Таким образом, первичный рынок ценных бумаг является фактическим регулятором рыночной экономики /9, с.76-90/.
Бумаги приобретённые инвесторами при эмиссии, могут быть перепроданы. Такие сделки совершаются на вторичном рынке, где происходит дальнейшее движение права собственности на ценные бумаги. На этом рынке основными участниками являются не эмитенты и инвесторы, а спекулянты, преследующие цель получения прибыли в виде курсовой разницы, которые, осуществив выкуп всех эмитированных акций на первичном рынке ценных бумаг, затем продают их по более высокой рыночной стоимости, тем самым они обеспечивают ликвидность вторичного фондового рынка. В результате происходит постоянное перераспределение собственности.
Основное назначение вторичного фондового рынка ценных бумаг состоит в поддержании ликвидного рынка ценных бумаг, что позволяет реализовать интересы инвесторов. В этом случае инвестор имеет возможность в любой момент продать принадлежащие ценные бумаги по рыночной стоимости. Тем самым поддерживается доверие инвесторов к фондовому рынку как инструменту вложения временно свободных денежных средств.
Таким образом, вторичный рынок в отличие от первичного является инструментом перераспределения прав собственности и не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране /4, с.131-136/.
Первичное размещение и вторичный оборот фондовых ценностей предполагает специальные формы торговли, существенным образом отличающиеся от торговли реальным товаром. По способам торговли рынок ценных бумаг подразделяется по следующим признакам:
а) организованный и неорганизованный;
б) биржевой и внебиржевой;
в) традиционный и компьютерный;
г) кассовый и срочный.
Среди указанных разновидностей важнейшим является биржевой рынок /12, с.124/, развитие которого будет подробно проанализировано в следующем разделе нашей дипломной работы.
Важным условием функционирования фондового рынка является обязательное соблюдение всеми участниками правил игры на рынке ценных бумаг, где большое значение имеет саморегулирование. Особую роль в регулировании играет фондовая биржа как наиболее развитая форма организации рынка и контроля за деятельностью всех участников биржевой торговли. Но направляющая и регулирующая роль в деятельности финансовых институтов, функционирующих на рынке ценных бумаг, отведена государственным органам. Мировая практика показала необходимость государственного регулирования фондового рынка. Она выработала формы и методы такого регулирования, сходные в основных чертах, но имеющие свои особенности в различных странах /13, с.70/.
Регулирующие органы выполняют в основном три функции, направленные на защиту инвесторов от финансовых потерь:
а) регистрация всех участников рынка ценных бумаг;
б) обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией;
в) осуществление контроля и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.
В мировой практике государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого и косвенного вмешательства уполномоченных органов в его функционирование.
К основным направлениям прямого вмешательства относится весь комплекс законотворческой деятельности представительных органов и органов исполнительной власти по проблемам и развитию рынка ценных бумаг. Основой законодательной инфраструктуры фондового рынка Республики Казахстан в настоящее время является Закон «О рынке ценных бумаг» от 02 июля 2003 года /7/.
Основная идеология рынка ценных бумаг, отражённая в законодательстве Республики Казахстан, заключается в следующих принципах:
а) полная и достоверная информация обо всех видах эмиссии ценных бумаг, доступная каждому потенциальному инвестору;
б) квалификация участников рынка ценных бумаг, от которых, возможно, зависит финансовое благополучие клиента.
В систему рычагов косвенного воздействия входят:
а) контроль за находящейся в обращении денежной массой и за объёмом кредитов с помощью государственного влияния на ставки ссудного процента (ставка рефинансирования);
б) налоговая политика государства;
в) выход государства на рынки ссудных капиталов (эмиссионная деятельность государства), создающий прямую конкуренцию корпорациям;
г) гарантии правительства по депозитам, кредитам, займам;
д) внешнеэкономическая политика государства (регулирование операций с иностранной валютой, золотом) /10, с.328-330/.
В настоящее время на финансовом рынке Республики Казахстан действует единый государственный орган, так называемый мегарегулятор. Им является Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, устанавливающего общие для всех участников финансового рынка правила и контролирующего все сегменты финансового рынка /14/. Такие же органы контроля и регулирования существуют в Норвегии с 1986 года, Великобритании с 1997, Японии – 1988 год, и во многих других странах /13, с.71/.
В Казахстане регулирование рынка объективно необходимо: во-первых, оно напрямую связано с острой необходимостью изыскания ресурсов для финансирования неотложных потребностей как предприятий государственного сектора, так и для частных предпринимателей; во-вторых, для финансирования государственного бюджета; в-третьих, из-за формирования новых косвенных механизмов контроля за денежной массой со стороны Национального Банка Республики Казахстан.
Сотрудничество между государственными и саморегулирующими организациями необходимо для дальнейшей жизнедеятельности системы, так как их регулирование является эффективным средством для функционирования рынка ценных бумаг /15, с.20-23/.
Таким образом, рынок ценных бумаг как инструмент рыночного регулирования играет значительную роль в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Фондовый рынок является наиболее активной частью современного финансового рынка Республики Казахстан и позволяет реализовать разнообразные интересы его участников. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Наличие развитого рынка ценных бумаг влияет на эффективное развитие всего финансового сектора страны. Для существования в стране развитого рынка ценных бумаг необходимы такие его компоненты, как спрос и предложение, рыночная инфраструктура, а также системы его регулирования. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает расти.
1.2 История становления и развития рынка ценных бумаг
в Республике Казахстан
Рынок ценных бумаг в Республике Казахстан формировался и развивается учитывая как исторические традиции страны, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой и который может развиваться только при нормальных товарно-денежных отношениях и отношениях собственности.
Экономический рост, сопровождаемый преобразованиями в стране, - главный фактор становления и развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. Пенсионная реформа, массовая приватизация все эти мероприятия оказывают прямое воздействие на рынок ценных бумаг, и такая тесная взаимоувязка делает невозможным успешную реализацию одного элемента без тщательной разработки другого.
В рамках прошедших и происходящих в стране процессов становления и совершенствования фондового рынка в контексте развития всего финансового рынка, можно выделить несколько этапов формирования с начала перестройки /16,с.37/. В Казахстане фондовый рынок появился как логический элемент осуществления процессов разгосударствления и приватизации, где государственное регулирование играет особую роль /Приложение А/.
С 1988 по 1991 годы фондовый рынок развивался спонтанно, так как с вступлением в силу Союзного закона «О государственном предприятии», а также в связи с арендно - кооперативным бумом, активы государственных предприятий переходили в частный сектор. К 16 декабря 1991 года, дате провозглашения суверенитета Республики Казахстан, рынок ценных бумаг, в отличие от других секторов финансового рынка, практически полностью отсутствовал. Иначе и не могло быть, так как сами объекты данного рынка ценные бумаги, которые подтверждают имущественные права, права частной собственности своих владельцев и не могли существовать в условиях социалистического хозяйствования.
Начало формирования фондового рынка пришлось на 1991 – 1993 годы, после принятия национальной (государственной) Программы разгосударствления и приватизации, которая определила акционирование в качестве формы приватизации, когда с помощью чековой схемы произошло первичное закрепление прав частной собственности. Посредством акционирования было проведено первичное размещение акций. На этом этапе создавались предпосылки и необходимая законодательная основа для обращения ценных бумаг /17, с.19-23/.
Первое казахстанское законодательство о ценных бумагах появилось в 1991 году. В соответствии с Законом Казахской ССР "Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже" Министерство финансов республики осуществляло контроль за выпуском и обращением ценных бумаг на территории Казахстана.
Для лицензирования лиц, осуществлявших профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в качестве финансовых посредников, была разработана и в марта 1992 года коллегией Министерства финансов утверждена Временная инструкция о порядке лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. На основании данной инструкции Министерством финансов с 1992 года по 1994 год были выданы лицензии 1460 физическим и 98 юридическим лицам. Процедура регистрации выпуска в обращение ценных бумаг с 1992 года по май 1995 года осуществлялась также в соответствии с Временными правилами.
В этот же период был принят еще целый ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность на рынке ценных бумаг, такие как Указ президента Республики Казахстан «О мерах по активизации работы по разгосударствлению и приватизации собственности в отраслях материального производства», на основании которых была сделана попытка запуска фондового рынка через механизм приватизации.
17 ноября 1993 года, по инициативе Национального банка Казахстана и крупнейших в то время банков второго уровня, была основана казахстанская фондовая биржа под наименованием ЗАО «Казахстанская межбанковская валютная биржа» /Приложение А/.
Несмотря на такую интенсивную работу по созданию нормативно-правовой базы, становление рынка ценных бумаг в Казахстане в эти годы осложнялось гиперинфляцией, спадом производства и затруднялось ещё и тем, что практически вся собственность находилась в руках государства. В тот период законодательная база, впервые образованные акционерные общества и участники рынка, круг которых согласно законодательству исчерпывался брокерами и фондовой биржей, были далеки от совершенства.
С 1993 по 1996 годы приходит период борьбы за контроль над созданными в ходе приватизации акционерными обществами, в том числе по средствам перераспределения и концентрации первично приобретённых прав собственности. С принятием Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан и широкого круга законодательно-нормативных документов, направленных на формирование рынка ценных бумаг, было заложено начало формирования рынка корпоративных ценных бумаг в стране. В короткие сроки государством была проделана огромная по своему значению и качеству работа становления и развития рынка ценных бумаг. Период массовой приватизации и акционирования государственных предприятий в 1991 – 1994 годах дал толчок для образования многочисленных акционерных обществ и развития независимых регистраторов.
В результате этого Министерство финансов зарегистрировало выпуск акций около 1000 акционерных обществ и банков, холдинговых компаний. Общая сумма эмиссий составила свыше 120 миллиардов рублей, или свыше 600 миллионов тенге. В течение указанного времени ряд акционерных банков зарегистрировали несколько выпусков акций. Так, например, Кредсоцбанк зарегистрировал семь эмиссий на общую сумму около 17 миллионов тенге, Казкомстройбанк – шесть эмиссий на общую сумму свыше четырех миллионов тенге. Казахстанские банки были инициаторами формирования фондового рынка и являются главными его участниками /17, с.19-23/.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13