Сущность миграционной политики и закономерности ее реализации на территории РФ на примере Курганской области

Сущность миграционной политики и закономерности ее реализации на территории РФ на примере Курганской области

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Курганский Государственный Университет

Юридический факультет

Кафедра социологии и социальной работы

Дипломная работа


Сущность миграционной политики и закономерности ее реализации на территории РФ на примере Курганской области




Студент группы 586(4)

И.В. Котковец

Специальность – Социальная работа /040101/


Руководитель

ст. преподаватель В.В. Шайдт


Заведующий кафедрой

кандидат фил. наук, доцент В.И. Корниенко



2009

Введение


Начиная с 1992 года, наблюдается сокращение общей численности населения страны вследствие происходящих в ней демографических процессов. Согласно среднему варианту прогноза Госкомстата, сделанному на основании данных переписи 2002 года, население страны к 2026 году уменьшится до 137 млн. человек при условии некоторого прогресса в рождаемости и средней продолжительности жизни. При сохранении современных тенденций развития демографической ситуации численность населения страны может упасть до 125 млн. человек. Если естественная убыль трудоспособного населения в 2007 году составляла около 300 тыс. человек, то уже в 2010—2018 годах сокращение превысит 1 млн. человек в год [2.26, с.17].

Состояние российского рынка труда характеризуется низкой межрегиональной мобильностью трудовых ресурсов. Основной проблемой является территориальный и отраслевой дисбаланс трудоспособного населения, что проявляется в дефиците квалифицированных кадров в отдельных сферах деятельности при наличии незанятых внутренних трудовых ресурсов. В структуре внутренних миграционных перемещений 55 процентов осуществляются в пределах субъектов Российской Федерации, 45 процентов — между ними [2.32, с.45]. Это характерно не только для ситуации на федеральном уровне, но и для регионов, в частности в Курганской области.

В этой связи привлечение мигрантов - иммиграция превращается в одно из стратегических направлений миграционной политики России. Именно поэтому анализ особенностей региональной миграционной политики приобретает сейчас особую актуальность.

Миграционные процессы оказались в центре внимания современных исследований в силу своей значимости и масштабов их непосредственного и опосредованного влияния на политическую, экономическую и социально-культурную жизнь как стран, продуцирующих миграционные потоки, так и стран, их принимающих [2.44, с.123].

Изучением сущности и особенностей миграции занималась С. К. Бондырева. Над проблемами беженцев и вынужденных переселенцев работали такие ученые, как С. В. Баранова, Е. К. Кириллова, Г. У. Солдатова, А. С. Шурупова. Интерпретацией понятия миграционная политика занимались Е. Б. Бреева, Е. Волосенкова, М. Б. Денисенко, И. Г. Зайнышев, В. А. Ионцев, Я. А. Пляйс, Б. С. Хорев. О проблемах современной миграционной политики, изменениях и противоречиях в законодательстве писали Г. Богодевич, О. Воробьева, Ю. Г. Ефимов, С. М. Подливалов, А. Синицын, Е. В. Шлыкова и другие.

Объектом нашей дипломной работы является миграционная политика.

Предметом – особенности реализации миграционной политики на территории Курганской области.

Цель нашего исследования состоит в следующем: на основе теоретических аспектов миграционной политики РФ проанализировать специфику реализации миграционной политики в Курганской области и дать рекомендации по повышению эффективности методов ее реализации.

В соответствии с целью нашей работы поставлены следующие задачи:

1.        Рассмотреть мигрантов как объект миграционной политики: классификацию, проблемы мигрантов, формы и методы работы с ними;

2.        Изучить сущность миграционной политики и закономерности ее реализации на территории РФ;

3.        Проанализировать нормативно-правовые акты, регламентирующие данное направление социальной политики;

4.        Проанализировать социально-демографическую, миграционную ситуацию в Курганской области и меры по обеспечению реализации региональной миграционной политики;

5.        Определить механизмы по средствам, которых возможно ее совершенствование.

При написании дипломной работы были использованы следующие методы: анализ документов (нормативно - правовой базы, статистических данных), изучение и анализ социологических исследований и другие. В качестве материалов для этих методов были использованы данные Курганстата, Управления ФМС России по Курганской области, Курганского областного отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники».

Практическая значимость заключается в том, что рекомендации, предложенные на основе анализа социально-демографической, миграционной ситуации в Курганской области, методов по реализации региональной миграционной политики, могут быть использованы на практике в различных службах для анализа миграционной ситуации в области, оценки текущего состояния, а также выявления слабых сторон и их корректировки.

