Рынок ценных бумаг Республики Казахстан

В зависимости от формы участия банков различают три основные модели фондового рынка: англо-американскую (небанковскую), романо-германскую (банковскую) и смешанную. Национальный фондовый рынок находится ближе к романо-германской модели, нежели к смешанной.  Романо-германская модель предполагает непосредственное участие банков на фондовом рынке. Причина этого – особая роль банков в экономике страны, так как они удовлетворяют большую часть потребностей крупных предприятий в долгосрочном капитале. Банки берут на себя инвестирование экономики и покрытие дефицита государственного бюджета. Основными критериями, по которым различаются модели национальных фондовых рынков, являются степень централизации и возможность для банков сочетания банковских операций с деятельностью по ценным бумагам /4,с.141/.

По мере развития экономики Казахстана параллельно совершенствовалось и государственное регулирование рынка. В целях развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективное проведение операций с ценными бумагами, гарантии для инвесторов, выполнения функций контроля, на начальном этапе развития рынка ценных бумаг возникла необходимость в специальном органе государственного регулирования фондового рынка. Так в 1995 году была создана Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам, как самостоятельный орган /13,с.71/. В связи с этим стали комплексно решаться все стратегические задачи по его развитию. В течении последующих лет произошла структурная реорганизация государственных органов, которая наглядно показана на рисунке 2.


Органы государственного регулирования рынка ценных бумаг

      1991-1994                       Министерство финансов

 

1995-2000           Национальная комиссия Республики Казахстан

                                                по ценным бумагам

 

2001                                                    Департамент регулирования  РЦБ (НБ РК)

      2002 -2003                  Департамент финансового надзора

2004                                                Агентство по регулированию и надзору

                      финансового рынка и финансовых организаций


Рисунок 2

Как показывает мировой опыт, эффективное функционирование рынка ценных бумаг невозможно без регулирующей и контролирующей деятельности государственных органов. В условиях становления рынка ценных бумаг в Казахстане функционирование подобных структур приобретает исключительное значение.

Основными задачами регулирующего органа являются: контроль за соблюдением законодательства на рынке ценных бумаг, разработка правил его функционирования, обеспечивающих соблюдение интересов всех участников рынка ценных бумаг и подготовку профессиональных кадров для работы на нем, информирование населения, общественности и хозяйствующих субъектов в интересах придания рынку ценных бумаг цивилизованного и эффективного характера /15, с.22/.

Помимо Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам, в 1995 году на функционирование рынка ценных бумаг также оказывают влияние такие органы государственного регулирования, как Государственный комитет Республики Казахстан по управлению государственным имуществом, Государственный комитет Республики Казахстан по приватизации, Министерство финансов и Национальный Банк Республики Казахстан. Был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона: «О ценных бумагах и фондовой бирже».

Середину 1996 – 1997 годов можно, прежде всего, связать с продажей акций крупнейших отечественных предприятий управляющим фирмам, когда начался второй этап реализации национальной Программы разгосударствления и приватизации – начало массовой приватизации. Именно этот факт имеет большое практическое значение в процессе формирования рынка корпоративных ценных бумаг.

Так на основании постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении перечней хозяйствующих субъектов», определены 32 предприятия первого и 24 предприятия второго эшелона, акции которых были реализованы на фондовой бирже /18, с.33/.

В историю развития казахстанского рынка ценных бумаг 1996 год войдет как год доминирования рынка государственных ценных бумаг. В этом году рынок государственных ценных бумаг получил бурное развитие и по темпам роста опередил другие сектора финансового рынка. В это время суммарный оборот первичного и вторичного рынка превышает оборот других инструментов фондового рынка. Так, только на первичном рынке размещено государственных казначейских обязательств на три миллиарда тенге, а оборот вторичного рынка составлял более шести миллиардов тенге.

Также в 1996 году рынок государственных ценных бумаг пополнился еще одним доходным и рыночным инструментом национальными сберегательными облигациями. Размещение этих ценных бумаг позволяет охватить ранее не задействованные широкие слои мелких инвесторов - население. Поэтому программа эмиссии национальных сберегательных облигаций рассчитана для активного вовлечения населения в операции с ценными бумагами.

Итак, в 1992 – 1997 годы фондовый рынок преимущественно обслуживал процесс приватизации, а также внутренние спекулятивные вложения в ценные бумаги. Большинство отраслей промышленности прошло приватизационные процедуры: развивается электроэнергетика, чёрная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, связь. Посредством акционирования было проведено первичное размещение акций. По данным Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам в этот период свыше 8200 предприятий прошло акционирование.

С 1997 года происходит новая фаза постприватизационного перераспределения собственности, для которой характерны:

а) использование нетривиальных схем (легализованное размывание государственных долей, конвертация долгов в ценные бумаги, продажа дебиторской задолженности, доверительные схемы, скупка векселей, манипулирование дивидендами по привилегированным акциям);

б)   активное участие государства;

в) главные объекты перераспределения – крупнейшие казахстанские компании, где уже произошла некоторая структуризация контроля.

В результате к концу 1997 года на казахстанском рынке ценных бумаг действовала расширенная законодательная база, основанная на положениях Гражданского кодекса Республики Казахстан, которая обеспечивала комплекс мер по защите интересов инвесторов. Основой законодательной инфраструктуры фондового рынка являются Закон «О рынке ценных бумаг» от 5 марта 1997 года и ряд нормативно-правовых актов, изданных в соответствии с названным законом Правительством Республики Казахстан и Национальной комиссии по ценным бумагам: Закон «О регистрации сделок с ценными бумагами в Республике Казахстан» 5 марта 1997 года; Закон «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан» 6 марта 1997 года; Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» 20 июня 1997 года.

Тогда же по инициативе и благодаря разъяснительной работе уполномоченного органа профессиональными участниками рынка ценных бумаг, 22 банками и 7 брокерскими компаниями был учреждён Центральный депозитарий, с созданием которого было завершено построение базовой институциональной и технической инфраструктуры. Следует особо отметить, что она соответствовала основным требованиям и обеспечивала надёжное исполнение сделок. В результате объединения тринадцати независимых регистраторов был создан «Союз регистраторов». Была создана система подготовки специалистов для работы на рынке ценных бумаг. К этому моменту в результате жёстких требований к финансовой устойчивости основных посредников – брокеров-дилеров был качественно улучшен их состав. На фондовом рынке функционирует две фондовые биржи. В этом же году были заложены основы для развития в Казахстане крупных институциональных инвесторов /18, с.32/.

Введение в действие накопительной пенсионной системы обеспечило ускоренное количественное и качественное развитие новых посредников рынка ценных бумаг – банков-кастодианов, компаний по управлению пенсионными активами и накопительных пенсионных фондов. Накопительными пенсионными фондами очень быстро были с аккумулированы значительные и предназначенные исключительно для инвестирования активы, что очень благоприятно сказывается на возможностях финансового рынка и экономики в целом.

В 1998 году в связи с влиянием кризисных явлений на международных финансовых рынках, финансовым кризисом в Российской федерации, на фондовом рынке Республики Казахстан стали усиливаться стагнационные процессы, падение цен на казахстанские еврооблигации. И благодаря внедрению накопительной пенсионной системе, биржевой рынок Казахстана быстро оправился, так как компании по управлению пенсионными активами скупили эти финансовые инструменты и восстановили их доходность/16,с.38/.

Предприятия промышленности получили возможность доступа к новым относительно недорогим финансовым ресурсам, если они могли включить свои ценные бумаги в официальный список категории «А» Казахстанской фондовой биржи.

В этот период значительно повысился статус фондовой биржи и её членов – брокеров-дилеров, у эмитентов возник реальный интерес к выполнению листинговых требований биржи об открытости, прозрачности и стабильности их деятельности.

Впервые была налажена цепочка: инвестор – финансовые посредники – эмитенты. Главное достижение – это цивилизованный способ взаимодействия между эмитентами ценных бумаг и простыми инвесторами через систему профессиональных финансовых посредников, имеющих необходимые для защиты простых интересов образование, знания, опыт работы и финансовую устойчивость /16, с.41/.

К началу 1999 года государству удалось решить  большинство из задач, касающихся проблемы развития рынка ценных  бумаг,  поставленных  в Программе развития от 1996  года,  в  реализации  которой  удалось  создать  и развить инфраструктуру фондового рынка. Но ее  успешная  реализация  тем  не менее не дала реальной активизации фондового рынка  страны  и  вовлечения в инвестиционный процесс широкого спектра потенциальных участников. Так, в рамках реализации вывода на организованный фондовый рынок государственных пакетов акций предприятий «второго эшелона» на фондовой бирже выставлялись для продажи акции 38 акционерных обществ.

Программа развития рынка ценных бумаг на 1999 – 2000 годы исходит  из того, что активизация фондового рынка и увеличение его объемов не  являются самоцелью. Необходимо было избежать ошибок, совершённых  многими развивающимися странами, создавшими спекулятивные рынки, неизбежные крахи которых приводят к общему кризису экономики.

Целью новой программы является задействование рынка ценных бумаг как эффективного механизма мобилизации и перераспределения внутренних сбережений и средств потенциальных иностранных инвесторов с созданием необходимых условий для привлечения портфельных инвестиций в реальную экономику /18, с.35/.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты