2.2 Практика применения административных регламентов по оказанию муниципальных услуг по социальным выплатам
В муниципальном образовании «город Магадан», как в городе с существенной социальной дифференциацией, необходимо добиваться снижения уровня социальной напряженности.
Сделать это возможно путем предоставления мер муниципальной поддержки, поскольку только федеральных и областных мер социальной поддержки недостаточно. Об этом говорят данные социологического исследования на тему «Востребованность мер социальной поддержки», проведённого в 2009 году.
Почти четверть (23,2%) респондентов отметили «материальную помощь», как наиболее востребованную меру социальной поддержки. Вероятно, таким косвенным способом, было зафиксировано ухудшение социального самочувствия и благосостояния граждан в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом.
Также необходимо отметить, что в число социально незащищенных граждан попали не только традиционно малоимущие слои населения (инвалиды, пенсионеры), но и группы активного населения, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Так, среди опрошенных получателей мер муниципальной поддержки были выделены следующие группы населения (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1 Доля населения города Магадана, получающая социальные выплаты, %
Как видно по данным, представленным на рисунке 2.1, неполные и многодетные семьи также находятся в экономически уязвимом положении и нуждаются в социальной поддержке.
Реализуемая в 2005-2009 годах в целях поддержки вышеперечисленных категорий граждан городская целевая программа «Муниципальная поддержка отдельных категорий жителей города Магадана», позволила органам местного самоуправления своевременно и оперативно реагировать на актуальные потребности жителей города, оказывать различные виды муниципальной поддержки гражданам и их семьям.
В таблице 2.1 представлены данные, характеризующие уровень социальных выплат в городе Магадане на одного нуждающегося в среднем.
Таблица 2.1
Показатели, характеризующие уровень социальных выплат в городе Магадане, за 2009 год
Показатели |
Единица измерения |
Фактическое значение индикатора за 2009 год |
1 |
2 |
3 |
Численность граждан, нуждающихся в мерах муниципальной поддержки |
Чел. |
16 000 |
Предоставлено бытовых услуг |
Руб./ чел. |
410,51 |
Предоставлено транспортных услуг |
Руб./ чел. |
627,28 |
Предоставлено услуг общественного питания |
Руб./ чел. |
1839,65 |
Проведено социально-значимых акций и мероприятий |
Руб./ чел. |
491,20 |
Данные, представленные в таблице 2.1 говорят о том, что наибольшая сумма по социальным выплатам населению Магадана приходится на услуги общественного питания. На втором месте по размеру находятся транспортные услуги, на третьем социально-значимые акции и мероприятия. Однако, численность нуждающихся в социальных выплата увеличивается с каждым годом. Об этом свидетельствуют данные, представленные на рисунке 2.2.
Рис. 2.2 Динамика численности нуждающихся в социальных выплатах в городе Магадане, чел.
По данным, представленным на рисунке 2.2, можно констатировать стабильный рост численности нуждающихся людей в социальной поддержке со стороны государства. Так, рост численности таких категорий граждан в 2008 году составил 6%, а в 2009 году 4%.
В этой связи, органами муниципальной власти разрабатываются различные инструменты социальной поддержки населения. Одним из них является Программа социальной поддержки жителей города Магадана.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
- создание для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в предоставлении социальных услуг, благоприятных условий для преодоления возникших проблем;
- проведение мероприятий по социальной адаптации отдельных групп населения (дети из семей, находящихся в социально опасном положении; граждане, освободившиеся из мест лишения свободы);
- повышение уровня материальной обеспеченности семей, одиноко проживающих граждан, доход которых не превышает 50% прожиточного минимума в расчёте на душу населения, установленного на территории города Магадана, за счет снижения их расходов на ряд услуг (бытовые, транспортные, общественное питание и т.д.);
- стимулирование безработных граждан к трудоустройству, профилактика социального иждивенчества;
- совершенствование принципа индивидуального подхода при предоставлении мер муниципальной поддержки;
- обеспечение проведения традиционных городских социально - значимых акций и мероприятий для сохранения социально-культурных традиций муниципального образования «Город Магадан».
В процессе исполнения программных мероприятий планируется достижение следующих результатов:
- снижение социальной напряженности среди отдельных слоев населения муниципального образования «Город Магадан»;
- создание для семей, одиноко проживающих граждан, попавших в трудные жизненные ситуации, условий для выживания и оказание содействия в преодолении сложившихся обстоятельств;
- повышение уровня и качества жизни отдельных категорий граждан (повышение уровня материальной обеспеченности, обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и т.д.);
- обеспечение реализации права отдельных категорий граждан пониженной мобильности на доступ к организациям и учреждениям социальной инфраструктуры;
- оптимизация инициативы мэрии города Магадана, а также её структурных подразделений и муниципальных учреждений в реализации городской политики в области социального обеспечения населения;
- сохранение социально-культурных традиций населения муниципального образования «Город Магадан»;
- формирование банка кандидатов в опекуны и повышение компетенции опекунов в части разрешения типичных трудностей, возникающих в опекунских семьях.
В результате Центром Социальных выплат города Магадана за последние три года было произведено социальных выплат на общую сумму 6,45 млн. руб. (за 3 года). Это можно посмотреть на следующем рисунке 2.3.
Рис. 2.3 Динамика объема предоставленных социальных выплат, млн. руб.
По данным, представленным на рисунке 2.3 можно сделать вывод о том, что объемы социальных выплат с каждым годом возрастают.
Так, в 2008 году рост единовременных социальных выплат возрос на 13,3%, в 2009 году на 33,3%
Объемы выплаченных ежемесячных пособий в 2008 году так же увеличились но, на 56%, а в 2009 году на 2,5%. Объемы периодических социальных выплат так же имеют тенденцию к росту в течение всего анализируемого периода. В 2008 году их рост составил 54,2%, а в 2009 году 11,1%. Всего, в 2007 году было выплачено социальных выплат на общую сумму 1,3 млн. руб. в 208 году – 2,2 млн. руб. в 2009 году – 2,6 млн. руб.
Структура социальных выплат в Центре включает:
1. Расходы по оплате учреждениям и организациям здравоохранения услуг, оказываемых pa6oтникам за счет средств предприятия.
2. Оплату путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия за счет средств предприятия.
3. Оплату абонементов в группы здоровья, занятии в спортивных секциях, оплату расходов по протезированию и другие подобные расходы.
4. Возмещение платы родителей за детей в дошкольных учреждениях.
5. Компенсацию женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (без пособий но социальному страхованию).
6. Компенсацию работникам морального вреда, определяемую судом.
7. Выходное пособие при прекращении трудового договора.
8. Суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников.
9. Оплату проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом.
10. Стоимость льгот по проезду для работников железнодорожного, морского, речного, автомобильного, авиатранспорта, городского электротранспорта, транспортного строительства.
11. Оплату стоимости проезда работников и членов их семей к месту отдыха и обратно (включая предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) и оплату стоимости багажа.
12. Материальную помощь, предоставленную отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д.
13. Стипендии работникам, состоящим в списочном составе и направленным предприятиями на обучение в учебные заведения.
14. Выплаты (доплаты, компенсации, оплата путевок и т.п.) за счет средств бюджета в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
15. Компенсацию педагогическим работникам образовательных учреждений за приобретение книг, учебников и другой издательской продукции.
16. Расходы по возмещению ценовой разницы на продукцию, отпускаемую подсобными хозяйствами для общественного питания работников предприятия.
17. Расходы на погашение ссуд, выданных работникам предприятия.
18. Суммы, предоставленные работникам для первоначального взноса или на частичное (полное) погашение кредита на жилищное строительство.
19. Иные выплаты.
Срок рассмотрения заявления о предоставлении социальных выплат и определения права на ее получение составляет 15 календарных дней со дня поступления заявления и всех необходимых документов.
В случае необходимости осуществления дополнительной проверки предоставленных заявителем сведений о составе и доходах семьи срок рассмотрения заявления увеличивается до 30 календарных дней с момента подачи заявления.
Центр Социальных выплат города Магадана вправе отказать в предоставлении социальной выплаты по следующим причинам:
- непредставление- личного заявления;
- полное или частичное отсутствие документов или несоответствие представленных документов установленным требованиям;
- несоответствие заявителя (семьи- заявителя) критериям, на основании которых производится предоставление социальной выплаты;
- выезда на постоянное место жительства семьи (одиноко- проживающего гражданина) за пределы муниципального образования «Город Магадан»;
- обнаружения недостоверности предоставленных сведений;
- предоставления заявителем документов, противоречащих друг другу или не содержащих необходимых сведений;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13