Структура нашей квалификационной работы определяется задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

1.  Теоретические аспекты миграционной политики Российской Федерации

1.1 Мигранты как объект миграционной политики

Под объектом миграционной политики понимаются люди, участвующие в миграционных процессах – мигранты. Профессор В.И. Курбатов определяет мигрантов (от лат. «переселяющийся») как – лиц, покинувших места постоянного проживания для постоянного или временного переселения в другие регионы страны или за ее пределы [2.69, с.259].

В зависимости от типа, вида и причины миграции, в миграционном потоке можно выделить различные категории мигрантов, имеющих ряд общих признаков, проблем и являющихся носителями определенных свойств. Всех мигрантов делят на:

а) эмигрантов – граждане России, выезжающие с ее территории по каким-либо причинам;

б) иммигрантов – иностранцы (иностранные граждане и лица без гражданства), прибывающие в Россию (находящиеся на территории РФ) по различным причинам.

Кроме того, среди эмигрантов и иммигрантов выделяют категорию «транзитные» мигранты:

- эмигранты транзитные – граждане бывшего Союза ССР, не являющиеся гражданами России, постоянно проживающие в государствах - бывших республиках СССР и прибывающие в Россию с целью упрощения процедуры выезда в третьи страны (то есть выезжающие из одной страны СССР через Россию и едущие в другую страну СССР);

- иммигранты транзитные – иностранцы, прибывающие в России с целью упрощения процедуры выезда в третьи страны (например, граждане Китая въезжают в Россию, чтобы затем выехать в другую страну) [2.63, с.180].

К вынужденным внешним (с пересечением государственной границы) мигрантам можно отнести:

- людей, ищущих политическое убежище, так как в своей стране их преследуют по политическим, религиозным и другим мотивам;

- беженцев - лица (для РФ – не являющиеся гражданами РФ), которые в силу в полнее обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности, не могут пользоваться защитой или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее, вследствие таких опасений» [2.70, с.33];

- людей, ищущих работу, но попадающих в руки криминальных структур, обманом или силой вывозящих мигрантов в другие страны для эксплуатации.

К добровольным внешним мигрантам относятся:

- трудовые мигранты, находящие более выгодные условия приложения своих сил в другой стране. Например, из России, Индии в США, Германию переехало немало математиков, программистов, работавших в престижных университетах и центрах;

- мигранты, переезжающие в другие страны для воссоединения с семей – родители к детям, дети к родителям, к другим родственникам;

- репатрианты – часть соотечественников, возвращающихся из-за границы с целью стать гражданами на территории исторической родины. Часть таких мигрантов в некоторых странах (например, в Германии) пользуется услугами социальных работников, выполняющих задачу интеграции новых жителей в общество.

К вынужденным внутренним (в пределах государства, в пределах региона) мигрантам относятся:

- временно перемещенные лица, то есть на время, например, из районов землетрясения, наводнения, схода лавин и селей, из районов военных действий и т.д.; в перспективе они могут возвратиться на прежнее место жительства;

- вынужденные переселенцы - граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении их или членов их семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка [1.5, ст.1].

- мигранты из зон экологических бедствий (экологические мигранты из зон, пострадавших от радиоактивного заражения в результате аварий на Чернобыльской АЭС, на производстве «Маяк»). Для этих групп мигрантов, членов их семей особенно актуально квалифицированное социальное обслуживание, осуществляемое социальными работниками, психологами и медиками.

К внутренним добровольным мигрантам относятся:

- переезжающие из сельской местности в города и, наоборот, в поисках более подходящих условий;

- трудовые мигранты, то есть люди, перемещающиеся внутри страны в поисках работы;

- переселяющиеся в поисках подходящего для здоровья климата, например, пенсионеры, выработавшие определенный трудовой стаж в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним [2.26, с.15].

Т.В. Кочуков предлагает выделить еще две основные категории иностранцев:

во-первых, граждане или лица без гражданства так называемого «ближнего зарубежья», бывшие граждане СССР, а ныне - выходцы из государств, образованных из бывших союзных республик (соотечественники);

во-вторых, приезжие из «дальнего» зарубежья, граждане всех прочих государств» [2.86].

Представленная выше классификация мигрантов указывает на существование разнообразных категорий этой группы людей, которым необходимо помочь найти себя в новых территориальных, социально-демографических, духовно-культурных и профессиональных условиях, как правило, неблагоприятных, обеспечить формирование новых личных и общественных связей взамен утраченных. Дезинтегрированность мигрантов существенно отличается от таковой у других слабых слоев населения, в силу чего необходимо выделять мигрантов как один из объектов социальной работы [2.26, с.20].

Среди основных социальных проблем, которые в той или иной степени испытывают почти все мигранты следует выделить:

·          жилищную проблему;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты