управления можно рассматривать различные виды финансовых отношений. Субъекты управления финансами – это те органы, которые и осуществляют это управление. Субъект управления финансами влияет на объект через финансовый механизм. При этом основными формами этого влияния являются:
1. финансовое планирование и прогнозирование
2. финансовое регулирование и стимулирование и финансовый учет и контроль.
В процессе финансового планирования проводится оценка состояния финансов выявляются возможности увеличения объемов финансовых ресурсов и эффективности их использования. Финансовое прогнозирование предполагает использование рыночных инструментов:
- конкуренции
- спроса и предложения
- свободных цен
Финансовое регулирование используется для поддержания оптимальной структуры производства и распределения при этом используется налоги дотации, субсидии. Финансовое стимулирование должно обеспечить раз-ти тех явлений и процессов, которые имеют на данном этапе приоритетное значение. При этом используются льготные кредиты, налоговые льготы, налоговые каникулы и другие способы.
21 Финансы как субъект управления экономикой
Субъектами финансовых отношений выступают предприниматели, рабочие и служащие, - за правом производителей ВВП, государство - за правом управляющей структуры общества, или как владелец-предприниматель. Права предпринимателей и рабочих и служащих отображают их права собственности на выработанный ВВП. В рамках государственного сектора экономики такие же права собственности принадлежат государству, которое выступает в данном случае обычным предпринимателем. Права государства, как управляющей структуры общества, определяются объективными потребностями установления системы финансового обеспечения выполнения государством ее функций. Необходимые государству средства она может аккумулировать таким образом:
- зарабатывать как владелец средств производства;
- получать от природных ресурсов, которые находятся в ее собственности;
- мобилизировать путем перераспределения доходов юридических и физических лиц.
Права государства в распределительных отношениях регламентируются в законодательной форме. Поскольку объект финансовых отношений один, а субъектов трое, то эти отношения носят ярко выраженный противоречивий характер. Каждый субъект стремится получить как можно больше, но это можно сделать только за счет других субъектов, которые имеют такие же интересы. Отсюда выплывает необходимость сбалансирования интересов всех субъектов. Способы сбалансирования финансовых противоречий:
1. Установление оптимальных пропорций распределения ВВП.
2. Обеспечение постоянного одновременного роста доходов каждого из субъектов. Сбалансирование интересов субъектов финансовых отношений достигается в первую очередь путем установления оптимальных пропорций распределения ВВП, то есть таких, которые отвечают вкладу каждого, в частности и государства, в его производство. Научно установленных показателей пропорций распределения и критериев эффективности на практике не существует. Оценка проводится опосредствовано по показателям экономической эффективности и социальной стабильности. Если экономика функционирует нормально и эффективно, то значительных противоречий в распределении нет. Если социальное напряжение в обществе отсутствует, то оно в целом довольно пропорциями распределения ВВП. Отмеченные критерии оценки отображаются в достаточно точных экономических показателях - уровне ВВП (ВНП) на душу население и темпах роста ВВП.
22.Субъекты управления финансами.
Управление — это деятельность, связанная с влиянием управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения определенных результатов. Субъектами управления выступают государство (в лице законодательных и исполнительных, в том числе финансовых органов), финансовые службы предприятий, организаций, учреждений. Управление осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, аппарат Президента, Министерство финансов Украины. Верховная Рада Украины, как единственный орган законодательной власти, принимает законы, в том числе по финансовым вопросам, утверждает Государственный бюджет Украины и вносит изменения в него; осуществляет контроль за выполнением Государственного бюджета Украины; принимает решение относительно отчета о его выполнении; определяет принципы внутренней и внешней политики. Верховная Рада Украины образует постоянно действующий орган контроля Счетную палату, которая подчиняется и является подотчетной Верховной Раде. Счетная палата: осуществляет контроль за выполнением законов Украины и постановлений Верховной Рады, выполнением Государственного бюджета Украины, финансированием общегосударственных программ; контролирует инвестиционную деятельность органов исполнительной власти; контролирует кассовое выполнение Государственного бюджета Украины Национальным банком Украины и уполномоченными банками; проверяет смету расходов, связанных с деятельностью Верховной Рады Украины и др. Президент Украины, как глава государства, создает в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы; подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины; имеет право вето относительно принятых Верховной Радой Украины законов со следующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Рады Украины.
Кабинет Министров Украины, как высший орган в системе органов исполнительной власти, обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования; организует разработку проекта закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает выполнения утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, предоставляет Верховной Раде Украины отчет о его исполнении. Основными заданиями Минфину Украины является:
- разработка и проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой политики; другими органами анализ современной экономической и финансовой ситуации в Украине, а также перспектив ее развития;
-разработка проекта Государственного бюджета Украины
-обеспечение эффективного использования бюджетных средств и осуществления в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
-разработка и проведение государственной политики в сфере производства,
Министерству финансов Украины подчиняются Государственное Казначейство Украины, Главное контрольно-ревизионное управление Украины. Главным заданием Государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности, в министерствах, ведомствах, государственных комитетах,
Государственное казначейство создано с целью эффективного управления средствами Государственного бюджета Украины, повышения оперативности, в финансировании расходов в пределах имеющихся объемов финансовых ресурсов в Государственном бюджете. И потому основными заданиями казначейства является: организация выполнения Государственного бюджета Украины и осуществление контроля за этим;
— осуществление контроля за поступлением, использованием средств государственных внебюджетных фондов;
— разработка нормативно методических документов по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации выполнения бюджетов всех уровней,
Государственная налоговая служба в Украине имеет статус министерства и является центральным органом исполнительной власти. Главными заданиями службы является:
-осуществление контроля за правильностью вычисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов,
-принятия нормативных актов и методических рекомендаций, по вопросам налогообложения;
Полномочия органов местного самоуправления в отрасли бюджета и финансов: — самостоятельно разрабатывают, утверждают и выполняют соответствующие местные бюджеты;
— самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов, определяют направления их использования;
— используют свободные бюджетные средства, дополнительно полученные в процессе выполнения местных бюджетов;
— органы местного самоуправления могут иметь внебюджетные целевые (в том числе валютные) средства, которые используются ими самостоятельно и находятся на счетах в банках.
— имеют право устанавливать местные налоги и собрания, которые засчитываются к соответствующим местным бюджетам.
23 Особенности управления финансов в рыночной экономике
Управление содержит в себе ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведения финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан. Объектами управления явл.:
- денежное обращение как движение общественных фондов в денежной форме в процессе воссоздания;
- круговорот капитала, который охватывает его авансирование, использование в производстве и реализацию изготовленного товара
- финансовые ресурсы и их источники в виде денежных фондов, которые используются для обеспечения бесперебойного функционирования и развития производства, социально-культурной сферы;
- финансовые отношения, которые возникают между предприятиями и государственными учреждениями, а также отношения между, торговыми, коммерческими и другими структурами.
Субъектом управления финансами является первый руководитель пр-я, планово-финансовая служба, финансовые менеджеры. Управление финансами на уровне государства осуществляется системами законодательной и исполнительной власти. В Украине это Верховная Рада, Президент и Кабинет Министров Украины. Непосредственно оперативное управление финансами возложено на Министерство финансов и подотчетны ему региональные и местные органы. Высший орган зак. власти - Верховная Рада утверждает государственный бюджет и регулирует важнейшие отношения в финансовой деятельности. Это осуществляется через принятие законов из финансовых вопросов.
Кабинет Министров Украины формирует и осуществляет финансовую и денежно-кредитную политику, разрабатывает и подает Президенту проект государственного бюджета, организует его исполнение, принимает решение о выпуске государственных внутренних ссуд, осуществляет денежную эмиссию. Министерство финансов принимает участие в разработке баланса фин. ресурсов, организует работу из составления проекта бюджета, контролирует выпуск и обращение ценных бумаг, принимает участие в работе органов управления фондовых бирж. В системе Министерства финансов функционируют государственная контрольно-ревизионная служба и Государственная налоговая администрация Украины, их возглавляют председатели, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины. Основное задание контрольно-ревизионной службы - осуществление государственного контроля за использованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности. Государственная налоговая администрация главным заданиям считает обеспечение соответствия законодательства о налогах, полный учет всех плательщиков налогов,