Рынок ценных бумаг Республики Казахстан

д) ускорение перехода реального сектора на Международные стандарты финансовой отчетности /1, с.28-30/.

Для Ассоциации финансистов Казахстана и Агентства, как уполномоченного надзорного органа приоритетом является, прежде всего, обеспечение устойчивости финансового сектора, путём регулирования, основанного на общепризнанных стандартах.

К 2007 году предполагается пересмотреть основные процедуры регулирования финансовых организаций через призму директив Европейского Союза. Первое, что должны сделать финансисты в этом направлении, — это обеспечить соответствие фондового рынка современным требованиям. Второе – это должны быть приняты меры по совершенствованию корпоративного управления и повышению прозрачности деятельности компаний /36, с.4-6/.

В Республике Казахстан рынок акций сильно отстаёт от долгового рынка. Причина кроется даже не в том, что нет финансовых инструментов для инвестирования, а в том, что как эмитенты, так и инвесторы просто не верят в этот сегмент рынка на данном этапе развития.

Инвесторам этот рынок непривлекателен в виду неопределённой дивидендной политики и нежелания эмитентов раскрывать необходимую информацию. Эмитенты пока не осознают, что привлечение инвесторов в капитал и повышение прозрачности бизнеса могут в целом существенно стабилизировать бизнес и снизить стоимость фондовой базы /39, с.7/. Часть казахстанских акционеров не зациклена на дивидендах, в основном надеясь на доходы в будущем. В меньшей степени это касается акционеров-физических лиц. Но мировая практика свидетельствует, что инвесторы стремятся покупать либо акции с высоким уровнем ликвидности при устойчивом росте цен, либо низколиквидные корпоративные ценные бумаги, по которым прогнозируются значительные объёмы дивидендных выплат.

Дивидендная политика призвана привлекать инвесторов, и в этом один из главных козырей компаний. Общие размеры выплачиваемых дивидендов для американских корпораций колеблются в диапазоне 40- 50%. Это означает, что дивидендные выплаты не могут превышать, к примеру, более половины чистого дохода компании. Эти данные чётко прописаны в документах, регулирующих дивидендные политики компаний.

Невысокие дивидендные выплаты характерны практически для всех компаний пространства СНГ. Их доля от чистой прибыли, как правило, не превышает 10% и привлекает на рынок преимущественно спекулятивно настроенных игроков, стремящихся получить прибыль на росте цен или падении курсовой стоимости акций компании. Причем данные по прибыли в разные годы отличаются друг от друга, как и соответственно выплаты в расчете на одну акцию.

Одним из основных принципов Положения о дивидендной политике является обеспечение простого механизма определения размера дивидендов и условий их выплат. Дивидендная политика должна быть достаточно прозрачной и доступной для изучения акционерами и потенциальными инвесторами /34, с.37/.

В связи с этим, для повышения привлекательности рынка ценных бумаг для инвесторов необходимо скорейшее принятие Кодекса корпоративного управления и его широкое внедрение. Данный проект Кодекса в настоящее время обсуждается с Национальным банком и Агентством финансового надзора, а также со всеми финансовыми институтами. В Кодексе предполагается раскрыть основные принципы корпоративного управления, функции общего собрания акционеров и Совета директоров, необходимые требования по раскрытию информации и дивидендной политике, свободного обращения акций и культуре компании.

Кодексы корпоративного управления в акционерных обществах приняты во всех без исключения странах. Их органы регулирования финансовых рынков требуют неукоснительного исполнения всеми участниками финансового рынка требований Кодекса корпоративного управления, принятого не в качестве законодательного акта, а как обязательные рекомендации /36, с.5/.

Рынки ценных бумаг этих стран, с одной стороны, являются самыми свободными с точки зрения инноваций, а с другой стороны – самыми регулируемыми рынками мира. Именно на них наиболее вероятно появление новых разновидностей ценных бумаг, чего так недостаёт отечественному рынку ценных бумаг.

В связи с дальнейшим совершенствованием законодательства о рынке ценных бумаг, предполагается установить требования по обязательному наличию во всех акционерных обществах систем корпоративного управления, в целях обеспечения соответствия всех акционерных обществ общепризнанным международным стандартам.

Для выхода из нынешней ситуации недостатка финансовых инструментов необходим поиск новых направлений развития казахстанского фондового рынка. Главным решением, которое должно быть осуществлено, будет вывод на рынок части государственных пакетов акций национальных компаний.

 Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поставил задачу перед правительством о выделении крупных государственных компаний в отдельный блок и создать холдинг по образцу сингапурского Temasek. Часть государственного пакета акций национальных компаний, которые войдут в этот холдинг, будет продана на фондовом рынке. Эти ценные бумаги смогут купить пенсионные, инвестиционные фонды и брокерские компании. То есть акционерами смогут стать как институциональные, так и индивидуальные инвесторы. В результате на рынке начнут обращаться долевые бумаги первоклассных эмитентов, появится институт независимых директоров в составах советов директоров национальных компаний, что значительно улучшит качество корпоративного управления /38, с.2/.

Одним из условий развития вторичного рынка ценных бумаг является увеличение ликвидности государственных ценных бумаг. Проблемы недостатка государственных ценных бумаг и недостаточной эффективности политики их размещения требуют оперативного решения. В силу ряда причин доходность по государственным ценным бумагам имела постоянную тенденцию к снижению на протяжении последних трёх лет. Одним из основных факторов, влияющим на эту ситуацию является то, что все эти ценные бумаги выпускаются с фиксированной ставкой дохода.

Как правило, на практике государственные ценные бумаги выпускаются государством для обслуживания внутреннего долга страны и в случае профицита бюджета их выпуск становится нецелесообразным. Такая ситуация приемлема в странах с устоявшейся экономической историей и стабильно работающим фондовым рынком. В странах с переходной экономикой, к которым относится и Казахстан, необходимо эмитирование государством своих ценных бумаг, даже при отсутствии дефицита бюджета. В этом случае инвестированные средства институциональных и индивидуальных инвесторов в государственные ценные бумаги можно использовать для развития реального сектора экономики страны. При этом государство через институты развития будет выступать генеральным заёмщиком и гарантом, финансируя не только государственные, но и частные проекты.

Таким образом, этот вид ценных бумаг будет соответствовать ряду требований – высокая надёжность, срочность и доходность, индексированная на инфляцию.

Проектом Программы развития рынка ценных бумаг и Планом мероприятий по её реализации предусмотрено осуществление Министерством финансов начиная с I квартала 2005 года долгосрочных, на 10 и более лет, выпусков ценных бумаг с плавающей ставкой вознаграждения, базой для исчисления которой является индекс инфляции. При этом, выпуски государственных ценных бумаг должны соответствовать общим нормам на рынке – то есть обладать предсказуемостью и осуществляться в соответствии с определённым графиком выпуска, который должен охватывать продолжительный период времени, являться доступным для всех участников организованного рынка ценных бумаг и неукоснительно соблюдаться эмитентом. Долгосрочное погашение этих ценных бумаг должно допускаться только в исключительных случаях на вторичном рынке ценных бумаг с соблюдением обязательной процедуры предварительного уведомления собственников, а также программы их конвертации в другие ценные бумаги /40, с.93-97/.

Планируемые выпуски государственных ценных бумаг направлены на расширение финансовых инструментов казахстанского фондового рынка и будут служить механизмом страхования ценовых рисков в условиях неустойчивой экономической конъюнктуры. В частности, долгосрочные обязательства будут интересны пенсионным фондам.

На современном этапе развития финансовой системы наблюдается её недостаточная эффективность в плане финансирования инновационных проектов и то, что банки пока не готовы к работе в условиях избытка денег у нефтяного и металлургического секторов. Они не предложили пока новых инструментов для финансирования новых производств. В существующих условиях необходимо насытить рынок новыми финансовыми инструментами. Ими могут стать проектные облигации, с помощью которых будут финансироваться значимые для экономики страны инвестиционные проекты или проекты, связанные с индустриально-инновационным развитием. Такие проекты как, например строительство железных дорог, портов и вокзалов.

Проектом Плана мероприятий по реализации Программы развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005-2007 годы, предусматривается создание условий для выпуска проектных облигаций для финансирования инвестиционных проектов.

В текущем году произошло давно ожидаемое событие – вступил в силу новый Закон “Об инвестиционных фондах”, во многом соответствующий мировым стандартам. На Закон возлагаются большие надежды как на источник, способный сдвинуть коллективные инвестиции на качественно новый уровень. В октябре 2004 года в соответствии с этим Законом уполномоченным органом зарегистрировано 2 паевых инвестиционных фонда: паевый инвестиционный фонд рискового инвестирования «Compass портфельные инвестиции» и паевый инвестиционный фонд рискового инвестирования «Compass прямые инвестиции» /36, с.6/.

В мировой практике инвестиционные фонды являются важнейшим инструментом привлечения свободных денег населения. По оценкам потенциал этого сектора в нашей стране составляет около 2 млрд долларов. До принятия закона «Об инвестиционных фондах» в Казахстане роль институциональных инвесторов в основном выполняли пенсионные фонды. За счёт аккумулированных средств инвестиционных фондов имеется возможность финансирования более рисковых проектов в реальном секторе экономики /39, с.7/.

Инвестиции в паи инвестиционных фондов увеличили бы возможность диверсификации и снизили бы риск инвестирования активов в ценные бумаги, выпущенные отечественными корпорациям, которые отличаются низким качеством управления и предлагают низкие нормы прибыли.

Вывод на фондовую биржу новых инвестиционных проектов совместно с государственными институтами развития позволит решить проблему финансирования вновь создаваемых производств, даст импульс реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, а также теперь значительно будет расширен перечень финансовых инструментов.

В марте 2004 года Глава государства в своём ежегодном послании народу Казахстана провозгласил необходимость разработки новой политики жилищного строительства /37/. В частности, была определена цель ввести в строй до конца 2007 года 12 млн квадратных метров жилья.

Для реализации Государственной программы развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы необходимо становление и развитие сектора рынка ценных бумаг - рынок ипотечных облигаций, который в Казахстане имеет огромные потенциальные возможности. Обороты этого рынка в мире измеряются сотнями миллиардов долларов. Только эмиссия новых ипотечных облигаций в США составила в 2000 году свыше 480 млрд долларов, а всего за прошедшее десятилетие их выпуск превысил 3,5 трлн долларов. Обороты вторичного рынка ипотечных облигаций достигает 1 трлн долларов в год /40, с.93-97/.

На сегодняшний день в Казахстане сложились благоприятные условия для дальнейшего полноценного развития рынка ипотечных облигаций. В связи с предлагаемой жилищной программой будут интенсивно развиваться все сегменты финансового сектора, в том числе и рынок государственных ценных бумаг, где ожидается выпуск 20-летных ценных бумаг Министерства финансов. Программа также оживит страховую индустрию, где в течении трёх лет планируется застраховать более чем на 160 млрд тенге новых квартир, приобретённых за счёт ипотечных кредитов, выданных коммерческими банками и имеющих гарантию Фонда гарантирования ипотечных кредитов. И на основании выданных кредитов Казахстанская ипотечная компания выпустит на эту же сумму ипотечные облигации со сроками обращения до 20 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты