Совершенствование системы социальных выплат
ВВЕДЕНИЕ
Социальная защита населения в теории и практике социального государства занимает без преувеличения особое место, поскольку данное направление социальной политики обеспечивает условия жизнедеятельности экономически несамостоятельным категориям населения, которые не смогут прожить без поддержки государства. Поэтому социально-экономическое положение представителей слабозащищенных слоев населения является своеобразным индикатором степени «социальности» государства.
Ретроспективный анализ становления социальной защиты в современной России показывает, сколь огромный путь проделан в направлении перехода от всеобщего социального обеспечения к системе социальной защиты, соответствующей реалиям рыночной экономики. Он же отражает все сложности этого пути и высвечивает тот факт, что нынешнее состояние социальной защиты далеко от желаемого, черты которого отражены в многочисленных исследованиях в области социальной политики и необходимость которых признается как представителями научного сообщества, так и практиками [12].
Система социальной защиты, сложившаяся в начальный период проведения экономических реформ (в 1990-е гг.), носила своеобразный характер.
С одной стороны, наблюдались активные попытки формирования либеральной модели организации социальной защиты, нацеленной на оказание помощи исключительно представителям бедных слоев населения, и для этих целей были сформированы некоторые финансовые механизмы и элементы нормативно-законодательной базы.
С другой стороны, сохранились и даже в некоторой степени закрепились подходы к социальной защите, реализовавшиеся в дореформенный период, что выразилось в увеличении количества и объемов натуральных льгот, предоставлявшихся не по принципу нуждаемости, а по принадлежности к определенным социально-демографическим и профессиональным категориям населения, т.е. по категориальному признаку.
Постепенный переход от «политики выживания» к «политике развития» в ходе реализации социально-экономических реформ делал все более очевидным невозможность консервации практик социальной защиты, сложившихся в 1990-е гг. Адресный и категориальный подходы к предоставлению социальной помощи пришли в крайнее противоречие. С одной стороны, государство «увязло» в социальных обязательствах, предоставляемых по категориальному принципу (хоть зачастую и декларируемых, а не реальных), с другой – значительное количество действительно нуждающихся в социальной помощи не могли ее получить. В условиях бюджетных ограничений и высокого уровня бедности населения необходимость полной реализации принципа адресности становилась все более насущной.
В этой связи целью дипломной работы является разработка административного регламента в рамках совершенствования механизма социальных выплат.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую базу и принципы разработки административных регламентов на оказание муниципальных услуг;
- исследовать механизм организации и практику социальных выплат в городе Магадане;
- изучить практику применения административных регламентов на оказание муниципальных услуг в городе Магадане;
- выявить основные проблемы и оценить эффективность применения административных регламентов на оказание муниципальных услуг на примере Центра Социальных выплат города Магадана;
- обосновать меры совершенствования организации социальных выплат на примере ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- разработать административный регламент на оказание муниципальной услуги по выплате пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в Центре Социальных выплат города Магадана.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты административных регламентов, оценены результаты проводимой в России административной реформы, определен порядок разработки административных регламентов на оказание муниципальных сформулированы подробные отличия муниципальных услуг и муниципальных функций. Во второй главе представлен подробный и исчерпывающий анализ практики применения административных регламентов в центре социальных выплат города Магадана, выявлен круг проблем и узких мест при организации всех протекающих процессов. В третьей главе предложен ряд мероприятий по совершенствованию механизма социальных выплат на примере ежемесячных выплат по уходу за ребенком до 1,5 лет, представлены основные результаты предлагаемых мероприятий. В заключении представлены основные выводы по трем главам.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ АДМИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ
1.1 Реформирование системы государственного управления в России: административная реформа
Реформирование системы государственного управления в России является одним из основных условий ускорения социально-экономического развития страны. В 2003 - 2005 годах были приняты важные решения в рамках проведения административной реформы в Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2008 № 157-р определены цели и задачи административной реформы до 2010 года:
- повышение качества и доступности государственных услуг;
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
В результате реализации начального этапа административной реформы к 2009 году были созданы необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления.
Проведены анализ и классификация функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. Всего в рамках работы Правительственной комиссии по проведению административной реформы было проанализировано 5634 функции, из них признано избыточными - 1468, дублирующими - 263, требующими изменения - 868. Приняты и готовятся нормативные правовые акты по отмене ряда избыточных и дублирующих функций.
Ведется работа по оптимизации сети подведомственных федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений. Правительственной комиссией по проведению административной реформы были подготовлены предложения, касающиеся оптимизации сети подведомственных федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, одобренные Правительством Российской Федерации.
Проанализирована деятельность 18983 учреждений и 6478 предприятий, из них предполагается ликвидировать, реорганизовать либо приватизировать 5008 учреждений (36,4 процента) и 3353 предприятия (51,8 процента) [10].
Приняты изменения для внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, связанные с устранением функций федеральных органов исполнительной власти по внесудебному приостановлению работы организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении угрожающих жизни и здоровью людей нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Внесены изменения в Федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие поэтапную отмену лицензирования 49 из 123 видов деятельности.
Готовятся проекты федеральных законов об административных регламентах в органах исполнительной власти и о стандартах государственных услуг, ведется разработка перечней и стандартов государственных услуг, оказываемых на федеральном уровне.
Разработан и одобрен Правительством Российской Федерации проект Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", предусматривающий открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Начато реформирование системы закупок для государственных и муниципальных нужд: принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В то же время стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть мероприятий административной реформы. По ряду ее приоритетных направлений работы еще не начаты. Прежде всего это касается механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти, необходимых для работы в новых условиях.
Не разработаны стандарты качества и доступности государственных услуг и административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.
Должны получить развитие меры, направленные на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве и предусматривающие повышение эффективности государственного контроля и надзора, упорядочение лицензирования, проведения государственной регистрации, аккредитации, государственных экспертиз и других форм государственного регулирования административного характера.
Необходимо разработать механизмы противодействия коррупции. Требует оптимизации взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействие органов исполнительной власти с гражданским обществом [17].
Необходимо внедрить механизмы досудебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц.
Отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по внедрению систем информационно-технологического обеспечения административных процессов. Уровень использования современных информационных технологий остается недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности органов государственной власти.
Механизмы создания и ведения системы порталов государственных услуг, обеспечивающих свободный доступ пользователям информационно-телекоммуникационной сети Интернет к систематизированной информации о государственных услугах, а также механизмы, обеспечивающие эффективное электронное взаимодействие получателей государственных услуг с органами государственной власти, предоставляющими государственные услуги, в том числе с использованием электронных документов, удостоверенных электронной цифровой подписью.
В основном административная реформа затронула федеральный уровень исполнительной власти. На региональном уровне она реализуется лишь в виде экспериментов.
По свидетельству международных экспертов, по эффективности государственного управления и качеству публичных услуг Российская Федерация находится на одном уровне со странами, намного уступающими ей в экономическом развитии. А по ряду интегральных показателей, используемых в международной практике, Россия значительно уступает не только развитым странам, но и большинству стран Восточной Европы.
В частности, в рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за последний год Российская Федерация по показателю "качество государственных институтов" опустилась с 81-го на 89-е место.
Согласно индексу GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), который определяется 1 раз в 2 года Всемирным Банком и оценивает эффективность государственного управления в 209 странах, Россия по таким показателям, как эффективность работы правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль за коррупцией, находится в нижней части рейтинга.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13